В любом виде деятельности человека можно выделить две компоненты. Первая из них характеризует труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в нее никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд будем называть регламентированным или а-трудом. Вторая компонента характеризует труд, направленный на создание новых духовных или материальных благ, а также новых методов производства. Этот вид труда будем называть новационным, творческим или |3-трудом. Типичным примером деятельности, в которой преобладает а-труд, является выполнение производственной операции сборщиком на конвейере с регламентированным ритмом. Существенно, что в данном случае речь идет не о способностях работника, а об объективных возможностях их реализации. Регламентированным может быть не только малоквалифицированный физический труд. В частности, деятельность чиновника, если она сводится только к слепому выполнению йнструк- ций, объективно является а-трудом. Таким образом, а-труд может быть как физическим, так и умственным. Преимущественно творческим является труд изобретателей, рационализаторов, ученых, педагогов, врачей, инженеров, организаторов производства, предпринимателей и т. д. Высшим проявлением творчества считается искусство, ибо в нем не только, как в изобретательстве, исключается повторение (копирование), но, кроме того, продукт творчества в этой сфере еще и индивидуален, являясь отражением личности автора. Известны случаи, когда одинаковые изобретения и научные открытия делались независимо и почти одновременно разными людьми в разных странах. В искусстве такие ситуации принципиально невозможны. В цивилизованной экономике одной из характеристик значимости творческих элементов в данном виде деятельности может быть доля оплаты труда в виде гонорара (за рационализаторские предложений, изобретения, статьи, книги и т. д.) в общих доходах работника. В этом аспекте прибыль предпринимателя, действующего в условиях реальной конкуренции и правового государства, становится формой авторского гонорара. Представляется оправданным, что в классификации видов деятельности, действующей в ФРГ, предприниматели объединены по источнику доходов в одну группу с лицами свободных профессий: писателями, художниками, архитекторами и т. п. Возрастание роли творчества наиболее отчетливо проявляется в появлении новых видов продукции и услуг, совершенствовании технологии, увеличении доли ученых, инженеров, высококвалифицированных рабочих, врачей, педагогов в общей численности занятого населения. Менее очевиден прогресс в литературе и искусстве. Хотя объем продукции этой сферы постоянно растет, ее качество далеко не всегда способствует совершенствованию духовного мира человека, что дает основания для выводов о деградации значительной части художественной культуры [Нордау]. Необходимость выделения двух компонент труда объективно обусловлена принципиальными различиями в их влиянии на формирование дохода предприятия и национального дохода страны. Увеличение конечного продукта за счет а-труда возмож- Ж 3
2
1 1 1 1 —|—► Рис. 1.1.3.1. Примеры соотношений а-труда и Р-труда: 1 — сборка на конвейере, машинописные работы, копирование и т. п.; 2 — труд рабочих средней и высшей квалификации, проектирование, управление, предпринимательство; 3 — рационализация, изобретательство, исследования
I но только при увеличении численности работников, продолжительности времени труда и его интенсивности. За счет $-труда рост объема продукции возможен при неизменных или даже уменьшающихся затратах рабочего времени и интенсивности труда. Это обусловлено тем, что на основе новых технических, организационных и предпринимательских идей создаются новые виды изделий, улучшаются параметры существующих, снижаются затраты труда и средств производства на единицу полезного эффекта продукции и услуг. Исходя из двух компонент труда каждый его вид можно рассматривать как точку с координатами (а, Р). Рисунок 1.1.3.1 иллюстрирует соотношение а-труда и p-труда в некоторых производствах. В соответствии с определением а-труда его результат зависит от затрат рабочего времени и энергии человека. Условиями, определяющими возможность а-труда данного вида (профессии, квалификации), являются необходимые уровни здоровья, нравственности, образования и профессионализма. Таким образом: Уа=Дхъ), (1.1.3.1) а где Va — результат а-труда данного вида; хъ — затраты рабочего времени и энергии человека. Результат Р-труда непосредственно зависит от способностей к данному виду творчества и активности (пассионарности), ориентированной в соответствующем направлении: ^=/(*тс>*а)> (1-1.3.2) где Vp — результат p-труда; хтс — творческие способности; ха — активность. Условиями творческой деятельности являются (как и для а-труда) необходимые уровни здоровья, нравственности, образования, профессионализма. Выделение а-труда и Р-труда достаточно для анализа факторов продуктивности индивидуального трудового процесса в материальном производстве. Результаты коллективной работы во многом зависят от духовной компоненты деятельности человека, которую обозначим как у-труд. Говоря о духовности, обычно используют такие понятия, как добро, совесть, честь, доверие, альтруизм. На усиление этих начал в развитии общества была направлена деятельность П. А. Кропоткина, С. Н. Булгакова, Вл. С. Соловьева, С. JI. Франка, П. Сорокина, А. Швейцера, Б. Рассела, А. Д. Сахарова и многих других деятелей науки, религии, литературы. Однако существуют и такие виды духовной деятельности, которые ориентированы на темные стороны человеческой натуры, на усиление вражды, нетерпимости, жестокости, тоталитаризма. Таким образом, в общем случае все виды деятельности человека могут быть описаны в системе трех координат: а, Р, у. При этом если координаты а и р по своей сущности могут иметь только одно направление, то координата у — два направления: добро (+) и зло (—). Соотношения а-труда, Р-труда и у-труда в различных видах деятельности представлены на рис. 1.1.3.2. Результат у-труда зависит от особого ресурса, который обычно не упоминается в экономической литературе. Этот ресурс — не что иное, как совесть — то, что И. Кант называл «нравственным законом во мне». Для очень многих людей экономическая деятельность и совесть, так же как гений и злодейство, — «понятия несовместные». Однако, поскольку нравственность безус- Рис. 1.1.3.2. Примеры соотношений а-труда, p-труда и у-труда в различных сферах деятельности человека: 1 — материальное производство; 2 — разработка этических систем; 3 — практическая деятельность духовных наставников и позитивных руководителей; 4 — виды деятельности, ориентированные на усиление добра; 5 — виды деятельности, ориентированные на усиление зла
ловно является важной компонентой трудового потенциала человека, понятие совести как основы этичного поведения в хозяйственных процессах должно занять достойное место в экономической науке. Таким образом, аналогично соотношениям (1.1.3.1) и (1.1.3.2), можно записать: Уу=Лхе), (1.1.3.3) где Vy — результат у-труда; хс — величина ресурса совести.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Компоненты деятельности человека» з дисципліни «Організація, нормування та оплата праці на промислових підприємствах»