Общие правовые и экономические принципы возмещения вреда и ущерба, установленные в отечественном законода тельстве
В нашей стране оценка и возмещение вреда/ущерба, причинен ного окружающей природной среде, природным ресурсам, здоровью населения, а также различным субъектам правовых отношений и хо зяйственной деятельности регламентируется обширным перечнем нормативно методических документов, утвержденных на федераль ном и на региональном уровнях. На федеральном уровне в настоя щее время насчитывается около 70 нормативных документов, уста навливающих и (или) разъясняющих различные аспекты деятель ности в данном направлении. Документы регионального уровня, то есть утвержденные органа ми власти субъектов федерации, либо восполняют пробелы в норма тивных методах оценки ущерба тем или иным компонентам природ ной среды, либо являются развитием документов, имеющих феде ральный статус, с учетом местных особенностей. Большая часть этих документов включает вопросы стоимостной оценки размеров ущерба, порядка его компенсации, а также полно мочий должностных лиц и государственных органов в данной сфере деятельности. Несмотря на столь обширный перечень нормативных и методиче ских документов, и длительную практику расчета размера исковых претензий за нарушение природоохранного законодательства, поня тие собственно «экологического ущерба», то есть ущерба, причинен ного природной среде и здоровью населения практически нигде од нозначно не раскрыто. 624
Термины «ущерб» и «вред», используемые в законодательных ак тах, регулирующих природопользование и охрану окружающей при родной среды, и термины «ущерб» и «вред», применяемые в граж данском праве, могут иметь различное правовое содержание: в при родоохранных актах указанные термины могут применяться в смысле негативного воздействия на природу. В гражданско правовом смысле понятия «вред» и «ущерб» приме нимы к окружающей среде в контексте возмещения вреда / ущерба, причиненного природе в результате хозяйственной или иной де ятельности (т.е. загрязнения, уничтожения или иного разрушитель ного воздействия). С точки зрения Гражданского кодекса РФ, тер мин «вред» является наиболее общим и охватывает реальный ущерб, упущенную выгоду, а также моральный вред. В документах, имеющих статус нормативно закрепленных, очень часто фигурируют как равнозначные по содержанию термины «вред», «ущерб» и «убытки». Причем понятие «ущерб» обычно трак туется шире, чем материальный или реальный ущерб и приближает ся по своему значению к понятию «вред». В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» к вреду, причиненному окружающей среде, относится негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение при родных ресурсов. Однако термины «деградация естественных эколо гических систем» и «истощение природных ресурсов» действующим законодательством не раскрыты, что приводит к неоднозначной трактовке понятия «вред окружающей среде» и затрудняет возмож ность исчисления его размера, так как считается спорным вопрос, с какого момента наступает деградация естественных экологических систем. Это лакуна действующего законодательства, которая дает возможность уклоняться от ответственности за причиненный эколо гический вред на юридическом основании. Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (эконо мического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации. В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наибо лее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного ок ружающей природной среде в результате экологического право нарушения. Причем данные принципы полностью соответствуют принципам, изложенным в Гражданском кодексе Российской Феде рации, в частности, в статье 15, раскрывающей понятие убытков. 625
В остальных нормативно методических документах принципы возмещения ущерба и вреда, изложенные в перечисленных докумен тах, либо уточняются, либо дополняются в зависимости от категории природного ресурса или компонента природной среды, которым на несен вред, или отрасли народного хозяйства, использующей либо контролирующей состояние определенных природных ресурсов или объектов. Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ под убытками по нимаются расходы, которые необходимо произвести для восстанов ления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы (упущенная вы года). Реальный ущерб определяется стоимостью утраченного иму щества, а упущенная выгода определяется неполученными дохода ми, которые потерпевший получил бы при обычных условиях граж данского оборота, если бы его право не было нарушено. Данная статья Гражданского кодекса РФ, по сути дела, описывает и закрепляет в качестве правовой нормы основную экономическую формулу, которая в настоящее время довольно широко используется при подсчете убытков и ущерба, вызываемых повреждением, ги белью и уничтожением всех видов имущества и ресурсов, включая и природные, большая часть из которых согласно статье 130 относится к объектам недвижимости. Экономический смысл формулы, установленной статьей 15, за ключается в том, что размер убытков определяется суммированием затрат, необходимых для восстановления нарушенного объекта (при ведения его в первоначальное состояние), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. На этой же формуле основан и порядок исчисления размера потерь и убытков различных субъектов права (государства, субъекта Россий ской Федерации, муниципального образования, физического лица, отрасли народного хозяйства и т. д.), а также вреда, причиненного тем или иным природным объектам, закрепленный различного рода законодательными и иными правовыми актами. В частности, рассмотренный принцип оценки убытков и эколо гического вреда зафиксирован в основных законодательных и нор мативных документах, регламентирующих порядок оценки вреда, причиняемого природной среде в целом, земельным и лесным ресур сам, объектам животного мира и среде их обитания, особо охраняе мым природным территориям, водным объектам и др. 626
Так, согласно статье 77 Закона РФ «Об охране окружающей сре ды» вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйствен ной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержден ными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния ок ружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упу щенной выгоды. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны ок ружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с уче том понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстанови тельных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методи ками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государствен ное управление в области охраны окружающей среды. Статья 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природ ных территориях» включает в себя правовую норму, согласно кото рой вред, причиненный природным объектам и природным комп лексам в границах особо охраняемых природных территорий, подле жит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками, а при их отсутствии по фактическим затратам на их восстановление. В статье 131 Водного кодекса Российской Федерации установле но, что ущерб, причиненный водным объектам, определяется в соот ветствии с методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Аналогичным образом должен определяться размер ущерба в ре зультате причинения вреда объектам животного мира и среде их оби тания в соответствии с Законом РФ от 24 апреля 1995 года «О живот ном мире». Кроме понятий вреда, ущерба и убытков в нашем законодательст ве существует понятие «потери». Данное понятие введено в связи с переводом земель из одной категории в другую и по своему экономи ческому смыслу приближается к понятию экологического вреда или ущерба, вызываемого утратой некого ценного природного объекта. Считается, что при переводе лесных земель в нелесные и их изъятии не в целях ведения лесного хозяйства, а также при переводе земель 627
сельскохозяйственного назначения в другие категории должны быть компенсированы потери лесного хозяйства и сельскохозяйственного производства. Обязательность возмещения потерь установлена Зе мельным и Лесным кодексами РФ, хотя такая правовая норма в Гражданском кодексе отсутствует. Помимо описанных выше правовых норм, регламентирующих общие принципы оценки убытков и материального вреда, причи ненного различного вида негативными воздействиями на природные ресурсы и объекты на практике при определении взысканий в возме щение вреда используется целый ряд ведомственных нормативных документов, закрепляющих таксы и (или) методики исчисления раз мера ущерба, причиненного природной среде или отдельным ее ком понентам. Особенности действующей системы экономической оценки экологического ущерба Отличительными особенностями действующей системы эконо мической оценки экологического ущерба являются, во первых, по компонентный подход и, как следствие, отсутствие комплексности в расчетах; во вторых, преобладание нормативных методов оценки, и, в третьих, отсутствие законодательно признаваемых методов оценки ущерба (вреда), причиняемого жизни и здоровью людей загрязнени ем окружающей природной среды и методов оценки компенсации экосистемных услуг (методов оценки экосистем и их функций). Под нормативными методами понимаются методы, связанные с приме нением неких утвержденных стоимостных параметров и математиче ских формул. Покомпонентный подход. Покомпонентный подход проявляется в том, что оценка ущерба проводится по отдельным средам или эле ментам природной среды и регламентируется самостоятельными нормативно методическими документами, содержащими различные в методологическом отношении технологии расчетов. В отдельных случаях ущерб оценивается в виде потерь определенной отрасли на родного хозяйства, например лесного или сельского. Существуют только две методики, в которых регламентирована процедура комплексной оценки экологического вреда. Это Методи ка оценки ущерба от аварий на магистральных нефтепроводах 1995 года и Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и 628
оценки экономического ущерба, причиненного народному хозяйст ву загрязнением окружающей природной среды, 1983 года. Вместе с тем, первая методика носит несколько формальный ха рактер, и, кроме того, является ведомственным документом, направ ленным на защиту интересов нефтяной отрасли в случае возникно вения судебной процедуры взыскания ущерба. Вторая методика ори ентирована на цели определения экономической эффективности природоохранных мероприятий в системе плановой экономики. То есть она устарела. Непосредственно использовать приведенные в ме тодике удельные величины ущерба от конкретных видов воздействия и загрязнения природных сред невозможно ввиду коренного измене ния социально экономических условий жизни в стране и соответ ственно ценовых пропорций в различных секторах экономики. Кро ме того, данная методика не является законодательно признанной, то есть она официально не утверждена и, на этом основании, не мо жет применяться в качестве обязательного документа. К сожалению, утвержденных современных методик экономиче ских и социальных последствий экологического вреда и убытков, ко торые могут быть причинены хозяйственной деятельностью у нас в стране до настоящего времени нет. Работа в этом направлении только начинается. Она основывается на современной международной практике проведения экономиче ской оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружаю щую среду и здоровье населения. Наиболее вероятным сценарием развития событий является создание методик по оценке экологиче ского вреда (ущерба) на региональном уровне субъектами Россий ской Федерации. Такой прогноз подтверждается практикой норма тивной деятельности Москвы, где разработан комплекс методик, по зволяющих оценивать и компенсировать вред, причиненный отдельным компонентам городской природной среды: земле, зеле ным насаждениям, среде обитания объектов животного мира, как в результате нарушения природоохранного законодательства, так и при осуществлении разрешенной деятельности. При оценке воздей ствия проектов застройки применяется комплексный подход оценки экологического вреда, причиненного естественным экосистемам. Данные документы необходимо учитывать при оценке инвести ционных проектов, так как затраты связанные с компенсацией при чиненного вреда, в частности оплата компенсационной стоимости зеленых насаждений и проведение компенсационного озеленения, могут составить значительные суммы. 629
В настоящее время в Москве разработаны и применяются сле дующие методики оценки экологического вреда: ! методика оценки стоимости зеленых насаждений и оценки убытков, вызываемых их уничтожением и повреждением на территории Москвы; ! методика оценки ущерба, вызываемого повреждением место обитаний объектов животного мира на территории Москвы; ! методика оценки убытков, вызываемых загрязнением, захлам лением и деградацией земель на территории Москвы; ! методические рекомендации по экономической оценке эколо гического ущерба, причиняемого строительством автомобиль ных дорог на территории Москвы и Московской области. Согласно данным методикам расчет стоимости ущерба и экологи ческого производится исходя из принципов возмещения убытков, изложенных в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе «Об охране окружающей среды». С созданием методик оценки вреда, причиненного загрязнением водных объектов и атмосферного воздуха, проекты которых в на стоящее время разработаны, на территории Москвы возможно будет осуществлять комплексную оценку воздействия на окружающую среду, учитывающую основные природные среды — почву, расти тельность, животный мир, воду и воздух. Нормативный подход. Нормативный подход к оценке ущерба про является в том, что практически все действующие методики оценки ущерба различным природным средам построены на использовании законодательно установленных стоимостных параметров. Методики ориентированы на использование в расчетах фиксированных вели чин, заменяющих оценки реальных затрат на ликвидацию негатив ных последствий и причиненных убытков. Они позволяют рассчиты вать некую величину, признаваемую ущербом, без привлечения неза висимых оценщиков профессионалов на основе ограниченного круга зафиксированных натуральных и стоимостных параметров. Процедура применения таких параметров при расчете ущерба край не облегчена, не требует больших затрат на сбор исходной информа ции, проведение экономических расчетов и их обоснование. Право вой статус утвержденных методик облегчает применение юридиче ских технологий взыскания ущерба в силу законодательной признанности применяемых стоимостных величин. Однако, как по казывает практика, оценки подобного рода, дают недостоверные ре зультаты с точки зрения их соответствия размеру реального ущерба, 630
понесенного третьими лицами или государством в связи с причине нием вреда природной среде. Рассмотрим основные документы, применяемые для оценки ущерба, причиненного нарушением природоохранного законода тельства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Общие правовые и экономические принципы возмещения вреда и ущерба, установленные в отечественном законода тельстве» з дисципліни «Оцінка вартості нерухомості»