Согласно Федеральному закону «О приватизации государственного и муни- ципального имущества» (2002 г.) государственное и муниципальное имущество отчуждают в собственность физических и юридических лиц исключительно на возмездной основе либо за плату, либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносят государственное или муниципальное имущество (ст. 2, п.2). Ст. 11 этого закона определяет, что состав подлежащего приватизации имуще- ственного комплекса унитарного предприятия устанавливают в передаточном акте. При этом он должен содержать расчет балансовой стоимости подлежащих передаче активов. Их балансовую стоимость определяют как сумму стоимости чистых активов унитарного предприятия, исчисленных поданным промежуточ- ного бухгалтерского баланса, и стоимости земельных участков за вычетом балан- совой стоимости объектов, не подлежащих приватизации в составе имуществен- ного комплекса. Стоимость же земельных участков рассчитывают на основе нор- мативных коэффициентов, равных 5-кратному размеру ставки земельного нало- га за единицу площади земельных участков в поселениях с численностью населе- ния свыше 500 тыс. человек или 3-кратному размеру ставки земельного налога в остальных случаях. При аукционной продаже государственного и муниципаль- ного имущества решение об условиях приватизации, составе и начальной цене принимают в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Законодательство по национализации пока еще не сформировано. В опреде- ленной мере проблематику оценки в этой области можно получить из положе- ний о принудительном выкупе. Так, Федеральный закон «Об оценочной деятель- ности» предусматривает обязательность проведения оценки при осуществлении операций, связанных с отчуждением собственности в пользу государства. Одна- ко, нормативные правовые акты, детализирующие эти положения по оценке, пока не разработаны. Вместе с тем, принципиально важным регулирующим положе- нием является ст. 35 (п.З) Конституции РФ, устанавливающая, что «... принуди- тельное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произве- дено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Проблема принудительного отчуждения (выкупа) и справедливой компенса- ции (обоснованной оценки объекта отчуждения) является, по мнению западных специалистов, одной из актуальных при положительном решении вопросов ин- вестирования в национальные экономики других стран, в успешном развитии процессов глобализации бизнеса недвижимости.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Приватизация, национализация, принудительный выкуп» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»