Система органов регистрации и содержание Единого государственного реестра прав
Регистрацию прав на недвижимое имущество осуществляют специально со- зданные органы - учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Эти учреждения юстиции являют- ся органами государственной власти субъектов РФ, которые вправе самосто- ятельно определять порядок их создания. Фактически учреждения юстиции являются органами двойного подчинения, поскольку ряд вопросов в процес- се их создания и деятельности подлежит согласованию с уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти, которым на сегодняш- ний день является Министерство юстиции РФ. К его наиболее значимым пол- номочиям следует отнести назначение Главного государственного регистра- тора — руководителя учреждения юстиции и согласование структуры учреж- дений юстиции. 101 Раздел II. Правовая регламентация земельно-имущественных отношений Учреждения юстиции созданы по принципу один субъект РФ — одно учрежде- ние юстиции. На территории субъектов РФ действует система филиалов или струк- турных подразделений учреждений юстиции, позволяющих улучшить доступ на- селения и уменьшить его затраты. Кроме того, в отдаленных районах с малой численностью населения, где нецелесообразно размещение на постоянной ос- нове структурных подразделений учреждений юстиции, организуют выездной прием документов у населения. Учреждения юстиции выполняют следующие функции: • государственную регистрацию прав на недвижимое имущество; • выдачу документов, подтверждающих государственную регистрацию прав; • предоставление информации о зарегистрированных права; • выдачу правообладателям копий правоустанавливающих документов; • постановку на учет бесхозяйных недвижимых вещей. Учреждение юстиции по государственной регистрации прав является государ- ственным органом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и наименования своего учреждения. Контроль за деятельностью учреждений юс- тиции проводят органы исполнительной власти субъектов РФ и Министерство юстиции РФ — каждое в пределах своих полномочий. Правовой контроль осуще- ствляет Министерство юстиции РФ. Кроме того, оно формирует единообразную практику применения законодательства о государственной регистрации прав путем: обеспечения соблюдения правил ведения Единого государственного рее- стра прав и изданию в установленных случаях актов по его ведению; обучения и повышения квалификации работников системы государственной регистрации прав и, в первую очередь, государственных регистраторов прав; разработки ме- тодических материалов по вопросам практики ведения государственной регист- рации прав. Учреждения юстиции по государственной регистрации прав финансируются за счет платы за регистрацию прав, из средств бюджетов субъектов РФ и иных источников. На сегодняшний день финансирование осуществляется только за счет платы за государственную регистрацию. Средства, полученные за регистра- цию и предоставление информации о зарегистрированных правах, используют исключительно на создание, развитие и поддержание системы государственной регистрации прав, в том числе на обеспечение гарантий зарегистрированных прав. До пяти процентов от всех поступивших в виде платы средств перечисляют для финансирования Министерства юстиции РФ. В большинстве учреждений юс- тиции региональное законодательство обеспечивает направление средств, полу- чаемых в виде платы за государственную регистрацию прав, непосредственно на счета учреждений юстиции. Необходимо отметить, что действующее законодательство предполагает ком- пенсацию убытков правообладателям, возникшим в связи с государственной ре- гистрацией прав, только при наличии вины учреждений юстиции. Практика по- казывает, что судебных решений, устанавливающих вину учреждений юстиции 104 Глава 5 практически нет. Поэтому в большинстве случаев риск негативных последствий, связанных с оспариванием зарегистрированного права, несут правообладатели, а не государственные органы. Это снижает значимость государственной регист- рации прав как системы, предназначенной для обеспечения гарантий участни- кам гражданских правоотношений в сфере недвижимого имущества. Государственную регистрацию прав осуществляют путем внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр). Правила его ведения установлены Правительством РФ. По воп- росам ведения реестра Министерство юстиции РФ издает инструкции, обязатель- ные к исполнению всеми учреждениями юстиции. Реестр содержит информа- цию об объектах недвижимости, правообладателях и зарегистрированных пра- вах, сделках, обременениях, ограничениях прав. Неотъемлемой частью реестра являются книги учета документов и дела право- устанавливающих документов. Дела правоустанавливающих документов вклю- чают в себя копии документов, представленных на государственную регистра- цию. Кроме того в дела правоустанавливающих документов включают подлин- ные платежные документы и заявление о государственной регистрации права. На каждый объект недвижимости заводят дело правоустанавливающих документов. В состав реестра входят три вида книг учета документов: принятых на регист- рацию документов, выданных свидетельств о государственной регистрации и выданных выписок и справок из реестра. В соответствии с законодательством реестр предназначен для вечного (постоянного) хранения. Реестр построен по иерархическому принципу, записи в разделы вносят строго последовательно. По системе построения сведений об объектах недвижимости реестр повторяет ка- дастр земельных участков. Принцип формирования разделов - территориаль- ный. Разделы реестра, содержащие сведения о находящихся на земельном участ- ке зданиях и сооружениях, помещают вслед за разделом, содержащим информа- цию об этом земельном участке. Разделы, содержащие информацию о жилых и нежилых помещениях располагаются вслед за разделом, содержащим информа- цию о здании. На практике отдельных разделов в реестре может и не быть. В рее- стре может отсутствовать сведения о здании в целом, и почти никогда не содер- жится сведений о земельном участке, который, как правило, под многоквартир- ными зданиями вообще не формируют. На каждый объект недвижимости заво- дят свой раздел реестра. Каждый раздел реестра состоит их трех подразделов. В подразделе 1 содержат- ся сведения об объекте недвижимости. В числе прочих параметров отражают: ад- рес (месторасположение), название, назначение, площадь. В подразделе 2 содер- жатся сведения о вещных правах на недвижимое имущество и о сделках об от- чуждении объектов недвижимости, подлежащих государственной регистрации. В реестре необходимо отразить: имя (наименование) правообладателя, данные удостоверения личности, реквизиты юридического лица, вид права, данные пра- воустанавливающих документов, дата внесения записи. В подраздел 3 вносят 7 Зак. 102 105 ! ! Раздел II. Правовая регламентация земельно-имущественных отношений информацию об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество. Кроме того в реестре существует система особых отметок регистратора, куда он вносит сведения, имеющие значение для принятия решения в будущем при на- личии соответствующих заявлений. К числу таких сведений можно отнести акты о признании недействительными правоустанавливающих документов, заявле- ния прав требования в отношении указанного объекта и другие. Реестр ведут, как правило, в бумажном и электронном видах, хотя законода- тельство допускает его ведение только на бумажном носителе. При наличии про- тиворечий закон устанавливает приоритет бумажной формы над электронной и приоритет правоустанавливающих документов надданными реестра. На практи- ке часто приоритет имеет электронная форма ведения реестра из-за физичес- кой невозможности анализировать данные на основе бумажных записей. При объемах реестра в каждом субъекте РФ в несколько десятков миллионов листов анализ бумажных записей фактически никогда не ведут. Иногда отсутствует от- дельные разделы реестра в бумажном виде или их несвоевременно оформляют. Поэтому судебная практика при оценке факта внесения записи в реестр исходит не из факта заполнения соответствующей бумаги с содержанием раздела реестра, а из наличия правоустанавливающего документа с соответствующей отметкой или свидетельства о праве. Учитывая, что момент внесения записи в реестр и момент выдачи свидетельства могут существенно отличаться друг от друга, часто возникают трудности при доказывании факта внесения записи в реестр при от- сутствии свидетельства.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Система органов регистрации и содержание Единого государственного реестра прав» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»