Возникновение и прекращение прав на земельные участки обусловлено право- вой опосредованкостью экономических связей между участниками имуществен- ных правоотношений при движении материальных ценностей от одного лица-уча- стника к другому и закреплении за ним этих ценностей. Публичные образования участвуют в данных правоотношениях на основе принципов формального равен- ства с другими участниками, автономии воли и имущественной обособленности. С правовой точки зрения земельный участок рассматривается главным обра- зом как недвижимое имущество, имеющее ограниченный оборот. Согласно п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут от- чуждаться и переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот разрешен законами о земле и других природных ресурсах в соответствии с целе- вым назначением земельных участков, их допустимыми размерами, субъектным составом земельных отношений и т.д. В собственности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образова- ний (ст. 17, 18 и 19 Земельного кодекса РФ) находятся земельные участки: • которые признаны федеральными законами; • право собственности на которые возникло при разграничении государствен- ной собственности на землю по основаниям, предусмотренным в Федераль- ном законе «О разграничении государственной собственности на землю»; • которые приобретены соответствующим публичным собственником по ос- нованиям, предусмотренным гражданским законодательством. Согласно ст. 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на землю граж- данами и юридическими лицами может быть приобретено на основании догово- ров купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении имущества, данное право может переходить по наследству и при реорганизации юридичес- кого лица. Помимо оснований, предусмотренных в этой статье, на практике пра- ва собственности на землю возникают на основании актов государственных ор- ганов. Это так называемый институт предоставления, который нашел закрепле- ние в новом Земельном кодексе РФ. При слиянии юридических лиц права на земельные участки каждого из них согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации должны перейти к вновь возникшему юридическому лицу. Однако, если реорганизуемые юридические лица обладали земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, то образуемое при их слиянии юридическое лицо должно офор- мить право аренды или приобрести данные земельные участки в собственность, так как в соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессроч- ное) пользование земельные участки предоставляют только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. 54 Глава 2 При присоединении одного юридического лица к другому к последнему пере- ходят права на земельный участок присоединенного юридического лица. При разделении юридического лица его права на землю переходят к вновь возник- шим юридическим лицам. При выделении их состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права на землю реорганизованного юридического лица. При изменении организационно-пра- вовой формы к вновь возникшему юридическому лицу переходят права на землю преобразованного юридического лица. Граждане могут приобрести земельный участок в собственность за плату или бесплатно из государственной или муниципальной собственности. При приобретении права собственности или иных вещных прав на землю, пре- дусмотренных Гражданским кодексом РФ, необходимо соблюдать требования земельного законодательства. Они выражаются: в особенностях наследования данных прав; установлении максимальных и минимальных размеров земельных участков; необходимости использования земельных участков по целевому назна- чению; возложении на субъектов права на землю обязанностей, которые не пре- дусмотрены для собственников иных видов имущества и т. д. Ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок пре- доставления земельных участков организациям, который предусматривает: учёт экологических и других последствий предполагаемого занятия земель; перспек- тивы освоения данной территории и ее недр; использование картографических материалов; расчет убытков собственников земли и потерь сельскохозяйствен- ного производства, связанных с изъятием земельного участка. Финансирование проектно-изыскательских работ до принятия решения о предварительном согла- совании места размещения объекта или решения суда (при возникновении спо- ра) не допускается. Предварительное согласование места размещения объекта не производится в случаях предоставления земель для сельскохозяйственного про- изводства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах, поселках и сель- ских населенных пунктах в соответствии с их генеральными планами и проекта- ми планировки и застройки, а также при выделении (передаче) земель гражда- нам. Отказ в предоставлении земельного участка может быть обжалован в суде. Право собственности на земельные участки подлежит государственной регист- рации и удостоверяется соответствующими документами.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «В О З Н И К Н О В Е Н И Е ПРАВ НА З Е М Л Ю» з дисципліни «Управління земельними ресурсами»