Благодаря сохранению конструкторских коллективов, инвестициям в их квалификацию и в обеспечивающие их работу современные информационные технологии работы, многие из этих компаний заняли на отечественном рынке лидирующие позиции, поскольку они явным образом демонстрировали способность и готовность выполнять технические сложные контракты. Можно предположить, что в настоящее время проблема сохранения уникальных компетенций на высокотехнологичном производстве стоит не так остро, как в первые годы после начала реформ. Те предприятия, которые постарались удержать коллективы разработчиков и сохранить свою базу знаний, по большей части воспользовались плодами своей стратегии — а те предприятия, которые не обратили внимания на проблему воспроизводства своего социальноэкономического «генома», по большей части уже прекратили существование 1 . Однако этот исторический урок может послужить «напоминанием о будущем» — о возможных угрозах, связанных с невнимательностью к проблематике поддержания ключевых компетенций. Стоит отметить, что, помимо круга компетенций, связанных с научными исследованиями, опытно-конструкторскими разработками и запуском в серийное производство новых видов высокотехнологичной продукции, успешные предприятия нуждаются и в особых компетенциях работы в рыночной среде. Как отмечает Г. Б. Клейнер (1999), «успех современного предприятия определяется не столько численностью персонала, сколько наличием среди работников людей, способных создать новое изделие или услугу, найти новый способ организации производства, уловить процесс формирования новых потребностей в рыночной сфере и адекватно отреагировать на него и т. д.». Предприятие должно сохранять компетенции, позволяющие эффективно взаимодействовать с рынком (маркетинговые, сбытовые и закупочные) и связанные с поступлением на предприятие необходимого разнообразия 1 В этом можно увидеть определенную историческую иронию. Предприятия, которые не допускали сокращения высококвалифицированных сотрудников, действовали скорее «по привычке», из консервативных соображений, а не в результате просчитанной стратегии — поскольку никаких оснований полагать, что услуги квалифицированного персонала окажутся востребованными, на тот момент не было. Более мобильные предприятия, адаптируясь к рыночным условиям начала 90-х, сократили свой высококвалифицированный персонал (конструкторские бюро, инженерные и технологические подразделения) — и, выиграв в краткосрочной перспективе, проиграли в долгосрочной.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Социальная ответственность бизнеса» з дисципліни «Самовідтворення в еволюційній економіці»