Понятие банка как объекта преступных посягательств тесно связано с понятиями «деятельность банка», «средства деятельности банка» и «процесс деятельности банка». Средства деятельности банка (включая неимущественные права и нематериальные блага) являются составной частью имущества банка. Все виды деятельности, обеспечивающей функционирование банка и создание соответствующих условий для его функционирования, охватываются понятием «инфраструктура банка». Имущество и инфраструктура банка являются ведущими объектами преступных посягательств на безопасность банка. Имущество банка: • наличные деньги (находящиеся в обращении банковские банкноты, металлическая монета и иностранная валюта); • эквиваленты денежных средств — ценные бумаги (чек, вексель, облигация, государственные краткосрочные обязательства — ГКО), государственные казначейские обязательства СССР, золотой сертификат Минифина России и др.; • платежные средства, не являющиеся ценными бумагами, но служащие средством получения наличных денег, — кредитные либо расчетные пластиковые карты, платежные документы (платежные поручения), депозитный сертификат и т.д.; • безналичные деньги; • валютные ценности; • ценные бумаги (как собственные, так и привлеченные средства банка; • имущественные права на объекты банковской деятельности (предметы залога и т.п.), • здания, оборудование и инвентарь. Инфраструктура банка (внутренний блок): • порядок создания банка — установленные законодательными и иными правовыми нормами требования безопасности к вновь учреждаемому банку; направленные на создание имущественно полноценной кредитной организации, формирование у банка ресурсов, позволяющих обеспечить адекватную защиту от угроз и их последствий, соответствие руководства и управленческого персонала квалификационным требованиям в области безопасности банковского дела; • порядок функционирования банка — технологии совершения банковских операций, установленные законодательными и иными нормативными (в том числе локальными) актами с целью защиты интересов банка и его клиентов, регламент информационного обеспечения сведениями о надежности потенциальных и реальных клиентов, о возникновении конкретных угроз безопасности банка и т.д. Инфраструктура банка (внешний блок): Информация (информационные ресурсы) банка, в том числе: • система формирования, распространения и использования информационных ресурсов банка, базы и банки данных, информационные технологии, регламенты и процедуры сбора, обработки, хранения и передачи информации, научно-технический персонал разработчиков информационной системы банка, пользователи информационной системы банка и обслуживающий персонал; • информационная инфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, технические и пpогpаммные сpедства ее обpаботки, пеpедачи и отобpажения, каналы информационного обмена и телекоммуникации, системы и средства защиты информации, объекты и помещения, в которых размещены компоненты информационных банковских систем, а также ведутся переговоры, содержащие информацию с огpаниченным доступом; • информационные ресурсы, содержащие сведения, отнесенные к защищаемой информации и представленной в виде носителей на бумажной, магнитной и оптической основе, информативных физических полей, информационных массивов и баз данных; • основные технические средства и системы, вспомогательные технические средства, системы и сети связи; • вспомогательные технические средства и системы помещений и зданий, размещенные в помещениях, где обрабатывается (циркулирует) информация, содержащая сведения, отнесенные к защищаемым, а также сами помещения, предназначенные для ведения конфиденциальных переговоров. Кадры банка: • порядок кадрового обеспечения, способствующий формированию и сохранению правопослушного, высокопрофессионального, стабильного и надежного персонала; • порядок защиты персонала от принуждения со стороны третьих лиц к совершению действий, противоречащих интересам банка (либо вовлечения их в преступную деятельность); • порядок защиты от внедрения в кадровый состав представителей криминальных и иных враждебных банку организаций. Нематериальные блага банка: • деловая репутация (информация, характеризующая банк в качестве делового партнера); • деловые связи (деловые отношения с действующим либо потенциальным партнером).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Объекты защиты в системе безопасности банка» з дисципліни «Концепція та система безпеки банку»