Информационные технологии внешних взаимодействий коммерческого банка
В основе внешних взаимодействий КБ лежат компьютерные сети, которые обеспечивают выполнение коммуникационной функции и доступ к разделяемым ресурсам, т.е. передачу файлов, доступ к удаленным базам данных и удаленный запуск задач. Проблема информационных взаимодействий с внешней средой является характерной задачей для любой открытой сложной системы. В банковской среде она стоит как перед центральным, так и перед коммерческими банками. В качестве внешней среды, с которой взаимодействует банк (рис.1), выступают: • обменные пункты; • участники электронных безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек (ПК); • клиент; • филиалы банка; • банки на территории России; • банки на территории СНГ; • международные банки; • другое. Взаимодействие банка с пунктами продажи (POS) и процессинговыми центрами возникает лишь в том случае, если банк обслуживает какую-либо систему пластиковых карточек. Взаимодействие банка с клиентом позволяет обеспечить компьютерный обмен информацией и минимизировать визиты клиента в банк. Такое взаимодействие предполагает пересылку по электронным каналам платежных документов, выписок по лицевым счетам, формирование реестра платежей за любой период, паспортов сделок и др. Абонентом банка может быть как юридическое, так и физическое лицо, имеющее компьютер. За рубежом услуга под названием домашний банк (Home banking) в последнее время стала особенно популярной. При организации взаимодействия «банк – филиал» технология ведения банковских операций во многом определяет состав передаваемых между банком и филиалом данных, но основной информацией, поступающей от филиалов в головное отделение банка, является его баланс, на базе которого формируется консолидированный баланс. 5Взаимодействие коммерческого банка с другими банками может производиться через систему взаимных корреспондентских счетов, через систему клиринговых центров и через систему РКЦ и РЦИ. Межгосударственные межбанковские взаимодействия на территории СНГ осуществляются через центр межгосударственных расчетов (МГР) ЦБ РФ, а международные расчеты — через систему обществ международных межбанковских финансовых коммуникаций SWIFT.
ЦБ
Обменный пункт
Телеком- Участники ЭДО муника- с использованием ционная ПК среда
КБ Клиент
Филиал КБ (отделение)
КБ в России
КБ в СНГ
КБ вне СНГ
Рис. 1 Схема взаимосвязи коммерческого банка с внешней средой
Информация, циркулирующая между банком и внешней средой, может носить как информативный характер, так и финансовый. И если первый вид сообщений может и не требовать поддержания определенных требований безопасности, то система удаленных платежей должна обеспечить не только ускорение обслуживания и удобство, но и поддержку имеющихся стандартов передачи данных, а также достоверности и целостности платежных документов, т.е. 6безопасности платежей. Особенностью электронных платежей в России в настоящее время является многообразие платежных документов, которые не всегда оформляются единообразно и могут не соответствовать международным стандартам. В целом в СНГ существует значительное отставание в области использования мировых стандартов, которое составляет около 10—15 лет. Это связано с качеством технической базы и состоянием каналов. Передача информации может осуществляться по телефонным и телеграфным каналам. И если в случае использования телеграфного канала абонент при регистрации должен получить свой адрес и собственный кабель, то при использовании телефонного канала это не требуется, так как эти процедуры уже были проведены при установке телефона. При передаче используются различные уровни стандартизации — от электрического до логического. Прежде всего, это стандарт на форму передаваемых документов. В банковской системе распространен стандарт SWIFT, определяющий расположение и назначение полей документа. С 1 января 1995 г. Европейский союз перешел на обязательное использование EDIFACT при обмене документацией и информацией между госведомствами ЕС, работающими на английском, французском, немецком, испанском языках. ЦБ РФ в 1993 г. в ходе переговоров с Европейским банком реконструкции и развития столкнулся с недостаточностью использования SWIFT, поскольку для работы с европейскими банками необходимо постоянное средство общения всех участников. EDIFACT, являясь таким средством, представляет собой структурированный язык описания различных видов коммерческой информации. С помощью элементов и сегментов стандартных информационных сообщений можно составлять описание любого делового документа, форматировать его электронное отображение и передавать абоненту. Полученное им сообщение разворачивается в обычную форму и может быть распечатано в виде твердой копии документа. Использование этой схемы сокращает издержки обращения в торговле на 30%. 1 В России в августе 1994 г. постановлением Правительства РФ №540 принято решение о создании Центра эффективной торговли с использованием международных стандартов и средств связи. Дальнейшее создание региональных центров будет осуществляться на основе частичных взносов региональных администраций и предпринимателей данного региона, банков, финансирующих внешнеторговые операции.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Информационные технологии внешних взаимодействий коммерческого банка» з дисципліни «Банківські операції в Інтернеті»