Транспортные карты широко распространены. Однако это утверждение относится только к картам, используемым в качестве проездных документов в системах общественного транспорта. Использование таких карт при авиаперевозках только начинается, однако в этой области широко распространены карты лояльности. Собственно, первые схемы лояльности придуманы именно авиакомпаниями, и их опыт затем был перенесен в другие отрасли. Карты, используемые в качестве проездных документов, - это типичные расчетные карты. В качестве исполнительного устройства физического доступа чаще всего выступает турникет, снабженный картридером. В зависимости от схемы оплаты карты проездные документы делятся на абонементы и счетчики поездок. Первые контролируют время поездок, вторые - их количество. Практически все карты работают по предоплатной схеме. В качестве носителя информации используются как карты с магнитной полосой, так и смарт-карты. В последнее время доля смарт-карт неуклонно увеличивается, причем прежде всего за счет бесконтактных карт. В типичную зарубежную систему карт общественного транспорта входят клиринговый центр для расчетов между транспортными компаниями, а также если используются пополняемые смарт-карты, устройства для записи в их память новой суммы оплаты. Чтобы стимулировать использование карт, их держателям может предоставляться программа лояльности. Отличие отечественного опыта от зарубежного заключается в том, что на сегодняшний день можно говорить только об одном крупном проекте по созданию автоматизированной карточной системы в общественном транспорте - системе московского метрополитена. С 1995 года московский метрополитен осуществлял переход от жетонов к магнитным билетам, выбранным в качестве носителя. В обращение вводятся также бесконтактные сезонные карты и бесконтактные карты-ключи для прохода пассажиров-льготников*(161). В отличие от проездных билетов на общественном транспорте в авиаперевозках карты как заменители билетов практически не используются. Что же касается программ лояльности, то здесь авиакомпании, выступив пионерами, разработали большое число разнообразных схем, которые в конечном итоге сводятся к накоплению бонусных очков (зарубежные авиаперевозчики называют их милями). Программы лояльности предназначены в основном для бизнесменов, отправляющихся в деловые командировки. Здесь есть интересный момент: мили нарабатываются за счет фирмы, оплачивающей командировку, а в результате бесплатный билет бизнесмен получает для себя. По-видимому, из-за этой скрытой формы дохода программы лояльности авиакомпаний столь популярны на Западе. Желание дать возможность клиенту реализовывать накопленные бонусы (да и просто контролировать их накопление сразу, в момент получения призовых очков) привело авиакомпании к введению в практику программ лояльности смарт-карт. Кроме того, карты с микросхемой намного проще и дешевле "наполнить" разнообразными схемами лояльности, чем системы, в которых учет бонусов осуществляется централизованно. Программы лояльности в этом случае обычно соединяются на одной карте с авиабилетами и посадочными талонами (проекты авиакомпаний Lufthansa и Delta Airlines).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Транспортные карты» з дисципліни «Пластикові картки»