Авторские предложения по совершенствованию учета НДС
Как показывает практика хозяйственной деятельности торговых предприятий, неопределенность понятия добавленной стоимости и сложный механизм его учета приводят к многочисленным дорогостоящим и подчас бесплодным арбитражным спорам, часто не способствующим установлению истины. Это оказывает неблагоприятное воздействие на экономику отдельных предприятий и страны в целом. Так, например, анализ материалов, представленных в информационно-правовой системе "Консультант Плюс", свидетельствует, что за последние 10 лет зафиксировано около 600 тысяч судебных разбирательств, из которых почти 20% относятся к учету НДС. Для усовершенствования формы налогообложения по НДС можно порекомендовать полный отказ от действующего механизма учета входного НДС и сопровождающей его системы делопроизводства. Взамен для торговых предприятий можно использовать три следующих метода, более эффективных, чем тот, который изложен в НК РФ: 1) ввести четкое понятие добавленной стоимости и дать исчерпывающий перечень его составных элементов; 2) не устанавливая перечня компонентов добавленной стоимости, не выделять входной НДС, а к общей сумме добавленной и входной стоимости, которая служит основой торговой наценки (разницы продажной и покупной цен товаров) применить эквивалентные уменьшенные ставки налога на добавленную стоимость; 3) заменить НДС иным налогом, равнозначным по вкладу в бюджет (налог с продаж, налог с оборота, налог с торговой наценки и т.п.). Рассмотрим в качестве примера метод N 2. На основе формул определения продажных цен и расчета прибыли от реализации товаров, можно получить следующие простые зависимости между эквивалентной и действующей ставкой для товаров, не облагаемых акцизами (4.1), и товаров, облагаемых акцизами (4.2). Для товаров, не облагаемых акцизами, пригодна следующая формула:
, (4.1)
где: СтНДС(экв) - эквивалентная ставка НДС. Ставка, учитывающая средние по торговому предприятию или по отрасли затраты на приобретение входной стоимости (исключая товары для перепродажи); Ст.НДС - действующая ставка НДС; ВС - входная стоимость: сумма приобретенных материалов, тары, энергии, работ и услуг (исключая товары для перепродажи) в составе издержек обращения торгового предприятия; ИО - издержки обращения торгового предприятия; Кр - коэффициент рентабельности продаж, как отношение прибыли к величине торговой наценки-нетто (или к разнице покупных и продажных цен товаров без НДС). Результаты расчетов, выполненные по формуле (4.1) для товаров, облагаемых НДС по ставкам 18 и 10%, приведены на рис. 4.1 и 4.2.
"Рисунок 4.1. Зависимость ставки НДС = 18% от доли входной стоимости в составе издержек обращения и коэффициента рентабельности продаж "
"Рисунок 4.2. Зависимость ставки НДС = 10% от доли входной стоимости в составе издержек обращения и коэффициента рентабельности продаж "
Для товаров, облагаемых акцизами, пригодна следующая формула:
, (4.2)
где Ка - коэффициент акциза в виде отношения сумм акцизов, реализуемых подакцизных товаров, к величине торговой наценки-нетто (или к разнице покупных и продажных цен товаров без НДС). Результаты расчетов, выполненные по формуле (4.2) для подакцизных товаров при рентабельности торговой деятельности 50% и разных долей акцизов, приведены на рис. 4.3.
"Рисунок 4.3. Изменение ставки НДС = 18% от доли входной стоимости в составе издержек обращения для коэффициента рентабельности 0,5 и разных долей акциза"
Анализ результатов расчетов, представленных на рис. 4.1-4.3, в совокупности с известными параметрами типовых торговых организаций позволяет утверждать, что их можно перевести на систему налогообложения без учета входного НДС, применения механизма вычета и без использования счетов-фактур, журналов их регистрации, а также книг покупок и продаж. С этой целью необходимо ввести следующие эквивалентные ставки: для неподакцизных товаров, облагаемых ныне по ставке НДС = 18%, - 14,1%; для социально значимых товаров, облагаемых ныне по ставке НДС = 10%, - 7,8%; для подакцизных товаров, облагаемых ныне по ставке НДС = 18%, - 14,8%. Такой переход даст возможность сэкономить значительное количество времени и денежных средств на ведение налогового и бухгалтерского учета НДС. При этом поступления в бюджет по этому налогу не уменьшатся. Два других упрощенных метода учета НДС, о которых упомянуто выше, достаточно легко разработать, если выдвинуть в качестве главного принципа, лежащего в их основе, сочетание объема необходимых налоговых платежей с минимизацией затрат торговых предприятий на ведение учета. Вывод: современный механизм учета НДС на торговых предприятиях неэффективен. Он порождает большой объем перемещений финансовых документов и денежных средств, как в адрес многочисленных контрагентов, так и в бюджет. Создаются предпосылки возникновения денежных пробок во всей финансовой системе государства. Кроме того, данный механизм приводит к большим затратам времени на оформление многочисленных избыточных документов, разбирательствам спорных ситуаций, связанных с исчислением, уплатой и зачетом уплаченного налога. Это существенно уменьшает скорость оборота денежных средств и приводит к их дополнительным потерям.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Авторские предложения по совершенствованию учета НДС» з дисципліни «Податковий облік в торгівлі»