Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии
Основной принцип организации бухгалтерского учета в организации – это максимальное упрощение процедур ведения бухгалтерского учета без нанесения ущерба выполнению поставленных перед ним задач. Для малых предприятий он особенно актуален в связи с ограниченными финансовыми ресурсами, поэтому эффективность деятельности бухгалтерской службы для них имеет особую важность. Следовательно, процедуре первичной постановки или реформирования бухгалтерского учета организации предшествует изучение тех задач, которые он должен в ней выполнять. Грамотная постановка бухгалтерского учета в организации позволяет определить следующие задачи: 1) обеспечить сохранность имущества; 2) обеспечить эффективность управления ресурсами; 3) исчислить финансовый результат деятельности; 4) определить налоговые обязательства. Знать эти задачи крайне важно для руководства любой организации, так как выбор оптимальных путей их решения является как основой для построения эффективной системы бухгалтерского учета, так и управления организацией [2, с. 80]. Процессу первичной постановки системы бухгалтерского учета на предприятии должен предшествовать анализ потребностей в выполнении указанных задач. Изучение специфики деятельности малых предприятий показывает, что из указанного перечня задач могут быть востребованы не все. Например, перед системой бухгалтерского учета организации, в которой работает один человек, являющийся одновременно ее учредителем, не стоит задача обеспечения сохранности имущества, так как все оно находится в единоличном пользовании. В небольшой организации, которая работает по договорам поручения в качестве поверенного, может отсутствовать необходимость в определении эффективности управления ресурсами. Организация, осуществляющая разовые операции, может не нуждаться в исчислении финансового результата деятельности, так как он будет равен разнице между поступлением и расходованием денежных средств. Наконец, бухгалтерский учет организации, уплачивающей единый налог на вмененный доход, не выполняет задачу исчисления налоговых обязательств, так как они рассчитываются на основе небухгалтерских данных. Руководитель и главный бухгалтер организации должны определять потребность в выполнении бухгалтерским учетом указанных выше задач. Обеспечение сохранности имущества Обеспечение сохранности имущества непосредственно связано с материальной ответственностью сотрудников организации. Взаимоотношения работодателя и работника по поводу материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ). Выделим основные моменты: 1. Материальная ответственность может быть полной или ограниченной, индивидуальной или коллективной (ст. 241, 242, 244 ТК РФ) 2. Материальная ответственность в полном размере может возлагаться лишь на основании норм ТК РФ или иных федеральных законов (ст. 242 ТК РФ). 3. Перечень работ и категорий работников, с которыми могут заключаться договоры о полной индивидуальной материальной ответственности, установлен постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. № 85. 4. Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная материальная ответственность, установлен постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31 декабря 2002 г. № 85. 5. Если ответственность за совершение каких-либо действий или сохранность материальных ценностей не делегирована никому из сотрудников, то она лежит на руководителе организации. 6. Для обеспечения сохранности имущества необходимо, чтобы поступление, движение и выбытие материальных ценностей происходили только через уполномоченных материально ответственных лиц. 7. Прием и передача материальных ценностей должны обязательно быть документально подтверждены подписями материально ответственных лиц. Обеспечение эффективного «управления ресурсами» Данная задача в большей степени, требует индивидуального подхода для ее решения. Действительно, обеспечение сохранности имущества является необходимым условием для эффективного управления ресурсами, но не наоборот. Например, на складе могут находиться залежалые запасы, при этом задача сохранности имущества будет выполнена, а эффективности управления ресурсами – нет. Так как данная задача очень многогранна, рассмотрим только на эффективность использования материальных ресурсов, так как именно они являются объектами бухгалтерского учета. В настоящее время получает широкое распространение так называемый АВС – подход, суть которого заключается в том, что все материальные ресурсы, которые потребляются организацией в своей деятельности, можно разделить на три группы: 1) дорогостоящие (запасы группы А); 2) средние (запасы группы В); 3) малоценные (запасы группы С). Аналогичное деление можно произвести и для товарных запасов торговых организаций. При этом практика показывает, что запасы группы А немногочисленны по наименованиям, но составляют 20–60 % стоимости продукции (товарооборота). Запасов группы В по наименованиям гораздо больше, чем запасов группы А, и составляют они 40–60 % стоимости продукции (товарооборота); наконец, запасы группы С наиболее многочисленны по наименованиям, но составляют не более 20 % стоимости продукции (товарооборота). Для бухгалтера очень важно учесть все «от и до». Для этого необходимо обратиться к одному из правил бухгалтерского учета: затраты на получение информации не должны превышать возможный экономический эффект от управленческих решений, принимаемых на ее основе. Соотнося вышеуказанное деление материальных ценностей с этим правилом, становится очевидным, что для каждой группы необходимо разработать свой метод учета. Возможно, он будет единым для всех ресурсов, однако важно понимать, что не каждый способ бухгалтерского учета, используемый для материальных ценностей группы А, может подходить для группы С, и наоборот.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Принципы организации бухгалтерского учета на малом предприятии» з дисципліни «Облік та оподаткування підприємств малого бізнесу»