Нормативные документы. Закон о торговой деятельности
Учет в торговле регулируется следующими нормативными документами: - Гражданским кодексом РФ (§ 1 - 3 гл. 30); - Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; - Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; - Федеральным законом от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"; - Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"; - Федеральным законом от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"; - Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; - Законом РФ от 20.02.1992 N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле"; - Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584 "Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности"; - ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утв. Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст. Закон N 381-ФЗ (далее - Закон о торговой деятельности), вступивший в силу с 1 февраля 2010 г.: 1) устанавливает границы государственного регулирования торговой деятельности, которое заключается: - в определении требований к организации и осуществлению оптовой и розничной торговли; - антимонопольном регулировании торговой деятельности; - информационном обеспечении лиц, участвующих в торговом процессе; - государственном и муниципальном контроле (надзоре) в области торговли; 2) регулирует отношения между хозяйствующими субъектами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), поставляющими товары и осуществляющими торговую деятельность; 3) предусматривает мероприятия, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов населения. Закон о торговой деятельности не применяется в отношении: - внешнеторговой деятельности; - торговли на товарных биржах; - деятельности по продаже товаров на розничных рынках; - купли-продажи ценных бумаг; - купли-продажи объектов недвижимости; - купли-продажи продукции производственно-технического назначения (в т.ч. электрической, тепловой энергии и мощности, иных видов энергетических ресурсов). Статьями 5 и 6 Закона о торговой деятельности определен круг полномочий Правительства РФ, Минпромторга России, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Статьей 15 данного Закона установлены антимонопольные требования к перечисленным выше органам государственной власти. В частности, им запрещается: - создавать региональные (местные) системы качества товаров, не предусмотренные российским законодательством; - вводить контрольные и разрешительные процедуры для торговых предприятий и поставщиков товаров в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам; - регулировать цены (за исключением случаев, предусмотренных законодательством); - вводить ограничения и запреты на продажу отдельных видов товаров; - препятствовать свободному перемещению товаров между территориями субъектов РФ и муниципальных образований; - понуждать организации заключать договоры поставки с определенными поставщиками товаров и определенными торговыми предприятиями; - ограничивать выбор поставщиков товаров и торговых предприятий для заключения с ними договоров поставки; - ограничивать поставщикам товаров и торговым предприятиям доступ к объектам транспорта и инфраструктуры. Юридические лица и индивидуальные предприниматели (хозяйствующие субъекты), осуществляющие торговую деятельность, должны быть зарегистрированы в порядке, предусмотренном Законом N 129-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 8 Закона о торговой деятельности указанные выше лица самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, включая: 1) вид торговли (оптовая и (или) розничная); 2) форму торговли (в стационарных торговых объектах или вне стационарных торговых объектов, в т.ч. на ярмарках и выставках, развозная, разносная, дистанционная торговля, продажа с использованием автоматов и иные формы торговли); 3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без такового); 4) специализацию торговли (универсальная или специализированная); 5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный или нестационарный); 6) основания использования имущества для торговой деятельности (право собственности, аренда, лизинг, иное законное основание); 7) порядок и условия осуществления торговой деятельности (за исключением государственных и муниципальных предприятий торговли), включая: - ассортимент продаваемых товаров; - режим работы; - приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров; - количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности; - способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах; 8) цены на продаваемые товары (за исключением случаев, когда они регулируются федеральными законами); 9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах; 10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг. В ст. ст. 7 и 12 Закона о торговой деятельности говорится о некоммерческих организациях, созданных хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность (назовем их объединениями торговых предприятий), и некоммерческих организациях, объединяющих хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров (назовем их объединениями поставщиков товаров).
Обратите внимание! В рассматриваемом Законе к поставщикам товаров не относятся производители (изготовители).
Статьей 7 вышеназванного Закона предусмотрено привлечение на добровольной основе объединений торговых предприятий и объединений поставщиков товаров к участию в формировании и реализации государственной политики в области торговли. Законом о торговой деятельности определены следующие формы такого участия: - участие в разработке проектов федеральных нормативных актов в области торговли; - участие в разработке региональных и муниципальных программ развития торговли; - участие в анализе финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований; - участие в подготовке прогноза развития торговли на территориях субъектов РФ и муниципальных образований; - распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности; - предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности; - подготовка для органов государственной власти и органов местного самоуправления предложений о совершенствовании торговой деятельности. Объединения торговых предприятий могут заключать с объединениями поставщиков товаров соглашения в целях формирования принципа добросовестности при заключении между ними договоров, а также исполнении их условий. Указанные соглашения должны заключаться с учетом требований Закона N 135-ФЗ. Об особенностях договоров поставки продовольственных товаров, ценообразовании и антимонопольном регулировании деятельности торговых сетей см. п. п. 2.6 - 2.8 данной главы книги. Виды административной ответственности за нарушение Закона о торговой деятельности представлены в табл. 18.
Таблица 18
Административная ответственность за нарушение Закона о торговой деятельности
Виды правонарушений Статья Закона N 381-ФЗ Статья КоАП РФ Размер штрафа, руб. должностныелица организации Создание дискриминационных условий, в т.ч. создание препятствий для доступа на товарный рынок и выхода из него пп. 1 п. 1ст. 13 п. 1 ст. 14.40 20 000 - 40 000 2 000 000 -5 000 000 Навязывание контрагенту запрещенных законом условий пп. 2 п. 1ст. 13 п. 2 ст. 14.40 30 000 - 50 000 2 000 000 -5 000 000 Осуществление деятельности на основе договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии пп. 3 п. 1ст. 13 п. 3 ст. 14.40 10 000 - 50 000 1 500 000 -4 500 000 Непредставление запрашиваемой контрагентом информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки, о существенных условиях договора, информации о качестве и безопасности поставляемыхтоваров п. п. 1, 2ст. 9 ст. 14.41 20 000 - 40 000 300 000 - 500 000 Включение в цену договорапоставки вознаграждения (в размере более 10%) за приобретение определенного количества товаров п. 4 ст. 9 п. 1 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 -5 000 000 Выплата вознаграждения в связи с приобретением социально значимых товаров п. 5 ст. 9 п. 1 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 -5 000 000 Включение в цену договорапоставки других видов вознаграждения п. 6 ст. 9 п. 2 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 -5 000 000 Включение в договор поставки сроков оплаты, превышающих сроки, установленные законом п. 7 ст. 9 п. 3 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 -5 000 000 Установление в договоре поставки запрета на перемену лиц в обязательстве п. 10 ст. 9 п. 4 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 -5 000 000 Включение в договор поставки условий об оказании торговой организацией услуг по рекламированию товаров, маркетингу, иных услуг попродвижению товаров п. п. 11, 12 ст. 9 п. 5 ст. 14.42 20 000 - 40 000 1 000 000 -5 000 000 Понуждение к заключению договора возмездного оказания услуг по продвижению товаров п. 12 ст. 9 п. 6 ст. 14.42 30 000 - 50 000 3 000 000 -5 000 000
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нормативные документы. Закон о торговой деятельности» з дисципліни «Особливості галузевого обліку: виробництво, торгівля, будівництво»