Проверка сведений, заявленных при таможенном оформлении, осуществляется в порядке, установленном гл. 35 ТК РФ (п. 1 ст. 361 ТК РФ). В ней определены формы и порядок проведения таможенного контроля. Это проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, таможенная ревизия и др. Пунктом 2 ст. 367 ТК РФ предусмотрена проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении. В основе проверки лежат: - сопоставление информации из представленных документов с информацией, полученной из других источников; - анализ сведений специальной таможенной статистики; - обработка сведений с использованием программных средств; - другие способы, не запрещенные законодательством России. При проведении таможенного контроля таможенные органы вправе запрашивать также дополнительные документы и сведения для проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Основание - п. 3 ст. 367 ТК РФ. Достоверность сведений, заявленных при таможенном оформлении, можно проверить и после выпуска товаров. Отдельные полномочия таможенных органов в подобных случаях установлены в ст. 363 ТК РФ. Так, п. 4 этой статьи установлено, что для проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию (в том числе в форме электронных документов), относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами. Причем сказанное относится к любой категории декларантов, применяющих как специальные упрощенные процедуры таможенного оформления, так и общеустановленный порядок декларирования. Срок, в течение которого таможенные органы могут провести проверку достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении товаров, установлен п. 2 ст. 361 ТК РФ и составляет один год. Но п. 3 указанной статьи допускаются исключения из этого срока. А именно, оговаривается право таможенных органов проводить проверки товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находящихся в обороте на территории России. Срок проверки, в данном случае, не установлен. Следовательно, такая проверка может проводиться в течение сроков хранения документов для таможенных целей, то есть в течение трех лет с момента утраты товарами статуса "находящихся под таможенным контролем". Исчисление срока начинается в день утраты товарами вышеуказанного статуса. Таким образом, если Вы, будучи предпринимателем или коммерческой организацией, купили в России импортный товар, то будьте готовы к тому, что через пару-тройку лет к Вам придет таможня и потребует документы на его приобретение. И вот на каком основании. В соответствии с п. 1 ст. 361 ТК РФ проверка сведений, заявленных при таможенном оформлении, осуществляется в порядке, установленном гл. 35 ТК РФ, которая определяет формы и порядок осуществления таможенного контроля. В частности, в качестве форм осуществления таможенного контроля после выпуска товаров упоминается таможенная ревизия (ст. 376 ТК РФ), проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков (ст. 374 ТК РФ). Отдельные вопросы полномочий таможенных органов в связи с проверкой достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении, после выпуска товаров и транспортных средств установлены в п. 4 ст. 363 ТК РФ. Согласно этому пункту в целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, (в том числе в форме электронных документов), относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами. Причем, в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию России, также могут быть запрошены документы, относящиеся к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами (таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика). Если незаконно ввезенный товар при проверке обнаруживается не у импортера, а у покупателя, то возникают проблемы юридического, и этического порядка, а именно проблема так называемого "добросовестного приобретателя" (п. 2 ст. 16 ТК РФ). В соответствии с п. 4 ст. 320 ТК РФ ответственность за уплату таможенных пошлин и налогов несут, в том числе, лица, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары. Указанные лица несут такую же ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов, как если бы они выступали в качестве декларанта незаконно ввезенных товаров. Оговорка, что эта ответственность возлагается на этих лиц только в том случае, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза, что надлежащим образом подтверждено в порядке, установленном законодательством России, на самом деле, является слабым утешением. Вопрос об установлении законодательством порядка подтверждения понятия "должны были знать о незаконности ввоза" прояснен еще в 2001 г. Конституционным судом РФ и не в пользу предпринимателей. Анализируя судебную практику, безусловно, можно придти к выводу, что права добросовестного приобретателя защищаются в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника. Но вот доказать, что предприниматель или коммерческая организация являются теми самыми "добросовестными приобретателями", будет очень не просто. Дело в том, что в постановлении КС РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П утверждается, что забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами лежит на предпринимателе. Коммерческая организация или предприниматель, по гражданскому законодательству несут определенный предпринимательский риск. КС РФ заранее презюмируется, что если лицо занимается предпринимательской деятельностью, то оно обязано знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара. Цитируем два судебных документа. 1) "Предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ним обязательств, с тем чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично - правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействие) которого повлекли наложение взыскания" (постановление КС РФ от 27 апреля 2001 г. N 7-П). 2) "Если приобретатель не проявил в отношениях, связанных с приобретением имущества, заведомо происходящего из-за границы, ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего соблюдения таможенного законодательства, это дает основания говорить о его вине в форме неосторожности, и о том, что он не может быть признан "добросовестным приобретателем" (постановление ФАС РФ Московского округа от 21 ноября 2003 г. N КА-А40-/9329-03). Итак, с точки зрения законодательства, предприниматель или коммерческая организация, приобретающие импортный товар в России, равно являются участниками таможенных правоотношений наряду с импортером. Поэтому вменить им в вину (в форме неосторожности) приобретение нерастаможенного товара с взысканием таможенных платежей и санкций или наложением санкций в виде конфискации товара оказывается не так уж и сложно. Как уже упоминалось выше, на основании п. 3 ст. 367 ТК РФ таможенные органы вправе запрашивать дополнительные документы и сведения и осуществлять проверку документов и сведений после выпуска товаров и транспортных средств. Пунктом 2 ст. 367 ТК РФ предусмотрена проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении. Проверка осуществляется путем сопоставления представленных документов с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством России. Одной из "иных форм таможенного контроля" является осмотр таможенными органами помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ) и проведение таможенных ревизий (ст. 376 ТК РФ). Порядок проведения осмотра помещений и территорий, утвержден приказом ГТК России от 23 октября 2003 г. N 1188. В соответствии с п. 2 ст. 375 ТК РФ осмотр помещений и территорий может проводиться таможенными органами также у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Осмотр помещений у этих лиц производится при наличии информации о нахождении в помещениях или на территориях этих лиц товаров, ввезенных на таможенную территорию России с нарушением порядка, предусмотренного Таможенным кодексом РФ, для проверки такой информации. Таможенные органы согласно ст. 376 ТК РФ могут принять постановление о проведении таможенной ревизии, порядок организации и проведения которой утвержден приказом ГТК РФ России 11.06.2004 N 663) Если проводится общая таможенная ревизия, то это означает, что в таможенный орган поступила информация о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах организации, представленных при таможенном оформлении товаров. Для такой проверки отпущено три рабочих дня. При проведении общей таможенной ревизии члены ревизионной комиссии имеют право: - получать доступ в пределах своей компетенции к базам данных проверяемого лица с учетом требований законодательства России о защите информации (обратите внимание, речь идет не только о лицах, перечисленных в п. 1 ст. 68 ТК РФ); - запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, относящуюся к объектам ревизии, а также к последующим операциям с данными товарами, устанавливать сроки, место и порядок представления документов и информации; - получать сведения, имеющие значение для проведения таможенной ревизии. В случае если в ходе проведения общей таможенной ревизии обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, рассматривается вопрос о проведении специальной таможенной ревизии. Специальная таможенная ревизия может продолжаться до двух месяцев со дня принятия решения, о ее проведении. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить ее еще на один месяц. Осмотр помещений и территории, досмотр и инвентаризация товаров могут проводиться сразу с момента предъявления решения о назначении ревизии. Пункт 6 ст. 363 ТК РФ предусматривает хранение лицами документов, необходимых для таможенного контроля, не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции. Хотя срок проверок в форме осмотра помещений и территорий (ст. 375 ТК РФ) или в форме таможенных ревизий (ст. 376 ТК РФ) установлен в один год с момента выпуска товара, сроки истребования таможенными органами документов, относящихся к ВЭД, в отдельных случаях могут быть увеличены в 3-5 раз. В случае выявления фактов неполной уплаты таможенных платежей из-за ошибок методологического или технического характера, при отсутствии признаков административного правонарушения или преступления, копия акта таможенной ревизии направляется руководителю таможни для принятия решения о проведении окончательного расчета по таможенным платежам. Остановимся подробнее на выявлении таможенными органами "ошибок методологического или технического характера" при проведении мероприятий таможенного контроля после выпуска товара, то есть у импортеров и добросовестных приобретателей. Если в организации (в основном это касается оптовиков) не налажен метод партионного учета товаров, то при больших объемах и разнообразной номенклатуре отследить по каким конкретно грузовым таможенным декларациям (ГТД) ввезены отгруженные покупателю товары, или из каких счетов-фактур и указанных в них ГТД (при приобретении товара в России), эти товары отгружались покупателю, крайне трудно. В результате в выставляемых покупателю счетах-фактурах могут ошибочно быть указаны не те номера ГТД, по которым эти товары действительно были ввезены. Таможенные органы при простой проверке количественных показателей выявляют превышение количества товара, отгруженного покупателям из каждой конкретной ГТД, указываемой в счетах-фактурах, над количеством, заявленным в этой ГТД при таможенном оформлении. И приходят к выводу о контрабандном ввозе (недостоверном декларировании) некоторого количества товара. В этом случае ответственность для импортера (декларанта) наступает согласно п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Это наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратной стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо конфискация предметов административного правонарушения. Для "добросовестных приобретателей" импортного товара в России в этом случае действует ст. 391 ТК РФ. Эта статья с одной стороны позволяет таможенникам накладывать арест и изымать такие товары, а с другой стороны дает право владельцам уплатить таможенные платежи и выполнить иные требования и условия таможенного оформления товаров в упрощенном порядке. В случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные на таможенную территорию России от таможенного оформления таких товаров, эти товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда, по заявлению таможенных органов (п. 5 ст. 391 ТК РФ). Причем, во "Временных методических рекомендациях по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил)", направленных письмом ФТС России от 30.06.2005 N 01-06/21925 - в разъяснениях к ст. 16.2 КоАП РФ признается отсутствие обязанности "добросовестного приобретателя" уплачивать таможенные платежи. Но здесь же ГТК РФ ссылается на возникновение у такого приобретателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.21 КоАП РФ, а именно, наложение административного штрафа в размере от одной третьей до двукратного размера стоимости товаров с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения. В общем, доказывать впоследствии, что имела место техническая ошибка, и в счете-фактуре неправильно указан номер ГТД организации, вероятнее всего, придется в суде. Какие же выводы можно сделать из всего сказанного? Сегодня, даже если организация или предприниматель и не попадает по критериям ФТС России в число лиц, обязанных вести учет товаров в порядке, установленном ФТС РФ России, и регулярно представлять в таможенные органы установленную отчетность, но при приобретении импортных товаров в России они признаются законодательством участниками таможенных отношений. Соответственно, в таможенном законодательстве закреплено право таможенных органов осуществлять проверки таких лиц в виде мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров для внутреннего потребления (ст. 361, 364, 369, 375, 376 ТК РФ). При таких проверках у организаций и предпринимателей могут быть затребованы любые документы (в том числе и документы бухгалтерского учета), а также санкционирован доступ к информационным системам проверяемого лица (п. 4 ст. 376 ТК РФ и п. 17 "Порядка организации и проведения таможенной ревизии", утвержденного приказом ГТК РФ России от 11 июня 2004 г. N 663). При непредставлении требуемых документов или предоставлении недостоверной отчетности (из-за технических ошибок) организация может быть подвергнута штрафам и санкциям по старому принципу - "был бы предприниматель, статья всегда найдется". Поэтому если российский предприниматель торгует импортными товарами, то ему, вероятнее всего, придется наладить партионный учет импортного товара.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Методы таможенного контроля» з дисципліни «Експорт, імпорт: облік і податки»