Французская модель, как одна из многочисленных разновидностей европейской системы социальных отношений, неизбежно испытала на себе влияние особенностей цивилизационного развития этого континента. Культурные традиции античного мира, религиозные войны периода Реформации, эпоха Просвещения XVIII века - все это, конечно, повлияло на формирование менталитета европейцев вообще и французов в частности. Не надо также забывать, что Европа - это и родина социалистических утопий и промышленных революций XVIII - XIX веков, результатом которых стало не только появление индустриального общества, но и первых классовых противоречий внутри него. Франция является преимущественно католической страной и совершенно закономерно, что социальная доктрина католиков оказывает существенное влияние на формирование системы регулирования социальными отношениями. В частности эта доктрина призывает к нахождению социального компромисса между наемным трудом и капиталом, подчеркивает важную роль государства в регулировании социальных отношений. Резкий переход от абсолютной монархии к республиканской форме правления, провозглашение французской революции лозунгов "свобода, равенство, братство" оказали огромное влияние на всю мировую историю, но для Франции это было социальное потрясение, сопровождаемое жертвами многих тысяч граждан. Особенности современной модели СА во Франции нельзя понять, не сделав краткого экскурса в историю социально-трудовых отношений этой страны. Без преувеличения можно утверждать, что отношения между наемным трудом и капиталом носят традиционно конфронтационный характер. Во Франции подобная характеристика обусловлена рядом обстоятельств. Еще в 1791 году здесь был принят законодательный акт, известный под именем "Закона Шапелье". Власть, напуганная массовыми волнениями в связи с повышением цен на хлеб, решила запретить все формы объединений, т.е. так называемые "промежуточные структуры", которые находятся между гражданами и властью. Различные профессиональные корпорации, ассоциации, гильдии, товарищества и т.п оказались вне закона. Большая часть из них прекратила свое существование, а те немногие, которые остались, вынуждены были вести свою деятельность подпольно. Несколько десятилетий спустя, когда уже появились крупные промышленные предприятия, любые попытки рабочих создать свои организации, чтобы улучшить условия жизни и труда, запрещались законодательством. Таким образом, с самого начала своего возникновения профсоюзы трудящихся были не признаны, не имели возможности вести диалог с хозяевами. У них оставался только один выход: возглавить рабочие выступления, которые часто принимали очень острые формы, вплоть до кровавых столкновений с военными и полицией. В этой конфронтации различные профсоюзы занимали неодинаковые позиции в отношении патроната. Одни из них считали всеобщую забастовку крайней формой борьбы, другие исходили из того, что рабочие сами должны управлять производством, третьи - призывали к социальной революции. Этот плюрализм профсоюзного движения еще больше усилился уже после легализации деятельности профсоюзов в конце XIX века. Одной из характерных черт французской системы социальных отношений XX века была высокая степень политизации рабочего и профсоюзного движения. Генеральный секретарь ВКТ Леон Жуо (Leon Jouhaux) еще в 1919 году призывал профсоюзы перейти от политики "сжатого кулака" к политике профсоюзного участия в делах нации. Надо подчеркнуть, что к этому времени уже был принят закон о коллективных договорах на предприятии. В 20-х годах прошлого столетия произошел раскол Всеобщей Конфедерации Труда - самого влиятельного профсоюзного центра страны. Часть профсоюзных руководителей, исповедующих идеологию марксизма и являющихся членами Французской компартии, создали свой профсоюзный центр. Так сформировались различные и организационно оформленные течения в профсоюзном движении: "реформистское" (находящееся под влиянием умеренных социалистов) и "революционное" (руководимое коммунистическими лидерами). Определенным авторитетом пользовались христианские профсоюзы, положившие в основу своей деятельности социальную доктрину католиков. Весьма показательно, что на эт^й основе осуществлялось сотрудничество между христианскими профсоюзами и ассоциациями предпринимателей-католиков. Наконец, в профсоюзном движении сформировались немногочисленные группы профсоюзных активистов троцкистского толка, которые вели довольно шумные компании, но не играли серьезной роли в решении социальных проблем. Профсоюзные организации различной политико-идеологической ориентации публично резко выступали друг против друга и тем самым еще более обостряли социальную ситуацию в стране. Однако в силу ряда обстоятельств, в период так называемого "Народного фронта", в 1938 году наемным работникам и их организациям удалось добиться значительных уступок со стороны патроната и государства: так были введены в законодательном порядке 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, система выборов делегатов персонала и другие меры, улучшающие условия труда наемных работников. После Второй мировой войны этатизм и дирижизм - традиционная черта системы государственного управления во Франции получили дальнейшее развитие. Этому способствовало ряд факторов. Прежде всего раскол рабочего и профсоюзного движения. К этому надо добавить и не очень активную деятельность объединения предпринимателей - Conseil National du Patronat Francais (CNPF). В этих условиях государство брало на себя основную миссию в регулировании социальных отношений. Можно также добавить, что определенную роль сыграл и личный авторитет де Голля - ревностного католика, провозгласившего курс на "сотрудничество труда и капитала" в рамках французского "третьего пути" между "капитализмом, который угнетает и коммунизмом, который все уничтожает". И тем не менее можно утверждать, государственная социальная политика менялась в большей степени в результате угрозы катастрофических последствий масштабных социальных конфликтов и давления общественных движений. В послевоенный период была расширена выборная система делегатов персонала, были институирова- ны комитеты предприятий. Но может быть самым большим психологическим шоком стали известные события мая 1968 года. Только после подобных потрясений стало возможным создание профсоюзных секций (комитетов) непосредственно на предприятиях. А с 1982 года ежегодные переговоры между администрацией предприятия и представителями наемных работников становятся обязательными. Переход от финансового к социальному аудиту во Франции начался в 70-х годах. История возникновения и развития французского СА свидетельствует с одной стороны, что в этом процессе проявляются общие закономерности, присущие СА, а с другой - специфические черты, обусловленные своеобразием французской системы социальных отношений. К общим чертам прежде всего следует отнести определенную зрелость рыночных отношений. Именно в послевоенный период начался переход к постиндустриальному обществу, к социоэкономике и социоэкономическим отношениям. На этом этапе рыночного хозяйства частный бизнес начинает осознавать, что в оценке эффективности деятельности предприятия финансовые и экономические критерии становятся уже недостаточными, что стратегия минимизации социальных рисков превращается в важнейшее условие достижения конкурентной способности хозяйствующего субъекта. К историческим особенностям появления СА во Франции, конечно, следует отнести "бунт" студентов и всеобщую забастовку рабочих в мае 1968 года, которые стали импульсом для того, чтобы обратить пристальное внимание на социальные проблемы. Далеко не случайно, что само понятие "социальная отчетность" в 1968-1974 гг. стала предметом оживленного обсуждения среди высокопоставленных государственных чиновников Генерального комиссариата по планированию и в дискуссиях внутри Экономического и социального совета. Очень показательно, что на этой стадии обсуждения основное внимание было обращено не на социальную отчетность предприятия, а на макроэкономическом уровне, т.е. на уровне национальной экономики. В теоретическом плане в этом обсуждении важную роль сыграл доклад Жака Делора (Jaques Delors) - руководителя службы социальных отношений Генерального комиссариата по планированию. Этот доклад был опубликован в 1971 году под названием "Социальные индикаторы" и стал предметом обсуждения на семинаре одного из самых престижных научных и учебных центров Франции - национальной школы администрации (Ecole Nationale d'administration - EN А). "Социальные индикаторы" отличались новыми подходами к анализу социальных отношений. Была поставлена задача найти более эффективные инструменты для того, чтобы иметь более объективную картину социально-экономической ситуации в стране. Впервые была поставлена задача охватить планированием и сферу социального развития. Достаточно конкретно Ж.Делор предлагал значительно расширить систему показателей и выйти за границы традиционных статистических данных преимущественно финансового и экономического характера. Он обратил внимание на такие проблемы как предвидение социального развития в стратегическом контексте, воспитание чувств общественной солидарности, отношение к тем, кто оказался вне сферы активной экономической деятельности, участие женщин в экономической жизни, открытость общества внешнему миру и т.п. Были предложены новые социальные индикаторы, в частности такие как: "бюджет времени", многообразие культур, риски, связанные со старением знаний, неадаптированность наемных работников к новым условиям труда и т.д. Многие идеи Ж.Делора получили свое развитие в исследованиях, проводимыми Экономическим и социальным советом, в котором представлены не только государство, но и институты гражданского общества и в частности представители профсоюзов и объединений предпринимателей. Научное исследование "Установление социальной отчетности", разработанное секцией социальной деятельности (ноябрь 1973 г.) практически было продолжением работ по социальным индикаторам. Это исследование считало, что социальная отчетность должна носить не только описательный, но и критический характер. В нем предлагалось внедрить социальные индикаторы в широкое поле социальной деятельности и связать их с социальной политикой. В социальной деятельности особо выделялись такие проблемы как занятость и профессиональная подготовка, продолжительность рабочего времени и условия труда, пособия и санитарное состояние, техническое оснащение и социальные службы в связи с политикой обучения, здоровья, семьи, по отношению к лицам старшего возраста и т.д. К середине 70-х годов проблематика социальной отчетности переместилась с макроэкономического на микроэкономический уровень. Во многом эта эволюция объяснялась тем, что частный бизнес и в первую очередь крупные корпорации стали понимать, что прибыль и рентабельность не могут быть единственными критериями объективной оценки эффективности менеджмента. Качество жизни, среда обитания, отношения предприятия с деловыми и социальными партнерами и другие индикаторы, связанные с социальной ответственностью бизнеса становились важными условиями для достижения конкурентных преимуществ. Разработка проблемы социальной отчетности проводилась также в стенах Национального Совета французского патроната (НСФП) и Института предприятий (Institut de е L'Entreprise), который объединил собственников и руководителей французских предприятий. Антуан Рибу (Antoine Riboud), руководитель НСФП, высказался за то, чтобы внедрение системы социальной отчетности было связано с системой многолетнего планирования. Иначе говоря, социальная отчетность рассматривалась как средство контроля за осуществлением стратегического планирования. В начале 70-х годов особенно популярными во французской предпринимательской среде стали идеи социальной ответственности предприятий по отношению к окружающей среде и наемным работникам. Немаловажную роль в этой популярности сыграла практика социальной отчетности в других странах, в частности в США, Голландии, Германии. В Голландии, например, широкое распространение в это время получили так называемые "социальные доклады" (Social Yarversag), которые компания ежегодно готовила дня своих акционеров. В то же десятилетие во Франции значительную активность проявили предприниматели-католики, которые совместно с научными исследовательскими центрами стремились распространить опыт и концепцию социальной отчетности на своих предприятиях. Большой интерес представляют работы А.Шевалье (A.Chevalie), генерального директора группы Мое - Хенесси - Диор (Moet - Henessy - Dior), посвященные использованию "социальной энергии" в рамках предприятия. Под социальной энергией он подразумевал людей, их знания, социальную инфраструктуру, научный и культурный потенциал. А.Шевалье подчеркивал, что социальные ресурсы могут деградировать, устаревать, если руководитель не будет принимать во внимание необходимость их поддерживать и обновлять. Он определил семь основных направлений в социальной сфере предприятия: продолжительность рабочего времени, повышение производительности, задачи по повышению профессионализма, распределение вознаграждения между работниками предприятия, отношение предприятия с репрезентативными группами, условия подготовки и контроля решений, воздействие внешних факторов на локальную и региональную занятость и на окружающую среду. Важным этапом в формировании СА во Франции стала середина 70-х годов. Вновь избранный президент Франции Валери Жискар д'Эк- тенд был инициатором создания Комитета по изучению реформы предприятия, главой которого был назначен Министр труда Пьер Сюдро ( Pierre Sudreau). В феврале 1975 года выводы комитета под названием "доклада Сюдро" стали достоянием общественности. Это был доклад, который как бы подготовил почву для разработки и принятия закона о социальной отчетности (bilan social). Его основные положения сводились к следующему: Предприятие определялось как основной источник создания богатства и занятости и одновременно как составляющая повседневной жизни миллионов французов, которые там трудятся в качестве наемных работников; В нем содержалась критика тех социальных условий и порядков, которые сохранились на предприятии и со времен тейлоризма; Подчеркивалась необходимость социальной отчетности, но в основном на базе социальных индикаторов; Социальная отчетность рассматривалась как результат объективной информации, которая может стать основой для диалога между руководством предприятия и представителями наемных работников; Отношения предприятия с местным сообществом были затронуты только в последней главе этого документа. Авторы доклада предложили семь типовых рубрик базовых индикаторов для формирования социальной отчетности на каждом предприятии: Вознаграждения: часовая и месячная зарплата, социальные гарантии, сравнение заработной платы мужчин и женщин, разрыв в уровне вознаграждения на предприятии; Продолжительность рабочего времени и структура персонала: средняя продолжительность рабочей недели, расписание рабочего дня, работа в дневное и ночное время, неявки на рабочее место и их причины, текучесть персонала, возрастная пирамида и по выслуге лет; Несчастные случаи на производстве, профессиональные болезни, удельный вес занятых инвалидов; Трудовые мигранты: численность, движение, квалификация, средние заработки; Профессиональное продвижение: изменение квалификации и иерархического уровня, время и средства, потраченные на подготовку; Социальное окружение: удаленность жилья и время поездки до предприятия; 7) Социальная, культурная и спортивная деятельность предприятия. На основе этих индикаторов представители администрации и персонала должны были составить "годовой доклад", который бы мог дать объективную картину социальной обстановки на предприятии. Этот доклад должен был также быть рассмотрен комитетом предприятия, а его основные положения включены в отчет президента Административного совета общему собранию акционеров. В 1977 году был принят закон о т.н. "социальном отчете" предприятий с численностью занятых более 300 человек. Он предусматривал подробный ежегодный отчет по целому ряду социальных показателей. Франция, таким образом, стала одним из пионеров в этой сфере среди западноевропейских государств. Закон был интегрирован в Кодексе труда. Он состоял из тридцати пяти разделов (rubriqes) и содержал около трехсот индикаторов. Общая структура закона выглядела следующим образом: Занятость (8 разделов и 40 индикаторов). Вознаграждения и связанные с ними выплаты (6 разделов и 14 индикаторов). Условия санитарии и безопасности (5 разделов и 28 индикаторов). Другие условия труда (7 разделов и 23 индикатора). Подготовка (3 раздела и 13 индикаторов). Профессиональные отношения (3 раздела и 9 индикаторов). Условия жизни наемных работников и их семей, зависящие от предприятия (2 раздела и 5 индикаторов). Вопросы социального аудита на современном этапе приобрели во Франции новое звучание. Они стали неразрывно связаны с практикой социальной ответственности бизнеса, социально ответственных инвестиций в рамках концепции устойчивого развития. В свою очередь, проблематика устойчивого развития была вызвана к жизни глубокими трансформациями, которые претерпело рыночное хозяйство в последние полтора - два десятилетия в результате процессов глобализации. Современные предприятия Франции вынуждены, как никогда ранее, брать во внимание "экстрафинансовые" показатели своей деятельности, удельный вес которых становится все более значимым для достижения стратегической устойчивости, сохранения перспектив развития, поддержания конкурентоспособности. Большей прозрачности и дополнительной информации требуют акционеры и инвесторы, деятельность компаний находится под постоянным мониторингом со стороны неправительственных организаций (НПО). Конкурентоспособность напрямую зависит от положительного образа компании, ее заботы об экологии, хороших отношений со всеми "стейкхол- дерами". В этой связи вполне объяснимо, что пионерами в этом "новом мышлении" бизнеса стали крупные французские транснациональные корпорации, а также проблемные предприятия, наносящие ущерб окружающей среде, или представляющие известные "бренды", что ставит их в прямую зависимость от настроения покупателя. Именно эти корпорации ввели практику социальных отчетов, ставших обязательным дополнением к традиционным годовым отчетам, в которых дается картина достижений и состояния компании. Уже на первых шагах практики добровольной корпоративной социальной отчетности (КСО) было понятно, что степень объективности социальных отчетов может быть разной и, следовательно, необходимо привлечь третье независимое лицо, способное подтвердить правдивость информации, предоставляемой на суд общественности (первый опыт независимого социального аудита КСО во Франции датируется 1993 годом). Эта задача была частично решена с помощью привлечения к проверке независимых оценщиков в лице авторитетных НПО. Так, например, установилось стратегическое партнерство между сетью супермаркетов "Каррефур" и FIDH, между одним из мировых лидеров по производству цемента "Лафарж" и WWF. При этом НПО проверяли главным образом деятельность компаний за рубежом: работу филиалов и поставщиков. Впрочем, подобное партнерство не могло устранить главных "уязвимых мест" социальных отчетов предприятий - наличия различных показателей социального измерения работы компаний и подтверждения компетентности самих "оценщиков". Поправить ситуацию и внести ясность в практику социальной отчетности было невозможно без вмешательства государства. Франция, известная своими "этатистскими традициями и дирижизмом" в социально-экономической сфере, пожалуй, одна из первых в Западной Европе попыталась узаконить практику КСО, приняв в мае 2001 года закон "О новых направлениях в экономическом регулировании" (Loi sur les nouvelles relations economiques). 116 статья закона предписывает всем французским компаниям, котирующимся на фондовом рынке страны, предоставлять подробную отчетность, отражающую "экстрафинансовую" сторону их деятельности. Хотя декрет правительства от 20 февраля 2002 года уточнил характер социальных и экологических показателей, необходимых для отчета, однако что из себя должен представлять отчет указано не было. К тому же закон не предусматривает никакого контроля или санкций за декларируемые социальные показатели. Определены лишь главные линии социальной отчетности - политика занятости, состояние и эволюция персонала предприятия; организация рабочего времени; заработная плата и социальные выплаты; охрана здоровья и безопасности труда; обучение и профессиональный рост; трудовые отношения и коллективные договоры; равенство условий найма и зарплаты; дополнительные выплаты и развитие "системы участия"; реструктуризация и реорганизация производства. Цель закона - побудить компании к выработке ответственной стратегии с учетом экологических и социальных императивов и способствовать развитию практике социально-ответственных инвестиций. В том же ключе можно рассматривать появление законов от 19 февраля 2001 года о сберегательных фондах предприятий и от 17 июля 2001 года о резервном пенсионном фонде. В обоих случаях речь идет о том, чтобы управляющие компаний при инвестировании средств этих фондов руководствовались соображениями не только рентабельности, но и учитывали этическую и экологическую сторону вопроса. Хотя вышеназванные законы смогли в определенной мере упорядочить процедуру КСО во Франции и прояснить общие подходы в понимании концепции социальной ответственности бизнеса, тем не менее, приходится признать, что вопросы социального аудита пока не нашли должного законодательного оформления. Социальный аудит еще не носит обязательного характера, не разработаны общепринятые нормы и оценки социальных и экологических параметров работы предприятий и корпораций. Очевидно, что эту крайне сложную задачу невозможно решить силами одного государства, требуется конструктивный диалог всех заинтересованных сторон-бизнеса, социальных партнеров, экспертов, представителей общественности, НПО. Такой подход к изучаемой проблеме уже дает результаты. Так, во Франции по инициативе и за счет предприятий созданы два неправительственных центра, ORSE и NOVETHIC, в задачи которых входит мониторинг вопросов, связанных с социальной ответственностью бизнеса и социальным аудитом. Государство в рамках недавно принятой Национальной стратегии устойчивого развития, опираясь на агентства по стандартизации AFNOR и ANACT, также прилагает немало усилий для выработки французских норм и показателей социальной ответственности бизнеса. Следует также отметить, что работа в этой области ведется в тесной кооперации с коллегами по ЕС, с учетом разнообразного международного опыта. Что же представляет собой в настоящее время социальный аудит во Франции? По данным экспертов, рынок профессионального социального аудита во Франции, как, впрочем, и в большинстве западноевропейских стран, находится на начальном этапе своего формирования. Число специализированных агентств и кабинетов по социальному аудиту во Франции можно пересчитать по пальцам (в целом в Европе их имеется порядка 30). Среди них выделяются три агентства - французское Vigeo, американское Innovest и швейцарское SAM. Обычно это небольшие предприятия различных форм собственности, значительно отличающиеся по методикам оценки социально-экологических показателей и по организации работы. Как правило, агентства предлагают своим клиентам три вида интеллектуальной продукции: оценка или рейтинг компаний по нефинансовым критериям, исследования и советы по инвестированию. В качестве объектов исследования или присвоения рейтинга выступают зачастую предприятия, котирующиеся на бирже, однако в последнее время в поле зрения "социальных аудиторов" стали попадать и небольшие предприятия, а также отдельные регионы и даже страны. Хотя социальный аудит в настоящее время обрел популярность и весьма востребован, тем не менее, фирмы социального аудита остаются карликами в сравнении с агентствами финансового мониторинга, такими, как Standart & Poor's, Moody's или Fitch. В частности, это объясняется тем, что предприятиям, желающим получить доступ к финансовым рынкам, необходимо в обязательном порядке получить соответствующую оценку их финансового рейтинга. В то же время никаких обязательных оценок по социальным критериям не существует. Главными клиентами агентств по социальному аудиту выступают различного рода инвесторы, в первую очередь, институциональные (пенсионные фонды, страховые компании), управляющие компании, банки, паевые фонды, которые стремятся выбрать объекты для инвестирования с учетом "этических моментов" или предложить подобного рода интеллектуальные продукты своим клиентам. Несмотря на разговоры о важности учета социальных и экологических показателей при инвестировании, в реальности во Франции доля социально-ответственных инвестиций в общем объеме инвестиций остается крайне малой - не более 1%! (В США, для сравнения, этот показатель равен 10%). Если попытаться выделить характерные черты и особенности СА во Франции, то можно констатировать: Как в теории, так и в практике СА Франции занимает одно из лидирующих позиций в мире. В стране сформировалась определенная концептуальная и правовая основа СА, сложилась система независимых аудиторских агентств, способных осуществить аудиторское обследование, привлекая к нему профессиональных социальных аудиторов. Франции также принадлежит инициатива создания Международного Института социального аудита со штаб-квартирой в г. Париже; Исторические традиции этатизма и дирижизма во многом обусловили важную роль государства в формировании системы регулирования человеческих ресурсов; Относительно развитое государственное, социальное и экологическое законодательство, а также по социальной отчетности создают благоприятную основу для развития СА; Социальная доктрина католиков оказывает определенное влияние и на позиции христианских профсоюзов и объединений предпринимателей-католиков в их социальной политике, основанной на стремлении достигнуть социального консенсуса; Традиции конфронтационных отношений между наемным трудом и капиталом, раскол рабочего и профсоюзного движения отрицательно сказывается на формировании СА во Франции; Основными направлениями СА во Франции являются: соответствие правовым нормам (юридический аудит); социально-трудовые отношения на предприятии (аудит трудовых отношений); возможности предприятия реализовать стратегические цели (аудит социальной стратегии). На данном этапе СА используется преимущественно крупными французскими корпорациями, имеющими за рубежом свои дочерние фирмы и филиалы; Характерной чертой французского социального аудита является стремление выйти за рамки отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) и перенести СА на уровень регионов и национального хозяйства; Острой проблемой продолжает оставаться вопрос о независимости СА и в этой связи идет дискуссия относительно "независимого третьего лица" и независимых неправительственных организаций (НПО); Франция, будучи одним из инициаторов европейской интеграции, стремится согласовывать свой СА с правовыми и этическими нормами Европейского Союза (ЕС), (Европейской социальной хартией и другими директивами ЕС в области социальной сферы); Характерные черты и особенности СА во Франции (концепции, технологии, законодательства, организационные структуры) позволяют говорить о французской модели социального аудита.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Французская модель» з дисципліни «Соціальний аудит»