Универсальные черты и тенденции развития социального аудита
Социальный аудит (СА) стал одним из глобальных явлений в современной системе социальных отношений. Уже в конце XX века он отпочковался от других форм аудита, в частности от управленческого и финансового, став не только теорией, но и признанной практикой в системе управления человеческими ресурсами. Сегодня в странах развитой рыночной экономики происходит интенсивный процесс развития аудита, что находит своё отражение в: - быстром росте числа корпораций, организаций самых разных стран и регионов, которые прибегают к услугам социального аудита. Ежегодно социальный аудит проводят у себя более 40% крупнейших американских компаний, в Европе доля социально ответственных предпринимателей - около 70%. В число социально открытых входят такие гиганты, как DuPont, Norsk Hydro, Pechiney, Shell, Achan, Caterpillar. В Великобритании есть инвестфонды, вкладывающие средства исключительно в компании с социальной отчетностью. Там, как и в США, есть даже специальные биржевые индексы для социально ответственных компаний; формировании правовой базы социального аудита как на национальных, так и на международном уровнях; разработке международных и отраслевых стандартов социальной ответственности; наличии рынка социального аудита с довольно устойчивыми группами аудиторских агентств и состоявшимися клиентами, спросом и предложением на эти услуги; формировании особого научного направления, имеющего свой предмет изучения и опирающегося на определенные технологии и методики; социальный аудит признан самостоятельной профессией, подготовка по которой ведется в системе специального профессионального образования. Ряд европейских университетов уже готовит специалистов по социальному аудиту, но, как правило, в сочетании с аудитом юридическим и экономическим или с управлением человеческими ресурсами. Многие высшие учебные заведения ввели в свою программу специализации или модули по социальному аудиту. Наибольшее распространение социальный аудит получил в программах МВА (Мастер делового администрирования) по специальности "менеджмент социальной ответственности". В последнее десятилетие многие учебные заведения предлагают краткосрочные курсы по специальности менеджмента социального аудита; происходит организационная институциализация системы социального аудита: формируются ассоциации практиков, исследователей, создаются специализированные отделения, факультеты высших учебных заведений, функционируют агентства социального аудита, во многих странах созданы Институты социального аудита и вот уже более десяти лет функционирует Международный институт социального аудита (г. Париж). Социальный аудит - очень молод и, вероятно, по этой причине ещё не сложилось его общепризнанное определение. Можно привести некоторые из них как наиболее типичные. Социальный аудит в широком смысле - это анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия выбранным стандартам, в узком - верификация социальной отчетноста или: "специфическая форма анализа, ревизии условий социальной среды организации с целью выявления факторов социальных рисков и выработки предложений по снижению их взаимодействия". Подобно финансовому или бухгалтерскому аудиту, социальный аудит является своеобразным инструментом менеджмента. Суть его сводится к диагностике причин возникновения социальных проблем, разносторонней оценке важности, срочности и возможностей их разрешения, выработке конкретных рекомендаций по профилактике социальной напряженности в организации, совершенствованию управления персоналом. Институт социального аудита (Франция) даёт свое определение: "Социальный аудит является формой обследования, которое стремится выверить в какой степени организация: действительно реализовала то, что она наметила сделать; наилучшим образом использует свои средства; сохраняет свою автономию и достояние; способна реализовать то, что она хочет осуществить; уважает правила игры и знает, как избежать риски, которые ей угрожают". В настоящее время социальный аудит превратился в довольно устойчивую систему, с присущими ей характерными чертами, процедурами, технологиями, а также со своими специфическими проблемами и методами их решения. Обычно социальный аудит понимается как процедура диагностирования социальных отношений на предприятии, которая может носить общий или частичный характер. Как правило социальное обследование становится желаемым или необходимым, если на предприятии ухудшается социальный климат. Действительно, чаще всего социальный аудит используется в оперативном или тактическом менеджменте, т.е. к нему прибегают тогда, когда произошел острый социальный конфликт на предприятии или когда становится очевидным, что создаются условия для обострения социальных отношений и возникает необходимость выяснить причины ухудшения социального климата и наметить пути решения социальной напряженности. Диагностика осуществляется, прежде всего, путем сравнительного анализа "Что есть?" и "Что должно быть?". За основу "Что должно быть?" берутся правовые нормы и рекомендации, зафиксированные в национальном законодательстве или в международных стандартах, документах. Обследование позволяет выявить факторы, которые несут в себе угрозу дестабилизации социальных отношений. Социальный аудит не ограничивается констатацией того "Что есть?" и "Что должно быть?". В конечном итоге он позволяет выявить основные причины возрастания угрозы социальных рисков и наметить программу управления рисками, т.е. ответить на вопрос "Что делать?".
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Универсальные черты и тенденции развития социального аудита» з дисципліни «Соціальний аудит»