Социальный аудит как комплексный институт обследования социальной сферы предприятий не имеет конкретного закрепления в международных актах. Однако его можно отнести к объектам международно-правового регулирования, которые включаются в область защиты прав и свобод человека, поскольку одной из основных целей социального аудита является содействие в предотвращении социальных конфликтов, которые, в первую очередь, происходят из-за нарушений социальных прав граждан. На социальный аудит распространяют свое действие многочисленные договоры и соглашения как универсального, так и регионального характера, а также международная судебная практика. В отдельных случаях он может быть составным элементом системы международного контроля. Международные договоры и соглашения, как правило, содержат нормы рекомендательного или обязательного характера. Рекомендательные нормы предлагают государствам действовать соответствующим образом, учитывать определенные положения в своем национальном законодательстве. Нормы обязательного характера требуют строго придерживаться и соблюдать установленные ими правила, под угрозой применения международных санкций. В то же время для принятия на себя обязательств государству требуется время на изменение законодательства, формирования новых правовых институтов, поэтому часто в начале по определенным вопросам сотрудничества, в том числе и в области обеспечения прав и свобод человека, заключаются международные соглашения рекомендательного характера, а затем договоры, обязывающие государства. Так, например, поступило международное сообщество в отношении обеспечения права ребенка. В 1959 году государства подписали Декларацию о правах ребенка, а спустя тридцать лет после имплементации большинства ее положений в национальное законодательство была принята Конвенция о правах ребенка. Следует помнить, что не все международные соглашения требуют в обязательном порядке ратификации, однако договоры в области защиты прав и свобод человека, подписанные государством, подлежат ратификации. Среди универсальных международных договоров регулирующих отдельные аспекты социального аудита следует отнести Устав Организации Объединенных Наций 1945 г., Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенцию о статусе беженцев 1951 г., Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. и др. Устав ООН является не только документом исторического значения, но и соглашением, определяющим основные принципы в деятельности государств по обеспечению прав и свобод человека. В его Преамбуле закрепляется Положение о том, что государства должны "... утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций ... и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни...". Отсюда можно предположить, что в этих целях государства могут использовать социальный аудит как один из государственных механизмов (несмотря на то, что он может осуществляться в рамках коммерческой деятельности), обеспечивающим содействие в выполнении, поставленных в данном международном акте задач. Большинство важнейших международных соглашений о правах и свободах человека разработано в рамках Организации Объединенных Наций, включающей в свой состав на 1 января 2007 года 190 государств. Эти международные договоры составляют юридическую базу международно-правовой защиты каждого в отдельности и человеческой цивилизации в целом. Одним из способов такой защиты может выступать социальный аудит. В Уставе ООН находит свое отражение принцип, по которому политические, гражданские, экономические, социальные и культурные права являются неотчуждаемым атрибутом каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, вероисповедания, социального происхождения или имущественного положения. Построение правового государства невозможно без эффективной защиты основных прав и свобод человека, ибо само понятие правового государства означает главенство закона, одинаково обязательного для всех, приоритет международного права над внутринациональным законодательством и верховенство общечеловеческих ценностей над всеми другими. Оценка и обследование социальной сферы в рамках проведения социального аудита одновременно будет способствовать соблюдению и обеспечению выполнения этих принципов. Важное значение в области обеспечения прав человека имеет Всеобщая декларация прав человека 1948 года. Одной из задач, поставленной в декларации, является содействие уважению прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных мероприятий, всеобщего и эффективного их признания. Отсюда можно сделать вывод о том, что вопросы обеспечения прав человека могут входить в сферу действия специальных установленных государством мероприятий, к числу которых можно отнести социальный аудит. В этом случае его применение направляется на содействие в обеспечении, закрепленных в декларации, основных прав человека. В ней находит свое отражение недопущение дискриминации по различным признакам (расы, пола, языка, религии), политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой принадлежит человек, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, не самоуправляющей или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете. Это положение до сих пор остается актуальным. К основным социальным правам в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека отнесены: право на социальное обеспечение (определенное в соответствии с экономическими возможностями и ресурсами государства); право на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы; право на равную оплату труда за равный труд; право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование человека и его семьи; право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов; право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего времени и на оплачиваемый периодический отпуск и другие. Впервые в международном соглашении было установлено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, которое необходимо для поддержания здоровья и благосостояния. Данное положение является одним из предметов постоянного внимания со стороны международного сообщества. Обследование уровня жизни граждан в государстве может осуществляться в рамках проведения социального аудита. Ряд положений Всеобщей декларации прав человека, касающихся обеспечения социальных прав конкретизированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. Так, право каждого на справедливые и благоприятные условия труда включает в себя: вознаграждение, обеспечивающее справедливую и равную заработную плату; условия, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; одинаковую возможность продвижения в работе исключительно на основании трудового стажа и квалификации; отдых, досуг и разумное ограничение рабочего времени, оплачиваемый периодический отпуск и вознаграждение за работу в праздничные дни. Признание права каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и членов его семьи должно сопровождаться принятием необходимых мер государством для обеспечения осуществления этого права. К таким мерам можно отнести не только меры экономического или иного характера, применяемые государством, но и использование независимых (общественных) форм воздействия на соблюдение права на достаточный жизненный уровень, к числу которых относится и социальный аудит. Фактически в Пакте закреплялись не просто права человека, а отдельные международные стандарты прав, которые затем применялись для определения их соответствия и соблюдения в государствах. Однако следует помнить, что ряд государств не участвуют в этом международном договоре, по причине невозможности обеспечения, в первую очередь, экономических и социальных прав. Например, Соединенные Штаты, указывая свое отношение к Пакту, в целом признавали права, установленные в нем, но до сих пор не являются его участником, в связи с отсутствием гарантий таких прав в Конституции страны. В то же время обследования социальной среды и ее влияние на производственные процессы в рамках социального аудита в США активно применяется. Другие страны не могли ратифицировать Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, поскольку он являлся договором обязательного характера и налагал определенные требования в сфере обеспечения социальных прав на государства, экономические возможности которых не позволяли и не позволяют до сих пор обеспечить их в должной мере. К тому же в Пакте (как и в международном праве в целом) не проводится различие между экономическими и социальными правами, поэтому их часто объединяют в общую группу социально-экономических прав. Отсюда следует, что исходя их положений международных актов, при проведении социального аудита необходимо обследовать не только социальную среду в чистом ее виде, но и отдельные элементы соблюдения социально-экономических прав работников. Международно-правовой основой социального аудита являются положения Заключительного акта Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1 августа 1975 года. В нем обеспечение прав и свобод человека закреплялось как основной принцип международного права, а государства-участники обязывались привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами, в том числе в области прав человека. Одновременно указывалось на необходимость пересмотра старых и выработки новых законов, отвечающих самым высоким международным стандартам с точки зрения обеспечения прав личности. В Заключительном акте также говорится о разработке новых путей и средств, соответствующих цели обеспечения прав личности и создания лучших условий жизни. Установление на уровне закона принципов регулирования и сферу действия такого нового механизма обеспечения социально-экономических прав как социальный аудит, будет способствовать выполнению этого требования. На социальный аудит распространяются отдельные положения и других международных соглашений, таких как Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. Особая роль в обеспечении социально-трудовых прав отводится конвенциям и рекомендациям Международной организации труда, которая занимается разработкой нормативных положений, которые не только регулируют трудовые отношения, но и защищают права работников. Так, Конвенцией № 100 от 29 июня 1951 года "О равном вознаграждении мужчин и женщин за труд равной ценности" закреплено, что при установлении ставок вознаграждения будут предприняты меры к объективной оценке различных обязанностей на основе выполняемой работы. Специалисты социального аудита могут быть привлечены к такой оценке. В проведении обследования социальной сферы предприятий в рамках социального аудита следует учитывать и вопросы охраны заработной платы, закрепленные в Конвенции МОТ № 95 1949 года. В ней, в частности, сказано о регулярном характере выплаты заработной платы, о запрете на принуждение работников к пользованию магазинами, существующими на предприятии, а вычеты из заработной платы должны производиться при соблюдении условий и в размерах, определяемым законодательством или установленными коллективными договорами или арбитражными решениями. Все эти вопросы могут быть объектом исследования при проведении социального аудита на предприятиях и организациях. Уникальная особенность МОТ состоит в том, что, вся ее деятельность основана на принципах трипартизма: в работе ее органов принимают участие представители трех сторон стран-членов (представители правительств, организаций работников и объединений работодателей), и все принимаемые решения и документы МОТ требуют согласия всех трех сторон социального диалога. Конвенции МОТ подлежат ратификации странами - членами МОТ. Страна, ратифицировавшая Конвенцию МОТ, принимает на себя обязательства по применению положений этой Конвенции. В нашей стране Конвенции ратифицируются федеральными законами, и они становятся частью российского трудового законодательства. По состоянию на 1 апреля 2008 г. МОТ приняла 188 Конвенций и 198 Рекомендаций (перечень основных конвенций МОТ приведен в приложении), из которых наша страна ратифицировала 62 Конвенции МОТ (в СССР было ратифицировано 50 Конвенций, Российская Федерация ратифицировала 12 Конвенций). Среди них Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенцию № 81), Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенцию № 150), Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенцию № 155) (ратифицированы федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ), Конвенция о технике безопасности и гигиене труда на портовых работах (Конвенции № 152) (ратифицирована федеральным законом от 26 апреля 2004 года № 28-ФЗ), Конвенция 1986 года об охране труда при использовании асбеста (Конвенция № 162) (ратифицирована федеральным законом от 8 апреля 2000 г. № 50-ФЗ), Конвенция 1987 года о социально-бытовом обслуживании моряков в море и порту (Конвенции № 163) (ратифицирована федеральным законом от 3 июля 2006 г. № 95-ФЗ). Среди недавних важных достижений - разработка Глобальной стратегии по охране труда, которая содержит основные направления деятельности МОТ и ее трехсторонних партнеров на ближайшие годы, принятие в июне 2006 года новой важной Конвенции № 187 и соответствующей Рекомендации № 197 о наилучших организационных формах реализации управления охраной труда на национальном уровне. Принятие этой Конвенции (и Рекомендации) готовилось несколько лет, и роль ее для будущего развития работ по охране труда во всем мире (по крайней мере, на ближайшее десятилетие) трудно переоценить. Новые документы опираются на мировую практику и богатый исторический опыт МОТ в деле разработки нормативных документов по охране труда универсального характера. К сожалению, процесс ратификации Конвенций МОТ в Российской Федерации проходит очень медленно, что создает немалые трудности в обеспечении социально-трудовых прав и, как следствие, в проведении социального аудита. Так, только через 70 лет; в июле 1991 года, наша страна стала участником Конвенции № 13 об использовании свинцовых белил в малярном деле 1921 г. В ней вводился запрет на использование свинцовых белил при малярных работах по внутренней окраске здании и выполнение малярных работ промышленного характера с использованием этих белил мужчинами моложе 18 лет и всеми женщинами, независимо от возраста, поскольку такие белила отрицательно влияют на репродуктивные функции человека, особенно женщин. Однако даже ратификация государством Конвенции МОТ не означает безусловное выполнение его положений. В августе 1967 года СССР ратифицировал Конвенцию № 115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации 1960 г., которая обзывала государства предоставлять трудящимся всевозможную необходимую информацию о наличии опасности ионизирующей радиации. В ст. 14 этой Конвенции сказано: "Ни один трудящийся не допускается к работе или продолжению работы, в результате которой он может подвергнуться воздействию ионизирующей радиации". Авария на Чернобыльской АЭС в 1986 году показала, что положения ратифицированной государством Конвенции № 115 не выполнялись. Руководители страны после катастрофы умышленно не сообщали населению об угрозе нависшей над миллионами гражданами, а первые ликвидаторы не были проинформированы о грозившей им опасности и работали без специальных защитных средств. К тому же при выдаче удостоверений многим участникам ликвидации последствий аварии были занижены параметры поражения ионизирующей радиации. До настоящего времени остаются проблемы в доступе к получению информации о наличии ионизирующей радиации, в первую очередь, из-за высокой стоимости дозиметрической аппаратуры. Использование социального аудита возможно поможет обратить пристальное внимание государства и руководителей предприятий к разрешению этой проблемы. Большое значение в сфере регулирования социального аудита принадлежит региональным соглашениям в сфере прав и свобод человека, особенно заключаемых в рамках европейских организаций - Совета Европы и Европейского союза. К основополагающим актам Совета Европы в этой области следует отнести Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Европейскую социальную хартию 1961 г. Европейская конвенция о правах человека наряду с основными политическими и гражданскими правами закрепила и некоторые общие социальные права. Так, в соответствии со ст. 4 Европейской конвенции никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду, а ст. 11 гласит, что каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и свободу ассоциаций, включая право создавать профсоюзы и вступать в них для защиты своих интересов. При этом закрепляется принцип недопустимости вмешательства государства в осуществление этих и иных прав, за исключением случаев, предусмотренных законом и в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Особенностью Европейской конвенции о правах человека является то, что права, закрепленные в ней, обеспечиваются защитой специального судебного органа Европейского суда по правам человека, решения которого основаны на прецедентном праве и являются обязательными для исполнения. При оценке тех или иных ситуаций в рамках проведения социального аудита необходимо использовать прецедентные решения Европейского суда либо при отсутствии подобных решений давать рекомендации (консультации) для обращения граждан за судебной защитой. В частности, при осуществлении права на свободу ассоциаций и права вступать в них для защиты своих интересов могут быть допущены нарушения подобные нарушениям, установленными Судом при рассмотрении дела Янг, Джеймс и Уэбстер против Великобритании. Заявители высказали претензию в отношении того, что заключенное соглашение между компанией "British Rail" и профсоюзами железнодорожников, обуславливающее предоставление работы только членам этих профсоюзов является формой принудительного вступления в них. Европейский суд по правам человека согласился с этой точкой зрения и высказал в своем решении мнение о том, что нельзя вынуждать работников вступать в профсоюз для того, чтобы избежать увольнения с работы. Несмотря на то, что Европейская конвенция в меньшей степени распространяет свое действие на социальные права, во многих ее положениях можно увидеть соприкосновение политических и гражданских прав с социально-трудовыми правами. Так, при рассмотрении жалобы на нарушение права, на уважение частной и семейной жизни Европейский суд по правам человека признал не только нарушение указанного права, но и установил факт дискриминации по признаку пола миграционного законодательства Великобритании. Оспариваемое законодательство проводило различие между мигрантами- мужчинами и мигрантами-женщинами, проживающими в стране и получившими соответствующее разрешение на работу (вид на жительство) в области получения для их супругов, не являющимися подданными этой страны, разрешения на въезд в страну или пребывания в ней. Имеется несколько решений Европейского суда по правам человека, касающиеся нарушений социальных прав российских граждан, которые надо учитывать при проведении социального аудита на предприятиях Российской Федерации. Европейская социальная хартия в большей степени обеспечивает защиту социальных прав граждан, и на положения которой необходимо ориентироваться при обследовании социальной среды предприятия (организации) при проведении социального аудита. К основным социальным правам этим соглашением отнесены: право на труд; право на объединение; право на заключение коллективных договоров; право на социальное обеспечение; право на социальную и медицинскую помощь; право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту; право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь. Провозглашение этих прав сопровождалось закреплением основных критериев их соблюдения, что явилось основой для разработки международных стандартов социально-трудовых прав человека. Так, может считаться гарантированным право на социальное обеспечение, если в государстве создана система социального обеспечения, обеспечивается ее функционирование и поддержание на удовлетворительном уровне, а также введено как минимум девять видов пособий, перечисленных в Конвенции МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения 1952 года. При этом необходимо учитывать, что, несмотря на наличие законодательства о социальном обеспечении, предусматривающего социальные выплаты, связанные с определенными рисками, рассматривается как не имеющую систему социального обеспечение государство, если размер этих выплат "будет незначительным". Например, Комитет независимых экспертов Совета Европы признал нарушением права человека на социальное обеспечение (не смотря на созданную в законодательстве систему социального обеспечения) низкие суммы социальных пособий гражданам, выплачиваемых на Кипре. Европейская социальная хартия является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека, составляющих наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией в 1998 году) единый механизм защиты прав человека в Европе. Подписание РФ 14 сентября 2000 года Европейской социальной хартии и создание в 2001 году Межведомственной комиссии РФ по подготовке к ее ратификации наглядно продемонстрировали приверженность нашей страны общепризнанным принципам международного права. За последние годы усилилось влияние на развитие и направление деятельности социального аудита со стороны Европейского союза (ЕС). Нормативные правовые акты ЕС, издаваемые в форме регламентов, директив или решений, регулируют многие вопросы, которые соприкасаются со сферой действия и применения социального аудита. Одной из основных целей Европейского союза является содействие "... достижению высокого уровня занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин... повышению жизненного уровня и качества жизни" (ст. 2 Договора о ЕС). В социальной сфере Европейское сообщество и государства-члены должны поддерживать и развивать совместные действия по следующим направлениям: улучшение производственной среды работающих, условий труда, информирование и консультирование трудящихся, интеграция лиц, исключенных из рынка труда, равенства мужчин и женщин в отношении возможностей на рынке труда. При этом приоритетными областями являются: социальное обеспечение и социальная защита работников; защита работников после прекращения действия трудовых контрактов с ними; представительство и коллективная защита интересов работников и предпринимателей; борьба с обездоленностью; модернизация систем социальной защиты. Социальную политику ЕС отличает широкий арсенал инструментов и механизмов, посредством которых институты Сообщества осуществляют "гармонизацию социальной сферы". К одному из таких механизмов гармонизации относиться система социального аудита, действующая во многих европейских странах (Великобритании, Франции, Германии и др.) и всячески поощряемая Европейским союзом. Некоторые нормативные правовые акты ЕС посвящены вопросам обеспечения социально-трудовых прав граждан. В отношении устранения всех форм прямой или косвенной дискриминации по признаку пола в трудовых отношениях, в частности, в вопросах приема на работу, профессионального обучения, продвижения по службе, действуют положения Директивы 2002/73/ЕС от 23 сентября 2002 года. Важнейшие гарантии трудовых прав устанавливает Директива 91/533/ЕС об обязанностях работодателя представлять работнику письменную декларацию, содержащую детальное описание условий трудового контракта, в частности, сведения о продолжительности рабочего дня, оплачиваемого отпуска, размере заработной платы, социальных гарантий работнику и другие условия. Особое внимание в нормативных правовых актах Европейского союза уделяется охране занятости и обеспечению права на труд. Так, Директива 98/59/ЕС обязывает предпринимателя в случае планируемого масштабного сокращения проводить консультации с представителями трудовых коллективов, уведомлять их о предполагаемых мерах по сокращению штатов компетентные национальные органы с целью снижения возможных социальных последствий подобных действий. Для проведения анализа этих последствий могут быть привлечены и специалисты компаний социального аудита. С целью укрепления социальной солидарности, повышения заинтересованности работников в делах предприятий большинство западноевропейских стран приняли законодательные акты, предусматривающие создание рабочих (производственных) советов и иных форм участия трудящихся в управлении предприятием и доходов от его деятельности. За последние годы в рамках Европейского союза неоднократно поднимался вопрос о социальной ответственности бизнеса. Данный вопрос является составной частью проблемы организации социального партнерства в странах ЕС. Результатами неоднократного осуждения этой проблемы стало совместное решение представителей Сообщества, европейских ассоциаций профессиональных и предпринимательских союзов о необходимости заключения коллективного соглашения по социально-трудовым вопросам, а также учреждение Трехстороннего социального саммита по росту и занятости. Все это дало дополнительный импульс к более широкому использованию социального аудита и его активного участия в решении социальных проблем. Таким образом, несмотря на отсутствие конкретных международных соглашений, регулирующих социальный аудит, он является составной частью общей сферы защиты прав и свобод человека. Отсюда на него распространяют свое действие практически все международные соглашения, закрепляющие основные социально-экономические права. В то же время на развитие социального аудита как новой формы (механизма) обеспечения прав человека непосредственно указывается в ряде универсальных международных договорах, при этом данная форма должна найти свое закрепление в национальном законодательстве. Наибольшее влияние на регулирование социального аудита оказывают региональные европейские соглашения и акты законодательства Европейского союза, на основе которых происходит процесс формирования единых международных стандартов социального аудита. Это связанно с тем, что акты европейских организаций в обязательном порядке принимаются и выполняются всеми государствами-участниками, в отличие от некоторых основополагающих международных соглашений, которые до сих пор нератифицированы рядом стран.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Правовая основа социального аудита» з дисципліни «Соціальний аудит»