Во второй половине XX века произошли важные структурные изменения в социально-экономической системе рыночного хозяйства. Появление и развитие социального аудита - одно из них. Впервые словосочетание "социальный аудит" было использовано в 40-х годах Теодором Ж. Крепсом (Theodore J. Kreps) профессором экономии Стенфордской школы бизнеса. В 1953 году американский исследователь Х.Р. Боуэн (H.R. Bowen) в одной из своих книг посвятил около десятка страниц социальному аудиту. Но может быть еще большая заслуга формирования концепции социального аудита принадлежит Ж. Умбл (J. Humble), опубликовавшего работу "Социальный аудит на службе менеджмента выживания". В этом произведении автор освятил проблемы, которые позволяют аудитору оценить значение человеческого фактора для организации. Несколько позже идеи и практика социального аудита пересекли Атлантический океан и перекинулись в страны Западной Европы. И здесь появились свои авгоритеты в области теории социального аудита. Так например во Франции признанными исследователями в этой области зарекомендовали себя: Кандо П. (Candau Р.), Перетти Ж.М. (Peretti J.-M.), Игаленс Ж. (Igalens J.), Комбемаль М. (Combemale М.), Ландье У. (Landier Н.) и другие. Концепции социального аудита, безусловно, были попыткой теоретически осмыслить то, что появилось нового в сфере социальных отношений в послевоенный период в странах рыночной экономики. Можно утверждать, что первые практические шаги социального аудита сделали США. Здесь он начался с того, что в 40-е годы прошлого столетия стали регулярно проводиться социальные рейтинги. Основное внимание обращалось на оценку отношений частного бизнеса с персоналом, профсоюзами, с местным сообществом, а также с местной властью. Важное значение приобрела и благотворительная деятельность бизнеса, связанная с социальными интересами местного населения. Экономический рост, характерный д ля американской экономики в 60-70 годы, имел серьезные отрицательные последствия для общества: потребители были недовольны ухудшением качества ряда товаров и услуг, некоторые наемные работники протестовали против ухудшения условий безопасности труда и дискриминации в области его оплаты, население многих штатов выражало свое растущее беспокойство в связи с загрязнением окружающей среды. Важные изменения происходили внутри делового сообщества. Шумные скандалы, связанные с неэтичным поведением руководителей крупных корпораций, породило недоверие к ним, что угрожало существенным сокращением клиентуры. Да и сами предприниматели, прежде чем инвестировать другие компании или их приобрести начали интересоваться не только результатами финансовой деятельности, но и социальным климатом в этих компаниях: управление персоналом, уровнем профессиональной квалификации работников, отношениями с профсоюзами и т.п. Таким образом, рождение социального аудита было связано с несколькими важными обстоятельствами. С одной стороны это был результат давления общества на бизнес с целью регулирования социально значимых аспектов деятельности корпорации, с другой - осознанием частного бизнеса, что положительный социальный имидж предприятия значительно повышает его конкурентную способность. Весьма показательно отношение американского законодательства к "социально ответственному поведению", например, частных банков. В 1977 году Конгрессом был принят закон о реинвестициях в местном сообществе. По сути, в них шла речь о добровольных инвестициях в социальную инфраструктуру на территориях, на которых оперируют банки. Закон не предусматривал никаких карательных санкций против банков, которые отказывались заниматься благотворительной деятельностью. Однако, каждый год банк должен был отчитаться о своей деятельности. На основе подобной отчетности составлялись рейтинговые списки активности банков в сфере социальных инвестиций, которые публиковались крупнейшими деловыми изданиями. Подобная практика оказала большое влияние на американских вкладчиков: они предпочитали помещать свои сбережения в банки, которые находились на верхних строках рейтинга. Естественно, банки стали стремиться доказать свое желание работать на благо местного сообщества. Во Франции также правовые основы социального аудита стали закладываться под влиянием обострения социального климата на предприятии. После известных событий в мае 1968 года, в 70-х годах во Франции активно обсуждалась проблема реорганизации предприятия, а в 1977 году был принят закон, обязывающий предприятие предоставлять ежегодный социальный отчет. В Германии в то же время и по той же причине появился аналогичный Sozialbericht, правда предоставлялись на добровольной основе. В США Совет по экономическим приоритетам (the Concil on economic priorities, СЕР) начал публично ранжировать компании по их действиям в области социальной политики и защите окружающей среды. В результате в 1972-1977 годах многие американские корпорации выпустили социальные отчеты. Интересную инициативу предложили специалисты английского AccountAbility Institute (Института нефинансовой и этической отчетности). Им принадлежит идея об общественном аудите, когда формируется нечто вроде наблюдательного совета, в который входят представители различных заинтересованных сторон, призванные наблюдать за процессом отчетности и своим авторитеюм удостоверять, что все представленные в отчете сведения - достоверны. Пока эта идея не нашла широкого применения за рубежом. Время покажет, насколько предложенный AccountAbility подход продуктивен. Поиски надежного и доступного механизма верификации продолжаются. Попытки регулирования нефинансовой отчетности предпринимались в разных странах, но лишь в отдельных из них они достигли некоторого законодательного оформления. В том или ином виде на законодательном уровне запрашивается нефинансовая информация в Дании (с 1995, "Green Act"), Швеции, Норвегии, Голландии, Франции (с 2002 года), Великобритании и Южной Африке (the King Report on Corporate Governance). Co стороны некоторых европейских государств, введение нормативных требований явилось ответом на принятую в 2001 году Европейской комиссией "Зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности". При этом следует отметить, что ни в одной из стран регулирование не носит силового характера и не имеет целью тотальный контроль со стороны государства над тем, что делает частный сектор. Как правило, законы не содержат жестких требований по формам отчетности (компании могут публиковать требуемую информацию в своих годовых отчетах, что они в большинстве случаев и делают, на сайтах, или выбирать иной способ ее предоставления). Отметим, что эти требования касаются, в основном, только компаний определенных типов (тех, чьи акции свободно торгуются на биржах, и тех, которые являются наиболее крупными работодателями). По содержанию отчетов также не предъявляется жестких требований - фактически законодательные акты являются лишь запросом на информацию по определенным аспектам деятельности. Например, в Бельгии в 1996 году был принят законодательный акт, обязывавший как государственные, так и частные организации предоставлять регулярные социальные отчеты внешней аудитории; минимальные показатели отчетности указывались прямо в законе. Требование было связано с проведением в Европе ряда болезненных социальных реформ в 90-х годах. С помощью этих отчетов правительство намеревалось вовремя определять наиболее слабые места в системе социальной защиты, не "прикрытые" ни государственным, ни частным сектором, и заранее предотвращать возможные кризисы, т.е. использовало в целях модной сегодня концепции риск менеджмента и социального партнерства. В ряде стран усилия компаний в области ответственного ведения бизнеса находят поощрения со стороны государства. Другой пример запроса на информацию со стороны государства и драматичного развития событий вокруг него - Великобритания, где в марте 2005 года вступил в действие акт, подготовленный Министерством торговли и промышленности, согласно которому компании должны предоставлять нефинансовую информацию в области экологии, социальной деятельности и корпоративного управления. Со стороны правительства этот шаг был представлен таким образом: акт принимается для того, чтобы Великобритания "не отставала" от общеевропейских тенденций. Документ подвергся жестокой критике Конфедерацией британской индустрии. Представители Конфедерации сочли, что он принят в интересах инвесторов, является избыточной мерой и накладывает дополнительное административное бремя на бизнес, что не в интересах британской экономики. Инвесторы попытались оправдаться, заметив, что предоставление запрашиваемой информации как раз в интересах высшего менеджмента компаний, который вынужден принимать решения часто в условиях значительной неопределенности и не всегда в состоянии угадать правильное решение. Нефинансовые отчеты могут стать доказательством того, что менеджмент действовал осмотрительно, но расчеты, на основе которых он действовал, не оправдались. В результате дискуссии акт был отменен. В общественном мнении также происходил сдвиг в сторону более либерального отношения к корпоративному сектору. Граждане, похоже, больше доверяют добровольным действиям, чем вынужденным. Международное исследование общественного мнения относительно того, должна ли корпоративная ответственность компаний регулироваться со стороны государства, проводилось организацией GlobeScan Inc, в 2003 и 2004 годах. Результаты показали, что число граждан, согласных с обязательностью корпоративной отчетности во всех странах снижалось, иногда (например, во Франции) существенно. Исключение составляет только Канада, где число сторонников составило ровно половину от числа опрошенных. Наибольшее распространение нефинансовая отчетность получила в Европе (лидер - Великобритания) и Северной Америке, причем в Канаде этот процесс происходил даже активнее, чем в США. В азиатском регионе активно подключились к процессу отчетности компании Японии и Южной Кореи. Еще один "очаг" активной отчетности- Австралия. Понимание того, что в глобальной экономике оставаться в стороне от общих процессов, - верный путь к потере конкурентоспособности, существенно расширило географию отчетности. В электронном депозитарии CorporateRegister.com на сегодня зарегестри- ровано 11 007 отчетов, представленных 3 163 компаниями из 109 стран. Почти во всех странах первыми нефинансовые отчеты выпускали крупные компании, причем не всегда транснациональные, часто они были крупными только для своей страны или отрасли. Но это были компании, которые задают тон, направление основного развития в своей стране, те, кто раньше других улавливает мировые тенденции и требования, которые начинали предъявлять к бизнес-сообществу в мире. Так, в рейтинге корпоративного управления, разработанном специалистами рейтингового агентства Standart&Poors, учитывается наличие нефинансовых отчетов, а также информация, представленная в них. При этом наличие информативного качественного нефинансового отчета может повысить итоговый рейтинг компании на несколько пунктов. Не наблюдается абсолютной корреляции в отраслевой принадлежности компаний-лидеров отчетности в разных странах. Чаще всего ими оказывались представители фармацевтической, нефтегазовой, машиностроительной отраслей, а также сектора потребительских товаров и розничной торговли. Химическая промышленность и банковский сектор во многих странах не отличаются открытостью, за что подвергаются постоянным нареканиям со стороны экспертов, СМИ и неправительственных организаций. Однако, несмотря на обширную предысторию и явный спрос со стороны сгейкхолдеров, собственно социальные отчеты до конца 1990-х были единичными. Отсутствовали и международные стандарты по их подготовке - экономисты и аналитики спорили, какую концепцию оценки социальных инвестиций следует выбрать. В итоге большинство экспертов признали наиболее перспективным подход комплексной оценки экологических и социальных программ корпораций во взаимодействии с их основными партнерами. Первым таким отчетом традиционно признается выпущенный в 1991 году "Shel Canada Business Respect № 49". Характерными чертами становления зарубежного социального аудита следует считать не только социальные рейтинги или социальную отчетность, но и формирование социальных стандартов, которые стали основой социальной сертификации. Подавляющая часть зарубежных социальных стандартов разработана неправительственными международными организациями, которые свое основное внимание сосредоточили на корпоративной социальной ответственности, причем для этих международных стандартов характерна определенная специализация, т.е. ориентированность на конкретные сферы корпоративной социальной ответственности. Международные социальные стандарты активно используются для завоевания мировых рынков. В некоторых странах Европы законодательство по СА имеет цель формирования положительного имиджа национального бизнеса за рубежом. В этом отношении весьма показательна Бельгия: её закон о социальном аудите носит название "Бельгийский лейбл". Объективной основой появления и развития социального аудита стала совокупность самых разнообразных факторов, характерных для перехода индустриального общества к постиндустриальному, и в первую очередь, растущей взаимозависимостью между экономикой и социальной сферой, взаимопроникновением "экономического" и "социального", формированием того, что можно определить как "социоэкономику". На макроуровне. С появлением более зрелых рыночных отношений, когда человеческие ресурсы становятся решающим фактором производства, неизбежно повышается социальная ответственность государства и бизнеса. На смену теории классовых антагонизмов приходит Концепция социального партнерства, при котором социальный консенсус достигается в результате равноправного социального диалога. На микроуровне, в результате принципиальных изменений, происшедших в конкурентной среде и в соотношении "жестких" и "мягких" факторов конкуренции, социальная функция предприятия во все большей степени начинает обуславливать функцию экономическую (получение прибыли). Успех предприятия сегодня зависит не столько от ценового фактора, сколько от качества продукта, его инновационного характера, сервисного обслуживания, социального имиджа предприятия, т.е. тех факторов, которые преимущественно связаны с проблемами социального управления человеческими ресурсами предприятия. Вполне закономерно, что социальные расходы становятся самой "затратной" статьей издержек производства современных предприятий, а социальный менеджмент и социальная ответственность - ведущими чертами современной системы управления предприятия. Достижение конкурентной способности становится основной стратегической целью предприятия и в то же время является общим корпоративным интересом участников его экономической деятельности. На первых этапах становления СА многие работодатели с подозрением относились к новому явлению, считая, что социально ответственное поведение всегда связано с затратами и не приносит компании никакой выгоды. В действительности социальный аудит и социально ответственная практика позволяют компаниям экономить деньги и создавать новые возможности увеличения прибыли. Наблюдения показывают, что компании, прошедшие социальный аудит, окупили его стоимость в 6-12 раз за период от шести месяцев до трех лет. Важной причиной появления СА является то, что за последнее столетие принципиально изменились и структура, и состав наемных работников. Уже давно ушел в историческое прошлое "пролетарий", которому "нечего было терять кроме цепей". Понятие "рабочая сила" также становится все более спорным, так как работодателя интересуют сегодня не столько физические возможности работника, сколько его высокая квалификация, способность участвовать в "интерпри- нерской" деятельности предприятия. Да и современный наемный работник не заинтересован в социальных конфликтах. Он как и другие участники общей экономической деятельности предприятия зависит прежде всего от его конкурентной способности. Если предприятие остается жизнеспособным в жесткой конкурентной борьбе, то собственник будет получать предпринимательскую прибыль и дивиденды, менеджмент - достойное вознаграждение, а рядовые работники сохраняют свое рабочее место и получат заработную плату. Таким образом, общий корпоративный интерес всех участников экономической деятельности предприятия является объективной основой для поиска и достижения консенсуса путем социального диалога социальных партнеров. Социальный аудит может и должен стать тем эффективным инструментом регулирования социальных отношений, который позволяет осуществить социальный диалог и достигнуть необходимого консенсуса. Вполне логично, что в то время, когда решающим фактором производства был финансовый капитал, в системе управления основное внимание уделялось минимизации финансовых рисков и финансовому аудиту. Но когда решающим фактором становятся человеческие ресурсы и "социальный капитал", то очевидно, что управление социально-трудовыми отношениями становится важнейшим фактором во всей системе менеджмента, и, конечно, значительно повышает роль социального аудита. Среди других причин, вызывающих большое внимание к социальному аудиту, следует выделить и процесс глобализации социальных отношений. С одной стороны происходит процесс интернационализации социальных процессов. Но с другой - деятельность транснациональных корпораций (ТНК) - одна из характерных черт современной глобализации - вызвала бурю протестов в рядах массовых организаций антиглобалистов. ТНК во многих странах мира, где расположены сотни их филиалов и дочерних фирм часто нарушают элементарные социальные и этические нормы: многие из них используют детский и принудительный труд, допускают дискриминацию женского труда, устанавливают недопустимо низкие уровни заработной платы, нарушают нормы охраны и безопасности труда, участвуют в коррупции властных структур стран, где находятся их предприятия и т.п. В последнее время все громче звучат голоса, требующие "тендерного аудита". Это связано с тем, что даже в странах развитой рыночной экономики трудящиеся женщины часто являются объектами дискриминации в сфере трудовых отношений: при приеме на работу, в сфере оплаты труда и профессиональной карьеры. Миллионная армия трудовых мигрантов в Северной Америке и в европейских странах также ставят вопрос о проведении специальных социальных обследований, посвященных анализу отношений между мигрантами и представителями "коренного" населения. Следует отметить, что наиболее часто нарушаются трудовые права и в отношении "пришлых" работников. Одной из особенностей социоэкономики является значительно более широкий смысл понятия "социальные отношения", которые сегодня уже далеко уходят за рамки социально-трудовых отношений. Например, более "требовательными" стали отношения потребителя к производителям. В значительной степени это и породило необходимость "аудита качества". В сфере менеджмента качества выясняются следующие вопросы: как измеряется эффективность деятельности компании, система менеджмента, система реагирования на запросы потребителей, отношения с поставщиками и ритейлерами, уровень вовлеченности менеджеров разного уровня и сотрудников в менеджмент качества. Другие возможные вопросы: контроль за ингредиентами, распространение независимой экспертизы качества и сертификации, ответственность (обязательства соответствия) продукта, устойчивое развитие, процесс статистического контроля. Социальными отношениями следует считать и деловые связи: между поставщиками, подрядчиками и производителями. В этих отношениях фигурируют не только финансовые аспекты, но этические нормы добропорядочности, следование правилам здоровой конкуренции и т.п. Особое место стали занимать отношения предприятия с представителями власти и местной общественностью. Довольно распространенным видом становится "социально-экологический аудит". Нельзя обойти молчанием и то обстоятельство, что становление социального аудита начало происходить в годы "холодной войны", когда конфронтирующие системы должны были учитывать эволюцию социальных отношений в стране своего идеологического противника. Мощная советская пропагандистская машина активно распространяла среди зарубежных слушателей и читателей аргументов в пользу "реального социализма": отсутствие массовой безработицы и острых социальных конфликтов, низкий уровень оплаты жилья и коммунальных услуг, бесплатное образование и здравоохранение и т.п. В определенной степени это сказывалось и на формировании концепции относительно социального аудита. Таким образом, к концу XX века в странах развитой рыночной экономики сформировались концепция и практика социального аудита, который обрел существенное различие с финансовым аудитом. В настоящее время сложилась весьма многообразная структура СА. Социальный аудит в зависимости от сроков, характера, целей и др. параметров, можно классифицировать следующим образом. В зависимости от характера объектов управления социальный аудит проводится: в целом по стране (на уровне национального хозяйства); в отраслях; в регионах; на предприятии, в организациях. По роли социального аудита в управлении социоэкономичес- кими процессами: внутренний социальный аудит, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство предприятия, отрасли, региона, национального хоязйства; внешний социальный аудит, который проводится агентствами социального аудита, является составной частью социоэкономичес- кой отчетности и обеспечивает соответствующей информацией не только руководство предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства, но и внешних пользователей, в первую очередь, социальных партнеров. По периодичности проведения социального аудита: перспективный социальный аудит, направленный на разработку прогнозов социального развития предприятия, отрасли, региона; оперативный социальный аудит, проводимый в определенные сроки; текущий социальный аудит, который проводится в период подведения итогов деятельности предприятия, отрасли, региона за тот или иной период. По субъектам управления социальными процессами социальный аудит проводится: совместно руководством, профсоюзами, бизнес-сообществом ; руководством предприятий, отраслей, регионов, национального хозяйства; профсоюзами на тех же уровнях; бизнес-сообществом, предпринимателями; агентствами социального аудита по поручению руководства, профсоюзов, бизнес-сообществ. По содержанию и полноте изучаемых вопросов социальный аудит можно подразделить на: полный, в случае исследования всей социоэкономической деятельности предприятия, отрасли, региона, национального хозяйства; локальный, когда исследование проводится только в отдельных подразделениях предприятия, на отдельных предприятиях отрасли, региона, отдельных регионов национального хозяйства; тематический, когда исследуются отдельные блоки социоэкономической системы. По функциональному содержанию выполняемых процедур социальный аудит можно подразделить на: социальный аудит соответствия, когда оценивается соответствие практических действий, реализуемых на объекте социального аудита, определенным эталонам - нормам, правилам, планам и предписаниям; социальный аудит эффективности - изучение не только достигнутых результатов, но и всего спектра процедур, посредством которого они были достигнуты; происходит оценка соответствия методов внутреннего управления объекта социального аудита его целям и возможности их совершенствования. социальный аудит стратегический - выявление степени согласования социоэкономической политики с целями объекта социального аудита, его глобальной и социальной стратегиями, а также установление степени связи социоэкономической политики со спецификой предприятия, отрасли, региона и внешними условиями. Социальный аудит может быть: обязательный; добровольный.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление социального аудита» з дисципліни «Соціальний аудит»