Целью проверки расчетов с бюджетом является подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей. Проверка данных видов расчетов должна осуществляться по следующим направлениям: — проверка правильности начисления, полноты и своевременности перечисления отчислений в государственные целевые и бюджетные фонды; — проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты республиканских налогов и сборов; — проверка правильности начисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, уплачиваемых в бюджеты областей и г. Минска; — проверка местных налогов и сборов; — проверка расчетов с государственным внебюджетным Фондом социальной защиты населения Республики Беларусь. По каждому виду расчетов с бюджетом ревизор (аудитор) должен проверить: — состояние внутреннего контроля этих расчетов; — правильность определения налогооблагаемой базы; — установить правильность, полноту и своевременность расчетов с бюджетом по налогам и сборам; — правильность применения ставок налогов, сборов и отчислений; — правильность применения льгот при расчете и уплате налогов; — правильность возмещения НДС из бюджета по приобретенным ценностям; , — полноту и своевременность начисления налоговых платежей, правильность составления налоговой отчетности; — причины просрочки платежей и за чей счет отнесена уплаченная пеня, какие меры приняты к лицам, виновным в несвоевременности перечисления средств, и по предотвращению допущенных нарушений; — правильность оформления первичных расчетно-платежных документов и отражения в учете операций по начислению и уплате налоговых платежей. Источниками информации для проверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам являются: расчетные ведомости по начислению заработной платы, выписки банка с приложенными к ним документами, учетные регистры (карточки, ведомости, журналы-ордера, машинограммы) по счетам 90, 91, 92, 68, 69, 70, 99 и др., Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), расчеты (налоговые декларации) по отдельным налогам и платежам, акты проверок, проведенных налоговыми органами, органами Фонда социальной защиты населения, регистры налогового учета и др. При проверке расчетов с бюджетом следует руководствоваться действующей законодательной и нормативной правовой базой Республики Беларусь в области налогообложения (Указы, Декреты Президента Республики Беларусь, закон о бюджете, законы о налогах, постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, инструкции областных Советов депутатов и др.). На начальном этапе целесообразно выяснить, по каким налогам и платежам организация ведёт расчеты с бюджетом, а также ознакомится с результатами предыдущих налоговых проверок организации инспекцией Министерства по налогам и сборам. Это позволит выяснить характер ошибок, если такие были допущены в учете в предыдущем отчетном периоде, наметить объекты для углубленного контроля. На следующем этапе контроля целесообразно установить достоверность сальдо расчетов по каждому виду уплачиваемых налогов. Для этого необходимо сопоставить данные аналитического учета по каждому налогу, отраженного в ведомостях-машинограммах, с налоговыми декларациями, с записями в Главной книге по отдельным субсчетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этой цели можно также использовать материалы актов сверки расчетов с налоговыми службами. В ходе проверки особое внимание должно быть уделено установлению правильности отнесения налогов на соответствующие источники их уплаты (за счет выручки, себестоимости, валовой или чистой прибыли организации, заработной платы персонала). При проверке правильности исчисления НДС особое внимание необходимо обратить на расчет НДС по недостачам, хищениям и порче товаров сверх норм естественной убыли, прочему выбытию основных средств и нематериальных активов, по излишкам основных средств и нематериальных активов, принятым на учет по результатам инвентаризации, и обоснованность налоговых вычетов по НДС, так как исходя из анализа материалов проверок налоговых органов наибольшее число ошибок, допускаемых организациями, приходится на эти ситуации. При проверке исчисления налога на прибыль детальной проверке должен быть подвергнут состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении прибыли, а также обоснованность применения льгот по суммам прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и жилищного назначения. Типичные ошибки по расчетам с бюджетом: — неправильное исчисление налогооблагаемой базы по отдельным налогам; — неправомерное возмещение «входящего» НДС при отсутствии его указания в расчетно-платежных документах отдельной строкой или в случае отсутствия счет-фактуры по НДС по работам и услугам, по которым в законодательном порядке предусмотрено ее оформление; — ненадлежащее ведение учета (искажение выручки от реализации, издержек, неправильное отнесение отдельных налогов, а также штрафов и пеней по ним на счета учета затрат или на убытки и др.); — нарушение сроков платежей по налогам. К государственным внебюджетным фондам относятся отчисления в Фонд социальной зашиты населения (далее — Фонд). При проверке расчетов с данным Фондом необходимо установить: — правильность определения объекта для расчета отчислений в указанный Фонд; — правильность определения ставок по отчислениям в Фонд; — обоснованность и законность произведенных в организации выплат за счет средств Фонда; — правомерность операций по расчетам с работающими пенсионерами; — полноту и своевременность перечисления причитающихся Фонду средств; — своевременность предоставления отчетности Фонду.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Проверка расчетов с бюджетом по налогам и сборам» з дисципліни «Ревізія і аудит»