Особенности проведения аудита в условиях применения ПЭВМ
Внедрение компьютерной обработки данных субъектами предпринимательской деятельности на базе современных ПЭВМ вносит существенные изменения в организацию и методику проведения аудита. Применение компьютерной обработки данных расширяет круг задач аудиторской проверки. Прежде всего в тщательном изучении нуждаются используемая в организации программа автоматизации бухгалтерского учета и ее применение, достоверность носителей входящей информации и выходных документов на машиночитаемых носителях. Неотъемлемым элементом аудиторской проверки становится изучение качества самой программы и предусмотренной ею системы контроля, регистров аналитического и синтетического учета, отчетных показателей, выявление и исправление ошибок, возникающих при выверке исходной информации. В процессе проверки необходимо установить, насколько эффективна применяемая система текущего контроля на следующих стадиях технологического процесса обработки учетно-аналитической информации: — приемка и регистрация первичной документации; — арифметическая обработка документов (таксировка); — создание машинных носителей информации; — формирование машинограмм учетных регистров и отчетных разработок. При проведении аудита в системе компьютерной обработки данных сохраняются основные элементы его методологии. Использование ПЭВМ существенно влияет на процесс изучения аудитором системы учета аудируемого лица и сопутствующих ему средств внутреннего контроля. Применение ПЭВМ в учетно-аналитической работе клиента приводит к изменению отдельных элементов организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля: — для проверки хозяйственных процессов и финансовых операций наряду с традиционными первичными документами используются и первичные документы на машиночитаемом носителе; — постоянные нормативно-справочные показатели могут быть проверены по данным, хранящимся в памяти компьютера или на машиночитаемых носителях информации; — вместо традиционных ручных форм счетоводства может применяться форма учета, ориентированная на прогрессивные методы формирования, выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и систематического — с хронологическим, а также на повышение оперативности и удобства использования учетной и отчетной информации. Аудитор должен получить и оформить в виде соответствующего документа следующую информацию о среде компьютерной обработки данных клиента: - организация обработки учетно-аналитической информации у клиента; - количество и возможности применяемых ПЭВМ; - передача данных с использованием каналов связи (сеть), через магнитные носители (дискеты и т. п.) или ввод с клавиатуры обобщенных данных; - используемое клиентом техническое обеспечение компьютерной обработки учетной информации; - используемое клиентом программное обеспечение (характеристика: кем разработано, когда внедрено, частота и метод обновления в соответствии с изменениями действующего законодательства); - ПЭВМ используется аудируемым лицом для обработки учетно-аналитической информации во всех аспектах финансово-хозяйственной деятельности и ее учета или только для автоматизации обработки информации по отдельным видам фактов хозяйственной жизни, участкам учета; - применяемая форма учета; - компьютер используется проверяемой организацией самостоятельно или по договору с третьей стороной; - решение вопроса по архивированию и хранению данных; - возможность компьютерной системы гибко реагировать на изменения хозяйственного, налогового и иного законодательства с точки зрения настройки программного обеспечения; - возможность формирования отчетности (внешней, внутренней); - планируемое внедрение новых компьютерных систем; - квалификация бухгалтерского персонала в области использования ПЭВМ, в частности имеют специалисты соответствующее высшее или среднее специальное образование или прошли курс обучения в области информационных технологий, или изучение системы компьютерной обработки данных происходило самостоятельно. При составлении общего плана аудита в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита» каждый этап планирования должен быть уточнен с учетом влияния на процесс аудита применяемых проверяемой организацией информационных технологий и системы компьютерной обработки данных. Уровень автоматизации обработки учетно-аналитической информации должен быть учтен при определении объема и характера аудиторских процедур. При оценке среды компьютерной обработки данных аудитор должен охарактеризовать: - соответствие применяемой формы учета используемой системе обработки данных; - соответствие алгоритмов обработки бухгалтерских данных действующему законодательству, возможность их изменения в случае изменения порядка ведения бухгалтерского учета, хозяйственного, налогового и иного законодательства; - способ организации, хранения и обновления данных; - возможность настройки внешней отчетности на изменение ее форм; - обеспечение контроля ввода данных; - возможность вывода на печать данных о ходе финансовых операций хозяйственных процессов. В процессе аудиторской проверки в качестве одного из основных источников информации используются машинограммы, созданные в результате обработки учетно-аналитической информации и использования ПЭВМ. Необходимыми условиями, придающими машинограмме юридическую силу, являются: - соблюдение требований стандартов, предусмотренных программами автоматизации учета; - наличие таких реквизитов, как дата создания машинограммы, наименование и местонахождение создавшей ее организации, подписи ответственных лиц. При выполнении аудиторской проверки в условиях применения ПЭВМ следует обращать внимание на следующие вопросы: — необходимость сверки регистров учета, получаемых с помощью ПЭВМ, с данными первичного учета. Автоматизация учета не освобождает проверяемую организацию от обязанности документировать факты хозяйственной жизни; — наличие несанкционированных изменений программного обеспечения. Изменения, вносимые в программное обеспечение клиентом в связи с изменением хозяйственного либо налогового законодательства, должны быть документированы, согласованы, одобрены и проверены разработчиком программного обеспечения. Источниками получения аудиторских доказательств при проведении аудиторских процедур являются данные, подготовленные в системе компьютерной обработки данных проверяемой организации в виде таблиц, ведомостей, регистров бухгалтерского учета клиента. Аудиторская организация в соответствии с правилом аудиторской деятельности «Рабочая документация аудитора» должна обеспечить сохранность аудиторских файлов на машинных носителях, их оформление и сдачу в архив.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Особенности проведения аудита в условиях применения ПЭВМ» з дисципліни «Ревізія і аудит»