ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини

Основные характеристики транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге
В начале тренинга у испытуемых наиболее выраженными были состояния коммуникативного стресса, высказывания были стереотипными и носили в основном защитный характер. После прохождения социально-психологического тренинга у испытуемых преобладали состояния коммуникативного транса. После тренинга высказывания стали развернутыми, испытуемые пытались донести свое состояние до других участников группы. Большинство участников смогло выйти в транскоммуникативный синтез компонентов проблемной ситуации, у многих уменьшились защиты, жизнь группы вошла в их личную жизнь. В качестве иллюстрации изменений транскоммуникативных состояний личности в тестовой транскоммуникативной ситуации (Кабрин, 2005) рассмотрим наиболее типичные высказывания до и после проведения социально-психологического тренинга.
1. Первый срез. «На сегодняшний день я довольно неуверенна в себе и в своих возможностях, скованна. Я надеюсь, что в дальнейшем с помощью тренинга я преодолею свои недостатки и комплексы, чтобы соответствовать своей профессии».
Второй срез. «Спокойная и уверенная. У меня все нормально».
2. Первый срез. «Я сейчас для себя достаточно хорошая. Я сейчас
мало чего смогла добиться в жизни. Мне кажется, сейчас происходит
очень много важного и нового. И я очень сильно меняюсь».
Второй срез. «Мне очень интересно сейчас, что обо мне думают окружающие меня люди. Я стараюсь раскрыть себя как можно полнее и на тренинге и в жизни. Я чувствую огромный интерес к себе как к личности со стороны группы. Спасибо за это!»
3. Первый срез. «Я самый большой, красивый, умный и вообще ма-
нией величия не страдаю».
Второй срез. «Я знаю, что стал лучше, и чувствую, как изменилось ко мне отношение окружающих людей».
4. Первый срез. «Сейчас я не выспалась, но настроение отличное,
потому что сейчас тренинг».
Второй срез. «Ну вот, наконец-то, моя очередь настала. Попытаюсь сказать что-нибудь связное. Сейчас мне очень нравятся люди, которые меня окружают здесь, наш коллектив. На меня все так смотрят, наверное, ждут, что я скажу что-то особенное. Я знаю, вы все меня очень любите, и я тоже вас всех люблю, вы просто замечательные. И это все».
5. Первый срез. «Я очень устала и хочу поскорей уйти домой».
Второй срез. «Я достаточно спокойна и удовлетворена ситуацией в
своей жизни. Я учусь там, где хочу. Меня окружают люди, которых я по-своему люблю, коллектив приятный для меня. Все хорошо».
6. Первый срез. «Какое-то напряженное состояние. Нас так напугали
тем, что снимают на камеру. Ну а вообще все замечательно».
Второй срез. «Я сейчас самая, наверное, из нас счастливая. Мне сейчас очень хорошо, я полна сил и энергии. Хотелось бы пожелать всем того же».
7. Первый срез. «У меня сейчас, наоборот, очень бодрое состояние,
мысли светлые и ясные. И мне кажется, что уставшим никто себя не чув-
ствует, просто атмосфера так влияет на восприятие».
Второй срез. «Спасибо вам всем за то, что вы были рядом все эти месяцы. Тренинг даже превзошел все мои ожидания. Но так много еще осталось не раскрыто в себе и других. Одно знаю, я люблю себя, я люблю вас всех, я люблю этот мир, а мир любит меня!»
Очевидно, что после тренингового воздействия респонденты пытались показать более объективно свои как положительные, так и отрицательные качества. Даже отрицательные по прямому содержанию высказывания являлись результатом внутренней работы над своими проблемами.
Для дополнительной оценки изменений транскоммуникативных состояний личности в тестовой транскоммуникативной ситуации от первого ко второму замеру нами было проведено экспертное оценивание видеозаписи тестовой транскоммуникативной ситуации по критерию «конгруэнтность». Эксперты делили испытуемых на две группы: «конгруэнтные» и «неконгруэнтные». Под конгруэнтностью понималась в данном случае подлинность и открытость в выражении своих чувств. Конгруэнтность как качество зрелой личности является показателем транскоммуникативного потенциала личности. При анализе видеозаписи первого среза эксперты проявили большой разброс мнений в определении конгруэнтных и неконгруэнтных испытуемых. Конгруэнтные испытуемые, по мнению экспертов, составляли от 15 до 31 % от общего числа испытуемых, обобщенное среднее количество конгруэнтных респондентов составило 15 %. И, напротив, при оценке видеоматериала второго среза эксперты независимо друг от друга показали более сходные результаты в определении конгруэнтных респондентов. Ими было выявлено от 81 до 91 % конгруэнтных испытуемых, обобщенный показатель равен 85 %. Все без исключения эксперты отметили тот факт, что испытуемые в начале года пытались произвести более благоприятное впечатление, продемонстрировать адекватную самооценку, уверенность в себе; однако невербальные проявления выдавали наигранность, неискренность данных ответов. В конце года те же самые респонденты более адекватно оценивали себя, невербальные проявления соответствовали прямому содержанию высказывания, их гораздо легче было отнести к группе конгруэнтных или неконгруэнтных. С помощью критерия Фишера была подтверждена достоверность различий в количестве конгруэнтных респондентов на момент первого и второго среза и после тренинга (р=0,002).
Таким образом, от первого среза ко второму нами были зафиксированы достоверные качественные и количественные изменения в проживании простейшей тестовой транскоммуникативной ситуации на уровне латентной, спонтанной и рефлексивной вербализации. Эти изменения заключаются в возникновении реверсивной динамики коммуникативного стресса в коммуникативный транс, произошедшей у подавляющего числа респондентов к моменту второго среза.
В нашем исследовании применялись две модификации «Метода моделирования коммуникативного мира» (ММКМ): 1) жизненный коммуникативный мир личности в целом; 2) коммуникативный мир личности в тренинговой группе. Полученные данные позволяют нам выявить особенности протекания транскоммуникативных состояний в социально-психологическом тренинге. От первого ко второму срезу наблюдается реверсия коммуникативного стресса в коммуникативный транс, проявляющаяся в увеличении стресс-транс-формации (СТФ) и снижении транс-стресс-формации (ТСФ). Подобная креативная трансформация (СТФ превышает ТСФ) ведет к личностному росту и дает возможность констатировать развивающий, положительный эффект тренинга. Приведем наиболее яркие примеры коммуникативных миров испытуемых.
Проблемные темы девушки 17 лет выглядят следующим образом:
«Меня терзают смутные сомнения, что боги воспитывались далеко от рая, так как они слишком жестоки»;
«Почему любовь так непостоянна и импульсивна»;
«Учеба. Наверное, мой мозг когда-нибудь перестанет принимать информацию»;
«Самый мой насущный вопрос, обязана ли я жить?»;
«Окружающие люди бесконечно далеки от меня».
А вот основные характеристики партнеров:
«Любимый человек - хоть что-то светлое, как ручей»;
«Мама - просто моя любимая мама»;
«Родственники - рыбки в аквариуме»;
«Друг - плохо сложенный парашют»;
«Подруга - разряд в 1050 В»;
«Подруга - ива, замытая песком».
Темы, заявленные ею после тренинга:
«Ученье - свет»;
«Услышь меня»;
«Я далеко от тебя, но я вернусь»; «Позволь себя понимать»; «Стань светом моим»; «Я люблю тебя»;
«Мне с тобой легко, ты мое зеркало»;
«Как познать себя? Может, через других людей»;
«Страх - самый сильный источник пороков».
Описание партнеров:
«Луч света в темном царстве. Котенок»;
«Вулкан энергии, силы, смеха, света»;
«Друг. Мне плохо с тобой и плохо без тебя»;
«Я тобой живу. Мама»;
«Подруга. Никогда не знаешь, что тебе надо, пока оно в тебя не врежется»;
«Подруга - пушистый, беленький голубоглазый ангелочек»; «Любимый, ты у меня самый лучший».
Для автора характерна метафоричность восприятия. Образы партнеров яркие. Примечательно, что на момент первого среза автор дает только две однозначно позитивные характеристики. Для второго среза характерно более позитивное восприятие партеров по общению. Основная проблема понимания смысла жизни заявлена до проведения социально-психологического тренинга достаточно остро, у автора присутствует ощущение несправедливости жизни и своей непохожести на других. После тренинга в описании большинства проблем появляется диалогичность, присутствует возможность их решения. В заявленных темах появляется обращенность к себе и другому, изменяется восприятие учебного процесса, возникает потребность в получении необходимых знаний. Эти тенденции проявились и в количественных оценках переживаний в прошлом, настоящем, будущем (от отрицательных оценок в будущем и настоящем к положительным).
Приведем пример коммуникативного мира еще одной участницы социально-психологического тренинга. Заявленные темы:
«Боюсь первой сессии. А вдруг я не сдам?!»;
«Закончились деньги, поскорей бы выдали стипендию»;
«Хочется поменять гардероб. Купить что-нибудь новенькое»;
«У меня все в голове перемешалось, ничто меня не радует. Депрессия»;
«Когда же ко мне придет настоящая любовь? Всех любят, а меня нет».
Описание партнеров:
«Тетя - самая лучшая, добрая, светлая. Лучик солнца для меня»; «Подруга В. - понимающий человек, хороший слушатель»; «Одногруппница А. - понимающая личность»; «Одногруппница Ю. - вечно смеющийся человек»; «Одногруппница И. - хороший оратор»; «Подруга С. - ей можно излить душу».
Характеристики партнеров позитивные, добрые, но не всегда развернутые. Главный критерий в выборе партнера по общению - понимание. Создается впечатление, что автора окружают родные и близкие люди, поэтому поражает чувство пустоты, одиночества, просматривающееся в темах
4 и 5. Темы 1-3 лишь маскируют истинную причину депрессивного состояния автора. К моменту второго среза в коммуникативном мире испытуемой произошли изменения в сторону большей социальной зрелости, в темах видна готовность принять ответственность за свою жизнь на себя, многие проблемы решены или найден ключ к их пониманию. Расширился круг партнеров по общению, характерно принятие людей со всеми их достоинствами и недостатками. Описания партнеров в большинстве случаях позитивные, им даются яркие, образные, достаточно полные характеристики. Названные темы:
«Учиться, учиться и еще раз учиться. На сегодняшний момент учеба - это самое основное в моей жизни»;
«Любовь - учусь не только принимать, но и отдавать»;
«Я горжусь своими родными»;
«Хочу поскорее начать зарабатывать деньги»;
«Первый год в университете. Мне было страшно, но я справилась».
Описание партнеров:
«Дядя - надежное плечо, на которое можно опереться. Строгий, но справедливый»;
«Тетушка - мамочка. Хорошая, добрая, заботливая, от нее тепло как от камина в пасмурный день»;
«Сестра. Капризная, но в то же время добрая. Я для нее палочка-выручалочка»;
«Подруга - мы с ней прошли огонь, воду и медные трубы. Надежный и очень красивый во всех смыслах человек»;
«Одногруппница Ю. - плохая и хорошая одновременно. Попрыгунья-стрекоза, очень легкомысленная и веселая, благодаря ей я научилась проще смотреть на многие вещи»;
«Подружка. Просто очень хороший человек, солнышко»;
«В. - пока непонятный, но уже близкий»;
«Одногруппница А. - интересная, подвижная, ходячая энциклопедия. Я нашла в ней родную душу».
В целом для испытуемых характерны конкретность в описании тем и их ситуативный характер (описываются проблемы материального плана, бытовые трудности, конфликты с окружением, проблемы учебы, сезонные и погодные изменения) на момент первого среза. Ко второму замеру описания тем и партнеров существенно изменяются, больше проявляется метафоричность, даются более глубокие, развернутые их характеристики. У большинства участников отмечаются темы, релевантные транскоммуникативному росту личности: я как личность, смысл жизни, спонтанность, сензитивность, ответственность, аутентичность. Проанализировав соотношение положительных и отрицательных сдвигов, можно утверждать, что после проведения социально-психологического тренинга у испытуемых произошло увеличение следующих показателей: вектора роста (р=0,05), вектора переживаний (р=0,05), вербализации коммуникативного транса (р=0,05), вербализации стресс-транс-формации по интересам (р=0,01) и партнерам (р=0,05). Достоверно снизились показатели вербализации коммуникативного стресса по интересам (р=0,05) и вербализации транс-стресс-формации по партнерам (р=0,05) и интересам (р=0,01). По результатам математико-статистического анализа, проведенного с помощью критерия знаков, можно констатировать достоверные изменения всех рассматриваемых показателей также по ММКМ-2 от первого ко второму замеру. Изменения всех указанных показателей говорят о росте транскоммуникабельности участников тренинга и соответственно об их личностном росте.
Таким образом, результаты статистического анализа указывают на положительные изменения в коммуникативном мире испытуемых и дают возможность утверждать, что социально-психологический тренинг эффективно помогает преодолеть переживания и дает толчок личностному развитию.
Сопоставляя данные, полученные на основе средних значений показателей «Метода моделирования коммуникативных миров личности» до и после социально-психологического тренинга по ММКМ-1 и ММКМ-2, можно выявить сходные и различающиеся тенденции в протекании транскоммуникативных процессов в коммуникативных мирах испытуемых, а также проследить возможные их трансферы.
Полученные нами данные свидетельствуют, что «жизнь в тренинге» в меньшей степени, чем жизнь личности вне тренинга, является источником коммуникативного стресса.
Выявлено, что партнеры являются большим источником как позитивных, так и негативных переживаний в коммуникативных мирах респондентов, чем темы и проблемы, наполняющие их жизнь, как в тренинге, так и за его пределами. Возможно, это связано с возрастными особенностями респондентов.
3. Увеличение среднего значения вербализации стресс-транс-
формации по партнерам в тренинге было более интенсивным. Можно
предположить, что в процессе социально-психологического тренинга
произошла актуализация личностного роста испытуемых: сначала в ком-
муникативном мире личности в тренинговой группе и лишь затем в жизни личности вне тренинга.
Средний показатель вербализации стресс-транс-формации по интересам в самоотчетах тренинговой группы в 2,5 раза превышает аналогичный показатель по ММКМ. По нашему мнению, данный факт можно объяснить тем, что тренинговая среда, являющаяся для респондентов новой и необычной, и специальным образом организованный тренинговый процесс активизируют транскоммуникативный потенциал участников тренинга. Поэтому к моменту второго среза у респондентов появляются интересы и проблемы, созвучные личностному росту.
Средние значения вербализации транс-стресс-формации по партнерам по ММКМ отличаются друг от друга незначительно на момент первого среза. К моменту второго среза данные показатели снизились, и различие между ними минимальное. Мы объясняем данную тенденцию (тенденцию обоюдного снижения показателей) тем, что в социально-психологическом тренинге активно используются обратная связь, рефлексия, что способствует более объективному восприятию партнера, принятию его таким, какой он есть, возникновению толерантности ко взглядам других людей. Затем все эти коммуникативные умения переносятся и используются за пределами тренинга.
Средние значения вербализации транс-стресс-формации по интересам (ММКМ), как и большинство вышеописанных показателей, отличаются друг от друга незначительно на момент первого среза. Тот факт, что транс-стресс-формация по интересам в тренинге проявилась в меньшей степени, чем в жизни личности вне группы, - закономерен. Тре-нинговая среда, новая, необычная и поэтому, безусловно, интересная для большинства респондентов, будет в большей степени актуализировать процессы личностного роста, чем «обыденная» жизнь. Во время второго среза средние значения вербализации стресс-транс-формации по интересам снижаются и минимально отличаются друг от друга.
Анализируя темы, мы выявили, что большинство участников дублируют интересы и проблемы, наполняющие их жизнь (ММКМ-1) и жизнь в тренинговой группе (ММКМ-2). При этом дублирование, по данным первого среза, в основном касалось тем, не связанных напрямую с концепцией тренинга или принципами функционирования тренинговой группы, например, желание похудеть, выйти замуж за богатого человека, найти свою любовь или успешно сдать сессию. По данным второго среза, «типичные» для ММКМ-2 темы появляются и в качестве интересов, наполняющих жизнь испытуемых, т.е. в бланках ММКМ-1. Участники, позитивно оценивающие партнеров по ММКМ-1, обычно не давали отрицательных оценок и характеристик партнерам в тренинговой группе по ММКМ-2; и наоборот, те, кто критично оценивал окружающих за пределами тренинга, проявляли данное качество и в оценке партнеров по социально-психологическому тренингу. Первая, особенно отрицательная оценка, обычно оказывалась ошибочной. Большинство участников в процессе тренинга изменило свое отношение друг к другу в лучшую сторону, этому, безусловно, способствовало соблюдение основных принципов тренинга.
Приведем пример коммуникативного мира участницы тренин-говой группы девушки 17 лет (первый срез). Проблемы следующие:
«Сумею ли я справиться со своим волнением и скованностью?»; «Насколько хорошо у меня что-либо получается?»; «Насколько я нравлюсь окружающим»; «Что дадут мне занятия в тренинговой группе?»; «Естественность в движениях и открытость в общении. Хочу достигнуть».
Партнеры представлены таким образом: «Отзывчивая и спокойная, как озеро»; «Маленькая и задорная. Маленький цветочек»; «Моя любимая подружка, мое солнышко»; «Юла. Веселая, но немного дурная»;
«Спокойная, добрая, нежная, ласковая, как голубое небо»;
«Непостоянная, недовольная собой, но увлекающая, как водопад».
После тренинга темы выглядят следующим образом:
«Счастье - это когда тебя понимают»;
«Дружба. Ты мне нужен и я тебе нужна»;
«Идеальных людей не бывает»;
«Я принимаю себя, я себя понимаю»;
«Куда идти дальше в личностном плане? Можно ли это знать наверняка?»;
«Хочу найти ключик к каждому»;
«Искренность, несомненно, подкупает людей»;
«Если кто-то не любит тебя, так как ты хочешь, то не значит, что он не любит тебя всей душой».
Партнеры:
«Самая лучшая девочка на свете. Я поражаюсь тому, сколько в человеке добра, света и тепла. Она многому меня научила»;
«Самый непонятный для меня человек в группе и поэтому самый притягательный»;
«Любимый человечек. Цветок моей души»; «Понимающая и терпеливая»; «Необычная, яркая, незаменимая»;
«Реалист, стратег, а вообще добрейшей, как оказалось, души человек. Мы долго боролись, но наконец-то поняли друг друга»;
«Интересная, необычная, смешная, всегда имеет свое особое мнение, далекая и близкая одновременно. Мне она очень симпатична».
«Как я выгляжу в глазах других» - страх быть не принятой, главная проблема, заявленная автором в начале тренинговых занятий. После прохождения тренинга страх несовершенства исчезает, главную ценность приобретает понимание и принятие себя и других со всеми достоинствами и недостатками. Безусловно, с каждой конкретной личностью в условиях тренинга могут происходить только ей свойственные изменения в индивидуальных для нее обстоятельствах. Однако можно увидеть общую, характерную и для коммуникативного мира личности в целом, и для коммуникативного мира личности в тренинговой группе тенденцию: после тренингового воздействия в коммуникативных мирах испытуемых произошла креативная трансформация коммуникативного стресса в коммуникативный транс. Она сопровождалась появлением позитивного мировосприятия и позитивным восприятием партнеров по общению и сокращением негативных переживаний.
6.3. Стадии и типы транскоммуникативной динамики в группах социально-психологического тренинга
Посредством контент-анализа нами был проведен сравнительный анализ частоты встречаемости в дневниках участников социально-психологического тренинга четырех типов категорий: стресс-трансформации (СТФ), транс-стресс-формации (ТСФ), коммуникативного транса (КТ) и коммуникативного стресса (КС) в течение всего периода тренинга. Нами были выделены три стадии отношений транс-стресс-формации и стресс-транс-формации, коммуникативного стресса и коммуникативного транса.
Первая стадия (первый и второй месяц тренинга) условно названа нами стадией воодушевления. Средние значения коммуникативного транса превышают средние значения коммуникативного стресса, проявления стресстранс-формации и транс-стресс-формации минимальны. Преобладание коммуникативного транса на этой стадии мы связываем с переживанием позитивных эмоций по поводу необычной и интересной формы занятий.
Вторая стадия (третий - пятый месяц тренинга) условно названа нами стадией кризиса. Средние значения транс-стресс-формации превышают средние значения стресс-транс-формации, средние значения коммуникативного стресса превышают средние значения коммуникативного транса.
Третья стадия (шестой - восьмой месяц тренинга) условно названа нами стадией личностного роста. Средние значения стресс-трансформации значительно больше, чем средние значения транс-стресс-формации,средниезначениякоммуникативноготрансазначительнобольше средних значений коммуникативного стресса. Здесь отчетливо видна каче-ственнаятрансформациятранскоммуникативныхпроцессов внаправлении роста личности и транскоммуникабельности при прохождении кризиса.
Таким образом, к моменту завершения тренингового периода у участников происходила стресс-транс-формация переживания. Однако рассмотренные нами средние значения не дают представления об изменениях, происходящих в состоянии отдельных индивидов. Анализируя результаты динамики транскоммуникативных состояний у каждого участника, мы обнаружили три различных типа реакций личности на тре-нинговый процесс и выделили три разных типа динамики транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге.
У большей части выборки, которая составила 43 % от всего числа респондентов, преобладали состояния коммуникативного транса и были минимально представлены состояния коммуникативного стресса. Условно назовем эту часть выборки группой с «поверхностным» типом транскоммуникативной динамики.
У 34 % испытуемых фиксировались как состояния коммуникативного транса, так и состояния коммуникативного стресса, однако частота их проявлений была значительно ниже, чем у предыдущей группы. Условно обозначим эту часть выборки группой с «оптимальным» типом транскоммуникативной динамики.
И, наконец, 23 % участников социально-психологического тренинга наиболее интенсивно проявили реакцию коммуникативного стресса при отсутствии или минимальной представленности коммуникативного транса. Условно назовем эту часть выборки группой с «интенсивным» типом транскоммуникативной динамики.
Таким образом, исходные данные были рассортированы по трем группам, различающимся по интенсивности протекания транскоммуникативных состояний.
1. Группа с«поверхностным» типомтранскоммуникативнойдинамики.
Респонденты данной группы характеризовались большим воодушевлением в начале цикла тренинговых занятий, у них заметно преобладали реакции коммуникативного транса. Тренинг, непривычная среда - все это воспринималось участниками легко, как увлекательная игра. Они чувствовали себя достаточно комфортно и уютно на тренинге, особенно активно принимали участие в различных играх, разминках, психогимнастических и телесно-ориентированных упражнениях. В дневниках представители данной части выборки писали:
«Играем!! Это классно!!!»;
«Я не ожидала, что будем играть, я думала, мы будем что-то писать по психологии, а оказалось все намного лучше и интереснее. То есть один восторг»;
«Великолепно! Особенно мне понравилась сказка»;
«Это был настоящий бум! Мы бежали по всему коридору и хохотали»;
«В общем, было классно!»;
«Дурная радость охватила всех во время игры»;
«Я благодарна тренеру за то, что она дает нам возможность побыть детьми хоть немного. Вообще начало понедельника для меня нечто необыкновенное»;
«Особенно мне понравилось сидеть на волшебном стуле. Это упражнение вызывает очень приятные переживания, это очень здорово, когда до тебя дотрагиваются и искренне говорят тебе приятные вещи, комплименты, пожелание. После таких слов чувствуешь «полет души»»;
«Особое впечатление оставило упражнение «спина к спине». Оно помогает почувствовать себя легкой и невесомой, расслабиться. Я почувствовала доверие к партнеру, и мы стали еще ближе».
Представители данной группы не испытывали трудностей в рассказе о себе, охотно контактировали со всеми участниками. Однако они часто «не видели» и не понимали психологической сути упражнений. Обязательная рефлексия по кругу воспринималась ими поверхностно, и они ограничивались суждениями типа: понравилось - не понравилось, интересно - не интересно, весело - не очень весело. В дневниках ими описываются чувства восторга, необыкновенной легкости, «полета души», «огромного неземного счастья», тепла, эйфории во время и после тренингового занятия:
«Мне показалось, что я побывала в космосе, так мне было легко»;
«Получила такое количество комплиментов сразу, это, конечно, ни с чем не сравнимое удовольствие»;
«Когда твоего тела касается чья-то рука, то тебя захлестывает теплая волна нежности и добра»;
«Это было нечто, я даже не догадывалась, что с помощью жестов мы спокойно можем понимать друг друга»;
«У всех столько эмоций. Я очень благодарна всем, каждый внес частицу любви, тепла и добра на занятие»;
«Тренинг позволяет расслабиться, почувствовать себя легкой, невесомой, забыть обо всех проблемах. Это классное чувство»;
«Все, что происходит тут, для меня все еще нечто необычное, каждое занятие для меня новое открытие, где я немного Колумб»;
«Занятия тренингом - это своеобразная отдушина, в которую уходят твои печали и трудности».
Партнеры по тренингу воспринимались очень позитивно, в дневниках им давались по-настоящему искренние и добрые характеристики:
«Она наша звезда»;
«У меня все из нашей группы ассоциируются с красивыми цветами и нежными, легкими предметами. Я их очень сильно люблю, и мне с ними легко общаться»;
«Я искренне всех люблю. Все разные, но все красивые и душой и телом»;
«.. .добрая, нежная, ласковая. Когда я смотрю на нее, то сразу вспоминаю песню: «Невеста в этот светлый миг, ты прекрасней всех. Невеста!»»;
«Она словно чистая, прозрачная вода»;
«.ее глаза словно зеркало, в которое я смотрюсь»;
«Она вся открывается перед нами словно цветок под первыми лучами солнца. Красивый, ароматный, радующий всех окружающих цветок».
Для этой группы в целом характерна направленность на партнеров. Даже в дневниках преобладает «мы»: мы сделали, мы чувствовали, мы потрясены и т.д. Тренинговая группа почти сразу стала восприниматься участниками как нечто большее, чем просто учебный коллектив, они стремились к сплочению, к еще большему доверию и открытости. В дневниках респонденты отмечали:
«Занятие было самым волнующим из-за наших воспоминаний»;
«Когда мы рассказывали о самом счастливом моменте, все разволновались, как дети, даже не просто за себя, а за всех. Я так хочу, чтобы у всех наших было все хорошо»;
«Двери моего мира открыты для тех, кого я люблю»;
«.. .мы сплоченная семья»;

«Я доверяю всем нашим, наверное, каждый знает о моих проблемах, когда они у меня есть. Я знаю, что любой из них может помочь и что-нибудь посоветовать в данную минуту. Дает нам возможность забыть обо всех проблемах и наслаждаться общением друг с другом, ведь нам порой так не хватает просто общения, разговоров не об учебе, не о проблемах, а просто разговоров друг с другом»;
«Наша тренинговая группа - это большая дружная семья, каждый член которой значим по-своему и влияет на всех остальных. Во время тренинга вся наша группа действует сообща. В нашей группе я чувствую себя уверенно и комфортно на все сто процентов. Я доверяю всем участникам группы, как самой себе»;
«Наша группа - это сложившийся коллектив, а я часть этого коллектива».
Хотелось бы отметить, что чувство сплочения, доверия, «родства душ» появилось у этой части выборки спустя всего три-четыре занятия. Высокие значения коммуникативного транса, фактически не меняясь, фиксировались у этой группы на протяжении трех месяцев; такой накал эмоций, вероятно, не мог существовать бесконечно долго, и спустя четыре месяца наблюдается резкое снижение коммуникативного транса. За воодушевлением следовало разочарование, в основном в партнерах, и это вело к увеличению коммуникативного стресса. Эта группа была неспособна изначально принять другого человека таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, они хотели видеть и замечать в людях только хорошее. На данном этапе тренинга им трудно было понять, что кто-то может чувствовать и думать по-другому, иметь плохое настроение, выражает отрицательные эмоции, не желает открываться и не доверяет группе. Все это выразилось в разочаровании тренингом и увеличении коммуникативного стресса. Респонденты по-прежнему выражали желание играть, веселиться и отдыхать на тренинге. Можно предположить, что на начальном периоде тренинга они демонстрировали форму внешней защиты и маскировки, имитационного подстраивания под среду - сознательного или бессознательного; таким образом, проявлялась защита, компенсаторная тенденция в поведении, что характерно для коммуникативного стресса по экспрессивному направлению. Как неизбежное следствие возникла транс-стресс-формация переживания. Появилась агрессия по отношению к отдельным участникам, неудовлетворенность тренингом в целом.
В своих дневниках респонденты давали в основном отрицательные характеристики партнерам по тренингу, описывали усталость от тренинга:
«Она похожа на ребенка - маленького и дурного. Тихоня, серая мышка. Хмурая тучка»;
«Коллектив у нас был сегодня разлаженный, каждый как будто сам по себе»;
«Моя группа мне нравится, за исключением одного человека. она начинает ругать себя, показывать себя эгоисткой и вообще не очень хорошим человеком. Ну ладно, пусть ругает, а зачем у других-то спрашивать, как они относятся к тебе и что о тебе думают»;
«Он ведет себя неестественно, наигранно, я вижу, что ему со мной неудобно, он стесняется. Мне как-то не по себе, что у меня такой партнер»;
«Он всех нас заразил негативной энергией, мы еще долго после этого не могли успокоиться»;
«Большим энтузиазмом в обсуждении проблем никто не отличался»;
«У меня не было такого чувства счастья, которое было на прошлом занятии»;
«Чувство опустошенности, не загорался во мне тот огонек, который был раньше»;
«Никто из нас к нему в крепость не собирается, а он все заборы строит».
Испытуемые активно выражали свое недовольство против психо логически сложных упражнений, не желали преодолевать минимальные трудности, просили использовать на тренинговом занятии как можно больше игровых упражнений. Однако коммуникативный стресс у них не превратился в хронический дистресс, он дал необходимую встряску, произошло психологическое взросление, после чего в записях испытуемых фиксируются изменения в отношении к партнерам, к самим себе и к тренингу:
«Если раньше она ассоциировалась у меня с дикой кошкой, то сейчас ее душа напоминает мне котенка»;
«Когда она зашла в зал, я сразу почувствовала себя на вершине счастья, от нее исходили такое тепло и энергия, я чувствовала ее надежную поддержку»;
«Быть самой в себе - это, по-моему, очень плохо, нужно что-то менять в себе»;
«.во мне что-то сильно поменялось, но что, я это никак понять не могу. Я это вижу, но не могу объяснить»;
«.чувствую стремление понять тайный смысл этого упражнения»;
«И хотя у меня не было почти никакого настроения, и состояние было ужасным, мне было очень хорошо»;
«По всему телу прошел жар, стало как-то не по себе, но все прошло наилучшим образом»;
«Занятие меня потрясло»;
«.желание раскрыть свои тайны»;
«Во мне присутствуют черты ребенка, хотя я уже ощущаю себя взрослой»;
«Была грусть, но потом в первый раз я смеялась до слез. Это супер!»;
«Сама не знаю, почему мне хотелось закричать, заорать, заплакать громко-громко. И не останется больше нашей подгруппы, мира, совсем другого мира, какого нет ни у кого, только у нас!!! Не хочу, чтобы тренинг завершался!»;
«Было тяжело, но зато я себя переборола и сейчас отношусь к своей проблеме намного проще».
Таким образом, на пятом месяце тренингового процесса наметилась тенденция снижения средних значений транс-стресс-формации, сохранившаяся до конца тренинга. На восьмом месяце тренинга частота проявления стресс-транс-формации достигла своего максимального значения, а частота проявления транс-стресс-формации - минимального.
2. Группа с оптимальным типом транскоммуникативной динамики.
С самого начала тренинговых занятий у данной части выборки фиксировались реакции как коммуникативного стресса, так и коммуникативного транса. В начале тренинга средние значения коммуникативного транса выше, чем средние значения коммуникативного стресса, но его динамика не стабильна, отмечается варьирование средних значений. Максимально низкое проявление коммуникативного транса наблюдается на четвертом месяце тренингового процесса, после чего он повышается с пятого по восьмой месяц. Средние значения коммуникативного стресса также значительно варьировали в процессе тренинга. В два первых месяца отмечалось снижение средних значений коммуникативного стресса, на третьем и четвертом - повышение до максимального уровня, затем закономерное снижение до минимального значения. Можно предположить, что в данном случае фактор «здорового» коммуникативного стресса выполняет охранительную функцию в отношении коммуникативного транса. Коммуникативный стресс играл адаптивную, защитную и компенсаторную функцию в общении и личностном развитии, поэтому он не перешел в дистресс.
Таким образом, отчетливо прослеживаются динамика отношений между коммуникативным стрессом и коммуникативным трансом, их реверсия.
Респонденты данной группы, по нашему мнению, обладали высоким транскоммуникативным потенциалом личности. Поэтому трудности и переживания имели трансформирующий характер, вдохновляли, благодаря чему почти сразу же возникала позитивная стресс-трансформация переживания. Происходила мобилизация, которая и давала устойчивый творческий процесс. В своих дневниках они отмечали:
- «Мне очень нравится моя тренинговая группа, но мне достаточно сложно находиться на самом тренинге. Я испытываю волнение и страх от того, что не знаю, как выразить свои чувства. Ведь чувствовать - это одно, а говорить на кого-то - это совсем другое»;
- «Для меня трудны задания, которые требуют фантазии»;
«Мои проблемы уже не так остры, как в первый раз, потому что девчонки с моей тренинговой группы мне уже хорошо знакомы, а это дает возможность быть более раскованной»;
«Мне нравится, что существует тренинговая группа, в которую вхожу и я. В первую очередь я хочу отметить потрясающие возможности самовыражения. Появилась способность почувствовать самого себя. Мы сравниваем себя с другими, и оказывается, что в определенных ситуациях мы испытываем похожие чувства и у нас много общего. Это очень сближает нас, мы становимся как одно целое, как один общий организм»;

«.здесь мы все равны и свободны и в проявлении наших чувств, и в действиях. На тренинге мы учимся быть такими, какие мы есть на самом деле. Здесь не хочется притворяться и играть, и это как-то само собой переносится на реальную жизнь, на реальные отношения»;
«Я получила удовольствие от тех упражнений, которые мы делали. Это занятие оставило во мне незабываемые ощущения и эмоции».
Образы партнеров позитивны, в отличие от первой группы представители данной части выборки стараются принять человека таким, какой он есть. В дневниковых записях этот момент хорошо виден:
«.приятно когда Д. рассказывал о том, какая я была в детстве»;
«.мы станем, как близкие родственники»;
«Мне интересно узнавать себя заново.»;
«.это удивительно добрый человек»;
«Она из тех людей, которые не предают своих друзей и им можно довериться»;
«.открыта и доброжелательна. Делает вид, что она жесткая, злая, строгая, а на самом деле, мне кажется, что она нежный, пушистый котенок и очень чувствительный ранимый человек»;
«Мне трудно в ней разобраться, но она очень интересная личность, и хотелось бы узнать ее лучше»;
«.безгранично добрая. В ней есть какая-то глубина, свое представление действительности, какая-то загадка, которую хочется разгадать».
Именно у данной части выборки наблюдались максимальные значения стресс-транс-формации. В процессе тренинга они чаще, чем представители других групп, переживали состояния микрокатарсиса. Старались глубже почувствовать и понять других людей, искали и охотно принимали психологическую поддержку. Пытались выразить, проявить, представить себя полнее, ярче, искреннее, отмечали в дневниках уникальность, которую дает им для этого тренинг. У этой части выборки был свой переломный «кризисный» момент, произошедший на четвертом месяце тренингового процесса. Он сопровождался повышением уровня коммуникативного транса и минимальным по сравнению с другими месяцами уровнем стресс-транс-формации. Испытуемые успешно справились с этим транскоммуникативным кризисом, о чем свидетельствует возникшее и продолжающееся в последующие месяцы увеличение средних значений стресс-транс-формации.
Характерной особенностью данной группы является значительное превышение средних значений стресс-транс-формации над средними значениями транс-стресс-формации во время всего тренин-гового процесса, даже во время транскоммуникативного кризиса.
3. Группа с «интенсивным» типом транскоммуникативной динамики.
В эту группу вошли респонденты, у которых в начальный период тренинга наиболее часто проявлялся коммуникативный стресс, его средние значения были максимальными по сравнению со значениями в других группах. Коммуникативный стресс доминировал и блокировал коммуникативный транс и, следовательно, транскоммуникативный потенциал развития личности.
На пятом месяце тренинга возникла тенденция снижения средних значений коммуникативного стресса. Средние значения коммуникативного транса небольшие по сравнению с аналогичными показателями в других группах. На протяжении четырех месяцев занятий отмечается их колебание. С пятого по восьмой месяц тренинга происходит постепенное увеличение средних значений коммуникативного транса, но лишь с седьмого месяца средние значения коммуникативного транса начинают превышать средние значения коммуникативного стресса. На восьмом месяце тренинга среднее значение коммуникативного транса превышает среднее значение коммуникативного стресса в 6,9 раза.
Для данных респондентов наиболее характерны негативные переживания (НП) как по темам, так и по партнерам, а также высокий показатель вербализации коммуникативного стресса по темам и партнерам с тенденцией к дистрессу по результатам диагностики ММКМ-1, ММКМ-2. Образы партнеров в дневниковых записях наполнены негативными оценками. Для этой группы характерно проявление больших по сравнению с другими группами средних значений транс-стресс-формации с самых первых занятий. Средние значения стресс-транс-формации небольшие, лишь на пятом месяце впервые происходит реверсия стресса в транс. Такое «защитное» поведение может рассматриваться в качестве симптома внутренних проблем, комплексов, стрессов. В дневниковых записях они часто противопоставляют себя группе, описывают свое некомфортное состояние на тренинге и недоверие к его участникам:
«На этом занятии меня сильно обидели, так, что я чуть было не отказалась от тренинга вообще. Я читала свой дневник, а он засмеялся и прокомментировал мои слова. Мне было обидно до слез. Теперь я знаю, что не могу относиться к группе как прежде. И теперь я всегда буду настороже»;
«Надеюсь, что я не хуже других. При выполнении даже пустяковых, несложных упражнений я постоянно испытываю волнение, я постоянно скована. Я всегда или почти всегда честна, но, тем не менее, я все же какая-то ненастоящая»;
«Мне нравятся упражнения, где мы расслабляемся, но я не люблю рассказывать о себе, о своих чувствах и мыслях, я привык, что это всегда касается только меня и никого больше»;
- «Мне просто становится противно, что в семнадцать лет я веду себя на тренинге, как трехлетний малыш. Неужели никому, кроме меня, не противно ощущать себя трехлетним ребенком, который не знает смысла жизни»;
- «Мне подходит роль бедного котенка, ведь никто меня не знает по-настоящему».
У представителей этой группы лишь к концу тренингового цикла (седьмой и восьмой месяц тренинга) за счет осознания своих личностных проблем и активной работы над собой наметился позитивный сдвиг. Он отразился в максимальном, по сравнению с другими месяцами, среднем значении стресс-транс-формации. В дневниках респонденты отмечали позитивные личностные изменения, произошедшие с ними, по-другому стал восприниматься тренинг, улучшилось отношение к окружающим людям:
- «.впечатлений уйма»;
- «Меня очень растрогал дневник А., я рада, что хоть кто-то может меня понять»;
«тренинг действительно помогает человеку раскрыться»;
«.наша любимая тренер»;

«Рисуя, я подумала, что если бы я рисовала свой внутренний мир в начале года, то он у меня был бы мрачным и темным, а сейчас он изменился и получился достаточно ярким и красочным»;
«Я заметила в себе изменения во время вентиляции и могла сказать партнеру во время упражнения, что люблю его».
Таким образом, увеличение проявления стресс-транс-формации переживания в процессе тренинга в группах с различным типом транскоммуникативной динамики свидетельствует о его положительном, развивающем эффекте. Значительное увеличение стресс-транс-формации во всех трех рассматриваемых группах наблюдалось после прохождения участниками определенного кризиса, сопровождающегося усилением коммуникативного стресса. Группы отличались по времени возникновения кризиса и некоторым представленным в параграфе характеристикам его протекания. Мы предполагаем, что это связано с различным транскоммуникативным потенциалом каждой отдельной личности. Благодаря тому, что большинство упражнений и техник имеют транскоммуникативную по своей сути природу, они способствуют возникновению «пиковых» переживаний и их стресс-транс-формации.
В нашей работе в качестве дополнительной методики для исследования динамики транскоммуникативных состояний личности использовался тест самоактуализации личности (САТ). Высокий уровень самоактуализации говорит о высоком транскоммуникативном потенциале личности. Для установления достоверных различий между измерениями использовался критерий знаков G. Было выявлено достоверное увеличение показателей по следующим шкалам: компетентность во времени (р=0,05), поддержка (р=0,01), ценностные ориентации (р=0,05), гибкость поведения (р=0,01), сензитивность к себе (р=0,05), спонтанность (р=0,05), самоуважение (р=0,01), самопринятие (р=0,01), синергия как субъективная возможность сотрудничества с миром (р=0,05), контактность (р=0,01), представление о природе человека (р=0,01).
Для участников тренинга с «поверхностным» типом транскоммуникативной динамики были характерны низкие показатели по первым двум базовым шкалам САТ, а также по шкале ценностных ориентаций, шкале гибкости, представлений о природе человека, шкале познавательных потребностей. Оптимальны показатели по шкале синергичности, спонтанности и контактности.
Участники с «оптимальным» типом динамики, как правило, демонстрировали высокие значения по шкале ценностных ориентаций САТ, разделяли ценности, характерные для зрелой личности (уважающей себя, ответственной, социально активной, творческой). Они были способны к быстрому установлению разносторонних и глубоких контактов с людьми, достаточно общительны. Наиболее выражена у этих респондентов шкала познавательных потребностей, которая показывает стремление человека к познанию и степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире, его любознательность. Высоки показатели по шкале синергичности, которая отражает субъективную способность работать вместе с другими, сотрудничать, и по шкале представлений о природе человека, показывающей способность понимать другого.
Для респондентов с поверхностным типом динамики характерны низкая гибкость поведения, высокая степень сензи-тивности, низкое самоуважение и самопринятие, низкие значения по шкале принятия агрессии и по шкале контактности САТ.
Таким образом, данные, полученные с помощью теста самоактуализации личности, подтверждают позитивную динамику транскоммуникативных состояний личности в социально психологическом тренинге. Индивиды, распределившиеся по результатам контент-анализа в группы с различной транскоммуникативной динамикой, изначально отличались друг от друга по основным показателям самоактуализации, т.е. обладали различным транскоммуникативным потенциалом.
Проведенный сопоставительный анализ позволяет сделать вполне определенные выводы.
После тренингового воздействия в коммуникативных мирах участников социально-психологического тренинга произошла реверсия коммуникативного стресса в коммуникативный транс. Она сопровождалась появлением позитивного мировосприятия и увеличением позитивных тенденций в восприятии партнеров по общению.
Эффективность тренинга как метода воздействия на личность проявилась в положительной динамике транскоммуникативных состояний личности. Главным критерием, релевантным личностному росту и свидетельствующим о положительном развивающем эффекте тренинга, явлилось возникновение и увеличение стресс-транс-формации в коммуникативных мирах участников тренинга.
В тренинге были выявлены три стадии динамики транскоммуникативных состояний личности: стадия воодушевления, стадия кризиса и стадия личностного роста. На стадии воодушевления у участников было наиболее выражено состояние коммуникативного транса, на стадии кризиса в коммуникативных мирах участников фиксировались максимальные значения коммуникативного стресса, на стадии личностного роста у них наблюдались максимальные значения стресс-транс-формации.
В процессе тренинга у участников выявлены три типа транскоммуникативной динамики: поверхностный, оптимальный и интенсивный. Так, у личностей с поверхностным и интенсивным типом транскоммуникативной динамики трансформация коммуникативного стресса в коммуникативный транс происходила в конце тренингового цикла, у участников с оптимальным типом транскоммуникативной динамики стресс-трансформация переживания фиксировалась на протяжении всего периода тренинга. Личности с различными типами транскоммуникативной динамики изначально отличались друг от друга по основным показателям самоактуализации, т.е. обладали различным транскоммуникативным потенциалом.
Из этих выводов следует естественная рекомендация - для предотвращения возможных негативных последствий тренинга важно проводить своевременную диагностику и коррекцию динамических отношений между коммуникативным стрессом и коммуникативным трансом.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Основные характеристики транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Цифрові системи передачі даних
Види банківських ризиків та їх характеристика
Аудит Звіту про фінансові результати
Період окупності
Аудит розрахунку фіксованого сільськогос-подарського податку і за...


Категорія: Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 666 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП