ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини

Психосемиозис концепта «дорога» в транскоммуникативном пространстве персональной мифологии
В проекте «Семиосфера-концептосфера» (2004) через тексты, написанные пассажирами железнодорожного транспорта, исследуется многозначность символических репрезентаций концепта «пространство - дорога» в персональной мифологии языковой личности. Психосемантический анализ семиотической организации ассоциативных полей текста, которые рассматриваются как «.смыслотворческие проявления транскоммуникабельности относительно и более сложных, и более простых миров» (Кабрин, 2005. С. 58), выявил различные смысловые концепты субъективных реальностей, которые, выступая в качестве транскоммуникативной матрицы, «организуют» принципы метакатегоризации индивидуального сознания личности пассажиров в ситуации поездки.
В социальной психологии семиотика малых групп и деловой коммуникации рассматривает социально-психологические роли как символические знаковые системы. Психосемиотика, отсылая к семиотике культурных концептов как хронотопов, в качестве одного из них выделяет концепт «путь-дорога». Этот коммуникативно «нагруженный» концепт семантически и экзистенциально наполнен транскоммуникациями, так как связан с важными или эксквизитными событиями жизни человека в специфическом пространстве и времени, когда, по наблюдению известного семиотика Ю.М. Лотмана (1996), сливаются географические (локальные), этические и психологические элементы в модели пространства и обыденное переплетено с духовным.
Тема железной дороги вошла в наш духовный мир, прежде всего, через творчество Андрея Платонова - самого метафизического русского писателя XX в. Железная дорога для него - не только средство достижения иной точки пространства, но и духовного перерождения, потребности обрести смысл жизни. Это - миропонимание и эсхатологические устремления народа. Дорога, путь в русской культуре - наиболее зримый и метафоричный символ связи и любви между людьми. Символичность значения дороги в культуре во многом определяется мощной пространственно-временной метафорой, представляющей в виде пути биографию человека, в которой фиксированы пространственные и временные константы коммуникативных ситуаций. Особенность коммуникативной ситуации встречи, знакомства, разговора в дороге М.М. Бахтиным (1986) рассматривается как «хронотоп дороги». Транскоммуникативный феномен Встречи (Вагонный попутчик), в которой не всегда объяснимая откровенность по отношению к незнакомому, характеризует специфику общения в дороге и неожиданные эффекты воздействия, обусловленные не только ее трансово-гипнотической спецификой (мелькание огней, стук колес, покачивание вагона и др.), но и вхождением в структуру хронотопа, что проявляется символическим смыслом понятия «дорога».
Целью этой работы стало выявление специфики реализации концепта «дорога» как одной из экзистенциальных категорий, важных для понимания внутренней картины мира пассажира в корпусе бытовых текстов самоописания и в ассоциациях пассажиров через определение места данного концепта в их картине мира. Предполагается, что смысловые образы и переживания дороги для пассажира, интегрированные в понятии хронотопа, отражают концепт «дорога» экзистенциалами его жизненной ситуации. Теоретико-методологическими основаниями такого предположения являются представления об интенциональности Э. Гуссерля (1994), идеи социальной и экзистенциально-феноменологической психологии об экзистенциальной коммуникации, психологии обыденного сознания в представлениях, суждениях, отношениях, интенциональности Ф. Брентано (2000), представления социальных психологов Л. Росса и Р. Нисбетта (1999) о связности повседневного социального опыта, смешении личностного и ситуативного в реальном мире, психологических механизмах ситуации в опыте повседневной жизни; А. Либина и С. Парилиса (1998) о феноменах повседневного сознания; о человеке как творце собственного внутреннего мира; о конституировании в языке мира человека и его убеждений, иных реальностей. В рамках языкового сознания, в частности темпоральной концепции языка, интенцио-нальность есть активное, волевое построение человеческим сознанием предметно-признаковой конфигурации, отражающей мир, на оси реального времени. Человек именно в интенциональном акте, опираясь на реальное время, «вычленяет» предмет через конфигурацию его признаков. В последнее время понятие концепта обнаруживается в психологии смысла, термин «концепт» становится синонимичным термину «смысл».
Осознанность интенции обусловливает существование в сознании человека универсальных концептов, т.е. «сгустков культуры», в виде которых культура представлена в ментальном мире человека. По О.И. Митрофановой (2006), выделение концепта как ментального образования, обогащенного социальным и культурным опытом личности, является закономерным в становлении антропоцентрической парадигмы психологии. Отечественную традицию в изучении концептов заложил С.А. Аскольдов (1928). Исследователь предлагает психологический подход к данному феномену, подчеркивая его субъективную природу: концепт - это «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода». В понимании концепта как заместителя понятия за Аскольдовым следует Д.С. Лихачёв в своей статье «Концептосфера русского языка» (1993). В современной когнитивной лингвистике концепт рассматривается как основная ячейка культуры в ментальном мире человека, как «пучок» представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний. Изучение концептов тесно связано с изучением текстов, в которых эти концепты закреплены и вербализованы как отражение национальной культуры и сознания. С.Г. Воркачев (2003), характеризуя концепт как «зонтиковый термин», «покрывающий» предметные области нескольких научных направлений, указывает, что на очередном витке спирали, по которой движется в своем развитии гуманитарное знание, в ходе очередной «эпистемической революции» российская гуманитарная мысль столкнулась с необходимостью выработки нового термина для адекватного обозначения содержательной стороны языкового знака, который снял бы функциональную ограниченность традиционных значения и смысла и в котором бы органически слились логико-психологические и языковедческие категории.
Отраженное в словаре ядро понятия «дорога» - передвижение -всегда играло заметную роль в жизни русского этноса. Русские - движущийся этнос с самосознанием оседлого. Испокон веков в жизни русских присутствовали странники, «калики перехожие», странствующие богомольцы, «нищеброды», коробейники, отходники-промысловики, охотники, беглые крестьяне и каторжники, разбойники, ямщики, уходившие в дальние извозы, переселенцы, отправлявшиеся искать, кому и где «на Руси жить хорошо», - весь тот российский люд, жизнь которого была связана с постоянными странствиями, передвижениями по путям-дорогам огромной страны. Вся совокупность понятий, образов, символов, связанных с идеей пути, языки культур, служащие для передачи этого концептуального комплекса, образуют «мифологему пути», неизменно и ощутимо присутствующую в русском коллективном национальном сознании.
Анализ текста-самоописания проводился по следующим критериям: классификации психического как субъективного, интенциональ-ного по Ф. Брентано (2000) (представление, суждение, эмоциональное отношение); по критериям анализа текста-рассказа Н.С. Розова (1981), которые отображают строение субъективного мира испытуемого (в данном случае через проработку темы путешествия), отношение пассажира со своим идеальным Я и всем миром. В представлении о самоописательных методиках наиболее значимой является бахтинская характеристика самоотчета-исповеди как формы словесной объективации жизни личности, имманентной нравственному сознанию. Согласно теории И.А. Стернина (2000), словарные дефиниции рассматриваются в качестве ядра концепта «дорога», а периферия представляется коннотативными, образными, оценочными характеристиками в ассоциативном эксперименте и в тексте. С психологической точки зрения семиотический анализ текста является процедурой феноменологического метода, частичной объективацией герменевтического подхода.
Выборку исследования составили пассажиры поезда «Томич», следующие маршрутом Томск-Москва-Томск в количестве 227 человек, и 23 проводника, также описавших свое отношение к дороге в смысловых и эмоционально-оценочных составляющих. Такими составляющими можно считать комплекс этнических традиций, обычаев и норм поведения, вещественных атрибутов и представлений, связанных с передвижением.
Это позволило выявить основные свойства концепта «дорога» в восприятии пассажиров: чувственная воспринимаемость: она наблюдаема, видима, осязаема, непрерывна и целостна, неоднородна, протяженна.
Далее была проведена классификация фразеологизмов по обобщенной схеме, сконструированной из прецедентного анализа Е.С. Ку-бряковой (1997), которая отмечает наличествующие в любой этнокуль-туре универсальные духовные характеристики, имеющие онтологические, гносеологические, харизматические и эсхатологические смыслы «обыденного сознания»; коммуникативные: микрогрупповые - в семье, между близкими друзьями, макрогрупповые - социальные, ролевые, статусные; национальные - этнические, цивилизационные, общечеловеческие; индивидуальные - эмоциональные, когнитивные; персональные.
Фразеологизмы, относящиеся к концепту «дорога» в текстах-самоописаниях пассажиров «Моя дорога», были разделены на ряд тематических групп, что позволило выявить наиболее существенные особенности реализации концепта «дорога» пассажирами. Концепты «правда», «истина», «надежда», «дух» - монофункциональны и находятся на периферии концептосферы пассажиров. Концепты бытийно-антропоцентрической группы, которые отражают реалию, многоаспектно осваиваемую человеком в процессе жизнедеятельности, занимают промежуточно-нейтральное положение. В экзистенциальное измерение концепт дороги переходил в случаях представленности в самоописании - третьего уровня - отношеннического, когда на описание проецировались экзистенциальные суждения. И, наоборот, дорога становится культовым символом для представителей молодежной субкультуры. Именно как символ свободы дорога популярна в молодежной среде.
Будучи многомерным ментальным образованием, концепт «дорога», как и всякий концепт, имеет три важнейших измерения - образное, понятийное и ценностное. Образная сторона концепта - это зрительные, слуховые, тактильные, воспринимаемые обонянием характеристики предметов, явлений, событий, отраженных в нашей памяти. Понятийная сторона концепта - это языковая фиксация концепта, его обозначение, описание, признаковая структура, сопоставительные характеристики данного концепта по отношению к тому или иному ряду концептов, которые никогда не существуют изолированно. Ценностная сторона концепта - важность этого психического образования для пассажира.
Проведенное исследование позволяет заключить, что дорога в поездке в целом воздействует на личность и выводит ее из привычного мира обыденных представлений, воздействует на сознание, миросозерцание. Путешествие становится для пассажира аналогом его духовного пути, предопределяет появление у пассажира моментов экзистенциальной коммуникации, когда он «припадает» к основным ценностям бытия. Семиотический подход через анализ ментальных концептов, выражающих интенциональность духовных исканий в проявлениях обыденного (знак-смысл-образ-символ), может быть ассимилирован в психологии в связи с необходимостью расширения межпредметных связей с другими гуманитарными дисциплинами. Образ и концепт дороги, пути, путешествия, эмоциональное отношение к ним являются составляющей переживания будущего события, являющегося целью путешествия. Роль проводника в переживании путешествия, во-первых, состоит в понимании «великой цели» путешествия для каждого отдельного пассажира, отражающаяся на выполнении проводником своих служебных обязанностей.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психосемиозис концепта «дорога» в транскоммуникативном пространстве персональной мифологии» з дисципліни «Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Орфоепія і українська вимова
ДЕРЖАВНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНФЛЯЦІЇ
МІЖНАРОДНИЙ ВАЛЮТНИЙ ФОНД І ЙОГО ДІЯЛЬНІСТЬ В УКРАЇНІ
Железнодорожный вагон
Класифікація банківських кредитів


Категорія: Транскоммунікація: перетворення життєвих світів людини | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 989 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП