Данные были сопоставлены с результатами тестирования группы девушек с дисгенезией гонад (синдром Тернера и синдром Свайера). Отдельно рассмотрим результаты тестирования девочек с синдромом Тернера и Свайера и сравним их с данными группы нормы (таблица 6.1). При статистическом сравнении между собой данных разных групп оказалось, что различий между здоровыми и больными девочками/ девушками не наблюдается. Сравнение проводилось между группами, уравненными по возрасту. Можно сделать следующий вывод, что у девочек с диагнозом дисгенезии гонад сформировалось адекватное представление о мужчинах и женщинах, они дифференцируют их по Таблица 6.1 Медианы маскулинных и фемининных признаков четырех кодируемых объектов — «Мужчины», «Женщины», «Ребенка», «Я» у девочек без аномалий и с аномалиями полового развития Девочки (N) 13 лет 14 лет 6 4 0 0 0 0 6 4 0 0 5 3 0 1 4 3 15 лет 4 0 1 4 0 1 1 2 Девушки (N) 45,ХО 46,ХУ 17 лет 18 лет 14–15 14–16 4 4 3 4 1 1 0 0 1 1 1 1 5 4 4 5 0 0 0 0 2 2 0 1 1 1 1 1 3 3 2 3
Мужчина (М) Мужчина (F) Женщина (М) Женщина (F) Ребенок (М) Ребенок (F) Я (М) Я (F)
231
маскулинным и фемининным признакам, используют те же самые характеристики, что и девочки группы нормы. Статистика не показала различий между этими группами при оценке объекта «Ребенок», но из таблицы видно, что для группы нормы ребенок представляется человеком с фемининными чертами, а у девочек с отклонениями в развитии — скорее бесполым существом. В результате анализа данных, полученных с помощью методики «Кодирование», было обнаружено, что девушки с синдромом Свайера способны дифференцировать заданные экспериментатором эмпирические объекты — «Мужчину», «Женщину» и «Я». Существенных различий в выделении признаков сходства между эмпирическими объектами и ассоциациями девушек разных групп не наблюдалось. «Мужчина» обычно воспринимается как «мужественный», «сильный», «стойкий», «умный», «большой», «строгий», а «женщина» — как «нежная», «женственная», «элегантная», «ласковая», «добрая», «красивая». Объект «Я» наделяется множеством специфических признаков и в том числе маскулинными или фемининными свойствами. Можно считать, что на осознаваемом уровне (тест «Кодирование») процесс дифференциации людей разного пола по маскулинным и фемининным признакам происходит гораздо эффективнее, чем на неосознаваемом уровне (тест «Рисунок человека»). Подобные различия, как нам представляется, обусловлены тем, что девушки с аномалиями полового развития успешнее категоризируют людей не в терминах пола (половой идентичности), а в терминах гендерных ролей. Вполне логично было бы предположить, что абсолютные оценки «Мужчины», «Женщины» и «Я» будут отличаться от оценок, которые получены в результате сопоставления (корреляции) признаков, приписанных «Мужчине» и «Я», а также «Женщине» и «Я» (т.е. относительных оценок). Оказалось, что если при сравнении абсолютных оценок эмпирических объектов различий между группами девушек не возникает, то при определении степени связанности этих оценок вследствие сравнения пар объектов они обнаруживаются. При нормальном половом развитии девочки/девушки устанавливают связи между маскулинными и фемининными признаками «Я» и аналогичными признаками, приписанными мужчине и женщине. При аномалиях полового развития связь между признаками есть, но она иная. У девочек/девушек с синдромом Тернера связаны только фемининные признаки: Fмуж и Fя (r=0,3, α=0,03), Fжен и Fя (r=0,5, α=0,001), причем связь Я−Женщина является наиболее тесной. Эти данные указывают либо на наличие компенсаторных механизмов, либо на слияние девочки со своей матерью. У девочек/девушек с синдром Свайера такие связи на небольшой выборке отсутствуют вовсе, либо при увеличении выборки обнаруживается тесная положительная связь между фе232
мининными признаками объектов категоризации «Мужчина» и «Я»: Fмуж и Fя (r=0,6, α=0,01) и отрицательная связь между фемининными признаками объектов «Я» и «Женщина»: Fжен и Fя (r=–0,4, α=0,003). Связь между маскулинными признаками также отсутствует. В исследовании было показано, что у девочек с различными формами дисгенезии гонад отсутствует динамика как в количественной категоризации признаков, так и в их связанности у разных объектов. Учитывая данные, полученные нами на выборке подростков 13–14 лет, можно сказать, что с возрастом изменяется характер связи между признаками разных объектов. В период пубертата признаки, идентичные полу, тесно связаны у всех трех объектов — «Мужчины», «Женщины» и «Я», т.е. у мальчиков маскулинные признаки «Я» связаны с маскулинными признаками «Мужчины» и «Женщины», а у девочек фемининные признаки «Я» коррелируют с фемининными признаками тех же самых объектов. Подобные связи указывают на оживление триадных отношений. В старшем возрасте возникают обратные связи между признаками «Я» и «Мужчина» и прямые — между свойствами «Я» и «Женщина». Складывается впечатление, что к 17–18 годам девушки «принимают» окончательное решение о половой самоидентификации. При синдромах Тернера и Свайера обнаруживается целый ряд специфических феноменов: тесная прямая связь между фемининными признаками в первом случае, снижение количества фемининных признаков, приписываемых себе, отрицание связей с человеком того же пола во втором случае и отсутствие связей с человеком противоположного пола в обоих случаях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нарушение полового развития и принятие ролей» з дисципліни «Самоствердження підлітка»