Конкретно-научная методология исследования: научный анализ проблемы
Для осуществления теоретического анализа проблемы и последу- ющего построения концепции самоутверждения личности необхо- димо начать с конкретно-научной методологии. С этой целью были использованы общенаучные процедуры познания объекта исследова- ния, которые направлены на решение следующих вопросов:1. Из чего построено самоутверждение, из каких более простых составляющих, компонентов: субстратный анализ; 2. Обладает ли самоутверждение какими-либо особыми свойства- ми, атрибутами: атрибутивный анализ; 3. Каковы последствия самоутверждения для человека, т.е. в чем со- стоят функции и дисфункции этого акта: функциональный анализ; 4. Как, посредством каких связей и отношений, в каких после- довательностях и порядках компоненты объединены в целое: структурный анализ; 5. Является ли самоутверждение личности процессом, который имеет свою историю развития: генетический анализ. Прежде чем приступить к последовательному анализу проблемы, отметим, что выделение отдельных процедур (способов) научного познания психической реальности достаточно условно. Ведь «речь идет о характеристиках одного и того же объекта, т.е. о характеристи- ках, которые в силу этого простого факта неразрывно связаны друг с другом. Естественно, связаны и соответствующие способы анализа» (Никитин, 1988, с. 11). Так, изучение структуры предполагает тща- тельное исследование компонентов объекта и его функций, а послед- ние постоянно подвергаются динамике, изменению и, следовательно, требуют подробного генетического анализа и т.д. Конкретно-научная методология исследования, построенная на соответствующих науч- ных процедурах, создает базис для формулировки основных положе- ний искомой теории, которые включают в себя представления о «не- отъемлемых, имманентно присущих» изучаемому объекту свойствах (атрибутах), о компонентах (субстрате), о характере развития (гене- зе), о специфически оформленной организации (структуре) и о ста- бильных поведенческих действиях (функциях).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Конкретно-научная методология исследования: научный анализ проблемы» з дисципліни «Самоствердження підлітка»