ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Самоствердження підлітка

Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение
48
принцип целостности, целевой регуляции поведения и активности
личности. Однако «системность», которая исходно заявлялась Адле-
ром в качестве принципа исследования, говорившим, что нет понятия
«отдельная личность», человека следует рассматривать во взаимоот-
ношениях с другими людьми, не была в полной мере применена к его
теоретическим построениям и эмпирическим выводам. Кроме того,
идея целевой детерминации, которая, казалось бы, открывала путь к
принципам системности и субъекта, по своим исходным признакам
походила на причинную детерминацию, где основная жизненная цель
была предопределена заранее и не осознавалась личностью.
В рамках психоаналитического подхода к проблеме самоутверж-
дения личности был разработан ряд важных вопросов, в частности
выдвинута идея стратегий самоутверждения личности, показано вли-
яние самоуважения на отношения личности с другими людьми (на-
пример, с психотерапевтом), обосновано положение о роли родителей
в формировании нормального нарциссизма.
При всем многообразии теорий и точек зрения можно сделать ряд
общих выводов. Во-первых, самоутверждение личности представляет
собой сложный комплекс когнитивных, эмоциональных и поведен-
ческих реакций, и поэтому не сводится ни к моторно-экспансивным
действиям самим по себе, ни только к чувствам (признания, достоинс-
тва, целостности), ни к когнициям. Во-вторых, самоутверждение лич-
ности определяется ощущением ценности собственного Я, его силы
и значимости; в-третьих, самоутверждение личности осуществляется
путем экстернализации своей ценности вовне с целью поиска одобре-
ния и поддержки со стороны.
2.2. Гештальттеория личности: уровень притязаний
и его измерение
В ходе последующего развития психологии анализ самоутвержде-
ния личности становится научным, строгим, освобождаясь от всяко-
го рода обыденных представлений и умозрительных высказываний.
Принципы целостности и целевой направленности личности были
использованы не только А. Адлером, но и другими видными учеными,
одним из которых был Курт Левин. С его именем связан качественно
новый в гносеологическом отношении этап в развитии искомой про-
блемы. Новизна состояла в том, что феномен самоутверждения лич-
ности был подвергнут измерению, точнее сказать, измерена была одна
из его существенных составляющих.
Этот факт, однако, не означает, что анализ был переведен из теорети-
ческой плоскости в эмпирическую. Напротив, новый уровень исследо-49
вания стал возможен только благодаря существенному прогрессу в об-
ласти теории, благодаря тому что Левин, приняв за образец такие аван-
гардные науки, как математика и физика, разработал теоретическую
систему, во-первых, более объемлющую (и к тому же более детализиро-
ванную), чем адлеровская, во-вторых, математизированную. Основой
фундаментальных теоретических инноваций послужили определенные
методологические установки, которых придерживался Левин. «Он на-
стаивал на том, что развитие психологии должно идти не по пути соби-
рания эмпирических фактов… Решающей в науке является теория, но
всякая теория должна быть подтверждена экспериментом. Не от экспе-
римента к теории, а от теории к эксперименту — вот генеральный путь
научного анализа» (Зейгарник, 1981, с. 16). Суждения, высказанные
Б.В. Зейгарник, были подтверждены другими исследователями, которые
подчеркивали талант Левина как теоретика и экспериментатора, а также
«каталитическое влияние» на многих психологов, никогда с ним лично
не сотрудничавших. «Невозможно даже примерно оценить количество
исследований, несущих отпечаток влияния Левина. Имя им — легион.
Какова бы ни была судьба теории Левина в грядущие годы, данная им
основа для экспериментальной работы — непреходящий вклад в наше
знание о личности» (Холл, Линдсей, 1997, с. 383).
Свои принципы методологии науки, в частности психологии, Ле-
вин изложил в специальной статье «От аристотелевского к галилеев-
скому способу мышления в современной психологии». Здесь, прежде
всего, обращает на себя внимание почти дословное воспроизведение
адлеровского запрета на жесткие границы и антитезы в научной тео-
рии. Это «примитивное ориентирование в мире, соответствующее ан-
титезе Аристотеля, а также пифагорейским антагонистическим табли-
цам… возникает из чувства неуверенности и представляет собой поп-
росту трюк логики… В этом нельзя, как это ни заманчиво, усмотреть
сущность истинного положения вещей, но можно распознать прими-
тивный метод работы, такую форму мировоззрения, которая любой
предмет, силу, событие соизмеряет с их аранжированными антитеза-
ми» (Адлер, 1997а, с. 60). Это — Адлер. Левин, точно так же оценив
антитетизм Аристотеля, говорит, что в дальнейшем наука пошла по
пути гомогенизации. «С этим тесно связана утрата логическими ди-
хотомиями и концептуальными антитезами их значимости. Их место
занимают все более и более текучие и постепенные переходы, которые
лишают дихотомии их антитетического характера и представляют со-
бой логическую форму переходного этапа от понятия о классе к поня-
тию о последовательности» (Lewin, 1935, с. 100).
В связи с этим теории Адлера и Левина и вообще теории, построен-
ные в соответствии с «галилеевским способом мышления», называют 50
полевыми (field theories) в противоположность классическим теориям
(class theories) (к их числу относят теорию З. Фрейда), построенным
по «аристотелевским принципам». Для Адлера внутренний психичес-
кий мир — нечто единое, принципиально недифференцируемое. Так,
в ранний период своей исследовательской деятельности он отрицал
существование отдельных психических болезней как таковых и всег-
да подчеркивал целостный характер психического дефекта. «Мы…
полагаем, что правы те, кто исходит из связного единства личности, а
не естественно-научной закваски философы, привыкшие вырывать
отдельные симптомы из общей картины… многим это может показать-
ся странным, но судить о чем-либо можно не иначе, как только поняв
сначала целое и проследив единую связь, проникающую во все части.
И все симптомы должны быть звеньями этой единой линии действий,
линии движений, единой личности…» (Адлер, 1995, с. 205−208).
У Левина и его учеников полевая идея оказывается не только пос-
тоянно подразумеваемой методологической предпосылкой, но и впол-
не эксплицитным теоретическим понятием и даже совокупностью по-
нятий. Так, Левин назвал «полем» ту внешнюю (и внутреннюю) пси-
хологическую среду, в которой существует личность. Вместе с тем от-
сюда не следует, что последняя имеет какую-то принципиально иную
природу. Напротив, для Левина, как для любого гештальтпсихолога,
идея, согласно которой личность, внутренний психический мир чело-
века является полевым (едиными и непрерывным) по своему характе-
ру, была аксиомой, а вот объявление и доказательство того, что точно
такой же характер и у внешней психологической среды, явилось науч-
ной инновацией.
Одним из основных средств реализации и конкретизации «поле-
вой идеи» явилось понятие «проницаемости границ». Графическое
изображение различных психических феноменов с непременным
обозначением, проведением четких границ между ними очень харак-
терно для Левина и его школы. Так, принято разграничивать личность
и ее психологическую среду, а эту последнюю четко отделять от неп-
сихологических аспектов мира (от физического мира). Однако при
этом непременно подчеркивается, что между разграниченными облас-
тями существует постоянное взаимодействие, что границы проница-
емы. Эта проницаемость варьируется по степени. Иногда она бывает
лишь односторонней. Но при этом всегда, так или иначе, существует.
«Полевая идея» в высшей степени существенна для понимания ле-
виновской теории самоутверждения. Строго говоря, исследование —
особенно метризация — этого феномена осуществлялась не только
и даже не столько самим Левином, сколько его учениками, поэтому
дальнейший анализ будет относиться к школе Курта Левина.51
Взаимоотношение между личностью и психологический средой,
благодаря которому образуется жизненное пространство, далеко не
всегда остается в состоянии равновесия. Выход за его пределы, при-
чиной чего чаще всего становится сама личность, создает напряже-
ние, в чем-то подобное адлеровскому чувству неполноценности. Но
несмотря на то, что Левина и Адлера объединяло стремление к экс-
плицированию динамических сил личности, способствующих ее
развитию, сил, актуализируемых самим субъектом, у адлеровского
человека (даже у здорового, руководимого социальным интересом)
чувство неполноценности, желание преодолеть его и сам процесс это-
го преодоления как бы замыкается на отдельной, к тому же довольно
беспомощной личности. Левин же, во-первых, наделял личность бόль-
шей самостоятельностью, во-вторых, вполне допускал возможность
помощи ей со стороны психологической среды. Одно из первых своих
теоретических и эмпирических исследований Левин посвятил обос-
нованию положения, согласно которому главными побудителями че-
ловеческого поведения являются потребности (и, соответственно, мо-
тивы и цели), а не ассоциации идей, как это считалось в ассоциатив-
ной психологии. Позднее феномен потребности в теории Левина об-
рел столь высокий статус, что превратился в основной элемент (факт)
того поля, коим является личность. Подобно тому, как под непосредс-
твенно внешним для субъекта полем Левин понимал не физическую,
а психологическую среду, так и здесь он имел в виду не биологические
потребности, а психологические — напряжение, возникающее в субъ-
екте, и стремление редуцировать его.
Поведение человека определяется его потребностями и целями.
Уровень трудности выбираемой цели Левин назвал уровнем притяза-
ний. Обнаружив, что этот уровень часто меняется, Левин и его учени-
ки достаточно много внимания уделили анализу этого процесса — его
основных характеристик (реальной и идеальной целей, уровней ожи-
даемых достижений и т.д.) и факторов, определяющих его (ситуаци-
онных, культурных, индивидуальных). Иными словами, уровень при-
тязаний человека исследовался как некая существеннейшая из его ха-
рактеристик, влияющих на эффективность его поведения.
Имея в виду анализ уровня притязаний, Левин как-то заметил, что
гештальтпсихология «экспериментально подтвердила правильность
адлеровских взглядов». «Переживание успеха и неудачи, как пра-
вильно подчеркивает Адлер, оказывают весьма заметное воздействие
на то, будет ли ребенок воодушевлен или обескуражен, а отсюда и на
его дальнейшие достижения… Хоппе показал, что успех и неудача за-
висят от моментального “уровня притязаний” и что этот уровень при-
тязаний в свою очередь связан со способностью индивида… несомнен-52
но уровень притязаний определяется исключительно способностью
индивида. Однако вследствие требований со стороны взрослых или
под влиянием успехов товарищей у ребенка может возникнуть такой
уровень притязаний, который явно выше (или ниже) его реальных
способностей. В результате может развиться чувство неполноценнос-
ти (или превосходства)…» (Lewin, 1935, с. 100).
Подчеркивая связь понятия «уровень притязаний» с идеями Ад-
лера, необходимо отметить, что Левин и его школа существенно про-
двинули вперед теоретические исследования самоутверждения, а
главное — его эмпирическое исследование. Если у Адлера последнее в
основном ограничивалось такой сравнительно пассивной формой, как
наблюдение, причем проводившееся на качественном уровне, то те-
перь стала преобладать такая активная и значительно более эффектив-
ная форма, как эксперимент, к тому же выполняемый с установкой на
количественный анализ. Левином и его учениками проводилось мно-
жество экспериментальных исследований (в частности таких феноме-
нов, как психологическое насыщение, замещение реального действия
воображаемым, уровень притязаний), направленных на проверку «об-
щего постулата о динамике напряжений в психологическом поле».
Все это имело огромное практическое значение. Например, знание
количественных показателей тех или иных особенностей личности
позволяло осуществить не только диагноз, но и прогноз лечения.
Однако не менее важна и другая сторона дела: проводимые на
базе предварительных теоретических предположений эксперименты
иногда в свою очередь давали основу для формирования новых тео-
ретических понятий и положений. Именно таким образом было уста-
новлено то, что можно назвать главным противоречием самоутверж-
дения: «Основная проблема уровня притязаний может быть сформу-
лирована как явное несоответствие между тенденцией устанавливать
все более высокие цели (т.е. желанием связывать себя трудными обя-
зательствами) и обычным представлением о том, что жизнь регулиру-
ется тенденцией избегать излишних усилий (принципом экономии)»
(Lewin, Dembo, Festinger, Sears, 1945, с. 356−357).
Достижение слишком легких целей не вызывает у человека ощу-
щение успеха. Однако в результате постепенного увеличения трудно-
сти целей это ощущение возникает и усиливается. Достигая уровня
трудности, соответствующего способностям личности, субъект по-
лучает максимум удовлетворения от успешного выполнения задач.
Выше находятся уровни, лежащие за пределами возможностей дан-
ной личности, а затем — и за пределами человеческих возможностей
вообще. Для Левина вывод о предпочтении личностью тенденции
выбирать более трудные цели был очень важным, поскольку объяс-53
нял те динамические силы, которые стимулируют развитие личности.
Оказалось, что на эту тенденцию влияет большое количество факто-
ров (прошлый опыт, групповые нормы, величина интервала между
предыдущими достижениями и уровнем притязаний, реалистичность
установок личности и т.п.).
На основе данных экспериментальных исследований стало воз-
можным осуществить качественное деление субъектов и способов са-
моутверждения (в плане их тактики). «Индивид, добивающийся успе-
ха, обычно ставит в качестве своей следующей цели нечто несколько
более высокое, чем его последнее достижение. Хотя в долговременной
перспективе он руководствуется своей идеальной целью, которая мо-
жет быть достаточно высокой, его реальная цель относительно следу-
ющего шага остается реалистически близкой к его настоящему поло-
жению. Напротив, индивид, не добивающийся успеха, имеет тенден-
цию к одной из двух реакций: он ставит себе очень низкую цель, часто
более низкую, чем его прошлое достижение… или ставит цель, намно-
го превышающую его возможности. Последний способ поведения бо-
лее распространен. Иногда результатом оказывается то, что принятие
высоких целей представляет собой просто жест без серьезного стрем-
ления к ним; в других случаях это может означать, что индивид сле-
по идет за своей идеальной целью, утрачивая способность видеть, что
возможно в настоящей ситуации» (Lewin, 1942, с. 59).
Преуспевающая и неудачливая личности актуализируют разные
стратегии самоутверждения личности. Интерпретируя Левина, мож-
но сказать, что самоутверждение нормальной личности происходит
благодаря умеренному, но постоянному повышению уровня притяза-
ний, благодаря реальным достижениям личности; при игнорировании
постепенности в этом процессе личность либо искусственно завыша-
ет свои притязания, одновременно завышая самооценку, самомнение,
превознося себя над другими людьми, либо неоправданно занижает
их, оценивая себя не очень высоко. На первый взгляд парадоксальным
оказывается полученный Адлером и Левином вывод, что при нормаль-
ном самоутверждении (конструктивном по Адлеру), осуществляемом
за счет конкретных достижений человека, стремление к превосходству
над другими как бы оттесняется на второй план сознания. И наоборот,
гипертрофия потребности в самоутверждении (уровня притязаний) —
особенно при недостатке способностей — вызывает деформации в мо-
тивационной сфере личности, где центральным становится желание
человека доминировать над другими, подчинять себе, властвовать.
Главные достоинства левиновской психологии породили ее глав-
ные недостатки. Во-первых, включение теории самоутверждения в
состав гораздо более обширной теоретической структуры дало ряд положительных результатов, в частности, позволило объяснить иско-
мый феномен, определить его место в системе других психических яв-
лений и т.д., и, в свою очередь, оградило Левина и его школу от иску-
шения абсолютизации и универсализации самоутверждения. Однако
это привело и к обратным эффектам — к его недооценке. Теория само-
утверждения зачастую выступала лишь в качестве вспомогательного
средства решения других проблем, явно считавшихся более важными
(например, проблем взаимоотношения психологического поля — ва-
лентных объектов и личности, напряжений, возникающих между
ними, потребностей человека и т.д.).
Во-вторых, увлечение количественным психологическим анали-
зом, которое было едва ли не главной отличительной особенностью
и главным источником достижений этой школы, иногда приводило к
заметному отставанию, а порой и к полному отказу от качественного
анализа. В интересующем нас отношении интерес к количественному
анализу результатов сказался и на существенном сужении угла зре-
ния исследователей. Основное внимание было уделено тому аспекту
самоутверждения личности, который поддается измерению, т.е. уров-
ню притязаний. Понятно, что при всей значимости этого аспекта, про-
блематика, связанная с ним, не исчерпывает собою всех сторон фено-
мена самоутверждения личности.
Все эти недостатки оказались свойственны и последующим психо-
логическим исследованиям проблемы самоутверждения личности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Гештальттеория личности: уровень притязаний и его измерение» з дисципліни «Самоствердження підлітка»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит вилученого капіталу
Методика розрахунку витрат
СТРУКТУРА ГРОШОВОГО ОБОРОТУ ЗА ЕКОНОМІЧНИМ ЗМІСТОМ ТА ФОРМОЮ ПЛАТ...
МАКРОЕКОНОМІЧНЕ РЕГУЛЮВАННЯ ІНВЕСТИЦІЙНОГО ПРОЦЕСУ
Графіка


Категорія: Самоствердження підлітка | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 982 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП