В ряде исследований показано, что сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осозна ется человеком цель, смысл деятельности Так, среди оканчивающих школу девочки чаще, чем мальчики, предполагают идти в вуз, и в значительной степени это связано с тем, что мальчики ожидают призыва в армию Неопределенность будущего снижа ет мотивацию учения, целеустремленность Наблюдалось резкое снижение успева емости и учебной дисциплины и у студентов, когда они со второго курса вуза призы вались в армию Так же ведут себя и взрослые, для которых будущая перспектива неясна уволят с работы или нет, переведут в другой отдел или не переведут и т д , желание работать в этом случае тоже снижается Реальность достижения цели создает для личности перспективу Перспектива, или, как говорил А С Макаренко, «завтрашняя радость», придает мотивам осо бенно сильный побудительный характер Но она должна быть непрерывной, с по стоянно возрастающими по трудности частными целями, поэтому целесообразно ставить перед собой и другими не только отдаленные, но и промежуточные, и близ кие цели Дело в том, что близость цели, равно как и наличие представления о конечных результатах деятельности, сильнее побуждают к достижению этой цели Это осо бенно подчеркивалось в «матетике», сторонники которой, ссылаясь на «градиент цели» С Халла, пытались перевернуть всю последовательность процесса усвоения начинали обучение с последнего действия, ведущего непосредственно к конечному результату, а затем только обучали действиям, все далее и далее отстоящим от него Подобный эксперимент проделали и в одном электротехническом вузе, где перво курсники не хотели учить физику, считая ее далекой от того, чем им придется зани маться в будущем — конструировать и совершенствовать телевизионные системы Тогда преподаватели решили идти другим путем на первых же занятиях студентам предлагали починить испорченный телевизор, те с удовольствием брались за дело, но отсутствие знаний по теоретической физике не позволяло им добиться успеха Осознав это, студенты стали серьезно относиться к лекционному курсу по физике В то же время длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» человека, к потере желания, интереса Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность Как часто, например, мы, желая почитать что-нибудь на сон грядущий, начинаем перебирать книги и в результате затянувшегося перебора вообще теряем интерес к чтению и отменяем свое намерение С позиции близости и конкретности цели можно понять и данные, полученные Н А Курдюковой (1997), изучавшей связь успеваемости с мотивами на приобре тение знаний и получение отметки в средних и старших классах школы Вопреки распространенному мнению, что учиться следует ради знаний, а отметки лишь отражают уровень овладения этими знаниями и являются вторичным побудите лем учебной деятельности, она выявила, что лучшая успеваемость была как раз у школьников, у которых мотив на отметку был выражен сильнее
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Наличие перспективы, конкретной цели» з дисципліни «Мотивація і мотиви»