щими избирательную кампанию необходимость изучения мотивов голосования и выбора того или иного кандидата. В нашей стране исследование этого вопроса толь ко начинается. В качестве одного из первых сошлюсь на работу Е. Б. Лабковской и О.А. Артеменко (1999). Среди внутренних источников мотивации, определяющих поведение избирателей, авторы выделили политическую активность, политическую веру, чувство гражданского долга, политическую идентификацию, а среди внешних факторов— политическую рекламу, деятельность «производителей социального давления», «эффект присоединения к большинству», нормативное регулирование выборов. Мне представляется, что следует различать мотивацию участия в голосовании и мотивацию выбора конкретного кандидата. Тогда к причинам, влияющим на первый вид мотивации, можно отнести политическую активность, чувство гражданского долга (внутренние мотиваторы) и политическую рекламу, «эффект присоединения к большинству» (внешние факторы), а к причинам, влияющим на второй вид моти вации (выбор конкретного кандидата), — политическую идентификацию, полити ческую веру (внутренние мотиваторы) и деятельность «производителей социально го давления» (агитаторов), как внешний фактор. Фактор политической активности человека отражает наличие у него потребнос ти в этой активности и меру его вовлеченности в политическую жизнь. Фактор по литической веры показывает, насколько избиратель доверяет политическим лиде рам, их программам. Лица, принимающие участие в выборах, верят в значимость своего голоса и, следовательно, в свое влияние на развитие политических процес сов на местном или государственном уровнях. Они верят, что представительный орган, который они избирают, надежен и способен к длительному существованию. Чувство гражданского долга выражает осознание своей принадлежности к госу дарству и обществу, которое мотивирует на реализацию «гражданского» поведения. По данным Е. Б. Лабковской и О. А. Артеменко этот мотиватор оказался наименее значимым для российского электората. А. В. Ермолин, исходя из представленной мною структуры мотива, рассматрива ет мотивы политического выбора следующим образом. 1. Потребностный блок (хочу, должен, привык голосовать). 2. Блок «внутреннего фильтра» (могу голосовать, предпочитаю данного кандидата, прогнозирую последствия выборов и т. д.). 3. Целевой блок (голосую, чтобы жизнь изменилась к лучшему и т. д.). У «голосующих сердцем» роль «внутреннего фильтра» сужена, они не утруж дают себя анализом политических и экономических программ кандидатов. Имен но на эту часть электората направлены усилия специалистов в области public relation, которые для формирования мотивов политического выбора используют войну компроматов через средства массовой информации, подкуп избирателей, временное улучшение их социально-экономического положения в конкретном округе и т. д.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «МОТИВАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ВЫБОРА ИЗБИРАТЕЛЯМИ» з дисципліни «Мотивація і мотиви»