Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников
Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников изучены Л. А. Головей (1996). Ею выделены четыре этапа. На первом этапе, в воз расте 12-13 лет, профессиональные интересы характеризуются высокой изменчи востью, слабо интегрированы, не связаны с психологическими особенностями личности и являются в основном познавательными. На втором этапе, в 14—15 лет, отмечается тенденция к большей сформированности профессиональных интере сов, их интеграции, включенности в общую структуру индивидных и личностных особенностей. На третьем этапе, в возрасте 16-17 лет, усиливается интеграция профессиональных интересов и в то же время возрастает их дифференцирован- ность в соответствии с полом; имеет место объединение познавательных и профес сиональных интересов, усиливаются связи последних с индивидуально-психоло гическими свойствами. Четвертый этап относится уже к юношам, выбравшим про фессию, т. е. связан с начальной профессионализацией. Происходит сужение познавательных интересов, определяемое сформировавшейся профессиональной направленностью. Зарубежные авторы в профессиональном самоопределении выделяют три этапа: фантазийный выбор (от 10 до 13 лет), период поисков (14-16 лет) и реальный выбор (17 лет и старше). В. И. Журавлев (1983) показал, что внешкольная социальная среда не является для учащихся референтным основанием для выбора профессии. Она скорее выпол няет роль источника информации, на основе которой осуществляется профессио нальный выбор. К сожалению, учителя в этом деле тоже оказываются плохими по мощниками. Таким образом, решающая роль принадлежит интересам школьников либо родителям, по совету или настоянию которых выпускники школ поступают в то или иное профессиональное учебное заведение. Большое значение имеет престижность того или иного рода деятельности в кон кретных социальных условиях. В 30-60-х годах в нашей стране высокий престиж имели военные, инженерные профессии, в 70-80-х годах — гуманитарные, в 90-х — коммерческая деятельность, работа в сфере обслуживания, профессии бухгалтера, экономиста, юриста, переводчика, социолога, психолога. Поданным Д. И. Фельдштейна, выбор престижных профессий у школьников раз ного возраста (от 10 до 15 лет) превалирует и встречается от 50 до 70% без замет ной возрастной динамики. В то же время с возрастом растет интерес подростков к массовым рабочим специальностям (с 12 до 25%). Л. А. Головей (1996) выявила в формировании профессиональной направленно сти роль индивидуально-психологических особенностей личности: интеллектуаль ных, психомоторных, эмоциональных. К окончанию школы тип направленности ока зывается уже достаточно сформированным. Правда, как это ни парадоксально, это мало влияет на готовность выпускников к выбору профессии. По данным Л. А. Голо вей, у 75% школьников отсутствует четкий профессиональный план, они обнару живают низкую активность в выборе профессии. Степень уверенности в выборе хотя и возрастает от подростков к юношам, но в целом невелика.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возрастные этапы становления профессиональных интересов школьников» з дисципліни «Мотивація і мотиви»