Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. сознательные действия, чрезвычайно трудно. Альбрехт Пейпер писал: «Мы от казываемся судить о содержании сознания грудного ребенка; последнее недоступно исследованию; невозможно установить, когда именно у растущего ребенка появля ется сознание. Ведь единственным способом узнать об этом является самонаблюде ние, а его в первый год жизни не существует». И еще: «Поэтому невозможно избе жать грубых ошибок, когда грудным детям приписывают субъективную среду взрос лого, что часто имеет место» (1962, с. 468). Все это так. И все же трудно представить себе, что на протяжении целого перво го года ребенок живет как существо, активность которого проявляется только по типу стимул-реакция. Так. ребенок трех месяцев кричит во время подготовки к кормлению, поскольку ожидание для него непереносимо; однако к концу года в той же ситуации он может смеяться, предвосхищая удовольствие. Речь, следовательно, должна уже идти об эмоционально положительном переживании потребности в связи с восприятием предмета и условий удовлетворения потребности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПЕРИОД МЛАДЕНЧЕСТВА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»