ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Мотивація і мотиви

ОСОЗНАВАЕМОСТЬ МОТИВА
Вопрос об осознаваемости мотива, как и многие другие, относящие­
ся к проблеме мотивации, до сих пор не получил однозначного решения. Во многом
это связано с неодинаковым пониманием сущности мотива. В определенный пери­
од мешали этому и идеологические барьеры. Как отмечает Л. И. Божович, долгое
время в советской психологии и педагогике считалось одиозным обращаться для
объяснения тех или иных поступков человека к его бессознательной сфере. Поэто­
му говорить о бессознательности побуждений и мотивов было нельзя. Между тем
И. П. Павлов писал: «Мы отлично знаем, до какой степени душевная психическая
жизнь пестро складывается из сознательного и бессознательного». Большим недо­
статком современной ему психологии он считал именно то, что она ограничивается
изучением лишь сознательных психических явлений. Психолог, по его образному
выражению, оказывается в положении человека, который идет с фонарем в руке,
освещающим лишь небольшие участки. «С таким фонарем, — замечает И. П. Пав­
лов, — трудно изучить всю местность» (1951, с. 105).
В 70-е годы отношение к бессознательному в нашей психологии изменилось. Ста­
ли говорить и о неосознаваемых мотивах (Л. И. Божович, В. А. Иванников,
М. В. Матюхина, В. С. Мерлин, А. Н. Леонтьев, М. Оссовская [М. Ossowska, 1949])
наряду с осознаваемыми. А. Н. Леонтьев, например, писал, что, в отличие от целей,
мотивы актуально не осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные дей­
ствия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета о мотивах, которые их
побуждают. Правда, при этом он замечает, что мотивы не отделены от сознания, но
представлены в нем в особой форме — эмоциональной окраски действий. С. Л. Ру­
бинштейн трактует неосознанные действия не как явления, совсем не представлен­
ные в сознании, а как явления, которые не получили более или менее широкой смыс­
ловой связи с другими побуждениями, не были соотнесены, интегрированы с ними.
М. В. Матюхина (1984) утверждает, что мотивационные явления могут иметь раз­
ный уровень осознания, от глубоко осознанных до неосознаваемых непроизволь­
ных побуждений; но она же пишет о малоосознанных побуждениях, наименее осоз­
наваемых мотивах (но все же осознаваемых!), противопоставляя им осознанные.
Эти добавления авторов, их разъяснения весьма существенны, так как свидетель­
ствуют о том, что неосознавание мотива понимается все-таки как малое осознава-
ние и что осознание мотива может происходить в различной форме (о чем уже гово­
рилось в главе 2, когда речь шла об осознании нужды) и на различных уровнях пси­
хики. Иначе трудно понять, как мотив одновременно может и осознаваться, и не
осознаваться.
Не очень логично говорить и о том, что школьники осознают далеко не все мо­
тивы учения и что осознание этих мотивов происходит постепенно в процессе воз­
растного развития и овладения учебной деятельностью (Л. И. Божович и др., 1976).
Очевидно, речь идет о том, что школьники еще не понимают социальной значимос­
ти учения или не придают ей значения. Но раз это так, то эта значимость и не по­
буждает их к учению, т. е. не является мотивирующим фактором. Как говорил Об­
ломов: «Я не могу хотеть того, чего не знаю».

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ОСОЗНАВАЕМОСТЬ МОТИВА» з дисципліни «Мотивація і мотиви»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Технічні засоби для організації локальних мереж типу ETHERNET. Пр...
Аудит реалізації сільськогосподарської продукції
ПОПИТ НА ГРОШІ
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ
ЕТАПИ ПЛАНУВАННЯ НОВОГО ПРОДУКТУ


Категорія: Мотивація і мотиви | Додав: koljan (20.02.2012)
Переглядів: 745 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП