Новый этап изучения детерминации поведения начался в конце XIX века в связи с появлением учения Зигмунда Фрейда (S. Freud, 1895) о бессознательном и влечениях человека. Он придавал решающую роль в организации поведения бессознательному ядру психической жизни, образуе мому мощными влечениями. В основном сексуальными (либидо) и агрессивными, требующими непосредственного удовлетворения и блокируемые «цензором» лич ности — «Сверх-Я», т. е. интериоризированными в ходе социализации индивида со циальными нормами и ценностями. Если у У. Джемса мотивация в решающей степе ни связывалась с сознательным принятием решения (с учетом многих внешних и внутренних факторов), то у 3. Фрейда и его последователей в детерминации поведе ния решающая роль отводилась бессознательному, подавление побуждений которо го со стороны «Сверх-Я» приводит к неврозам. В этом же направлении разрабатывал свою теорию и У. Макдауголл (W. McDougall, 1923), который считал, что у человека имеется восемнадцать ин стинктов. Он выдвинул «гормическую» концепцию, согласно которой движущей силой поведения, в том числе и социального, является особая врожденная (инстин ктивная) энергия («горме»), определяющая характер восприятия объектов, создаю щая эмоциональное возбуждение и направляющая умственные и телесные действия организма к цели. Каждому инстинкту соответствует своя эмоция, которая из крат ковременного состояния превращается в чувство как устойчивую и организованную
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Психоаналитические теории мотивации» з дисципліни «Мотивація і мотиви»