С точки зрения закономерностей научения можно сказать, что если действие (поведение) сочета-ется с отрицательными переживаниями, то оно сдерживается и при достаточно частом повторении данных ситуаций подавляется или полностью вытесняется, если сдерживание стало привычным. Если же образ сочетается с отрицательными переживаниями, то он сам при достаточно частом повторении приобретает способность вызывать эти переживания, являющиеся реминисценциями эмоциональной памяти, т.е. воспроизведениями переживаний, которые были ранее связаны с этими образами. Если вдуматься в сказанное, то можно наметить пути извлечения пользы из наших страданий. Какая это может быть польза? «Наши дети нас не понимают и ведут себя черство по отношению к близким, потому что им все легко дается»,— говорят некоторые. За этим высказыванием кроется представление о том, что для того чтобы понимать страдания других, надо самому пережить страдание. Против этого нечего возра-зить. Это верно. Однако оттого, что человек страдает, он не становится обязательно хорошим, а тот, кто не страдает,— плохим. Способность понимать страдание другого человека может быть основой как альтруизма, когда мы ориентированы на то, чтобы снизить страдание другого, так и садизма, ко-гда мы получаем удовлетворение от того, что причиняем и увеличиваем страдание другого. Эти сади-стические наклонности находят оправдание и рационализацию в том, что этого другого мы начинаем рассматривать в качестве врага, которому следует причинять страдания. Мы не будем вести здесь разговор о том, хорошо или плохо страдание само по себе. Наш вопрос — как извлечь пользу из страдания для самовоспитания, самопознания и формирования в себе определенных черт. Ни одно переживание не проходит бесследно. Это верно и для отрицательных переживаний. Если вы получили на экзамене двойку, то ваше самосознание может работать в различных (216:) направле-ниях. Например, можно объяснять неудачу случайным стечением обстоятельств: «несчастливый би-лет достался», «экзаменатор придрался» (так как у него дома «неприятности и он ищет, на ком бы выместить зло»). Такого рода рационализация дает некоторое успокоение, но пользы для самовоспи-тания в этом нет никакой. Такого рода защитные объяснения своих неприятностей вредны, так как не ориентируют нас в будущем развивать соответствующий уровень активности и прилежания. Эти объяснения усиливают «внутреннюю трусливость» нашего самосознания, которое не может признать подлинные причины неудачи в разгильдяйстве и пренебрежении ведущей деятельностью. Все наши защитные механизмы, как внешние, так и внутренние, имеют целью или избавиться от страданий, или уменьшить их действие. Но они неэффективны потому, что не устраняют источника страдания. Если мне очень неприятно, что я потерпел неудачу, то как бы я ни объяснял эту неудачу, все равно моя способность страдать от неудачи не уменьшится, пока я не научусь контролировать свое желание успеха, пока не выработаю тот уровень личности, когда можно сказать о себе, что «я равнодушен к успеху и неудаче». Может показаться, что это невозможно, но на самом деле тот, кто достиг внутреннего согласия, как раз прежде всего достиг его за счет именно саногенного размышле-ния над успехом и неудачей. Но было бы неверно отказаться от психической защиты, считая ее неэффективной. Если умствен-ная защита включилась и я начинаю думать, что на экзамене со мной были несправедливы, то лучше всего не подавлять эту мысль, а подумать: почему я так думаю? Подчас мы виним в своих неприятностях других. Это стремление нам присуще, можно сказать, от природы. Я наблюдал белых крыс в клетке, которые были дружелюбны только до определенного мо-мента, пока по сеточке, лежавшей на полу клетки, не стали пропускать слабый ток, достаточный для того, чтобы у крыс возникли неприятные ощущения. Через какой-то промежуток времени эти крысы стали вести себя злобно и начали нападать друг на друга безо всякой видимой причины. Страдание, которое возникло без причины, трансформировалось в агрессию, направленную против ни в чем не повинных членов этого маленького сообщества. Психологи такую агрессию называют респондент-ной, т.е. направленной не против подлинного источника страдания, а против членов своего сообщест-ва. Не вдаваясь в причины такого направления агрессии, мы можем сделать вывод о том, что это по-ведение неконструктивно и вредно, так как увеличивает страдания. Подчас и мы так же ведем себя в состоянии страдания, становимся агрессивно-раздражительными, чувствительными к любому изменению нашего окружения или впадаем в подавленное состояние. Мы зачастую ищем причину наших страданий в близких, и нам всегда удается найти признаки, которые можно (217:) истолковывать как причины, приведшие к кризису, конфликту, страданию. Слабость духа проявляется и в том, что мы не в состоянии не только извлечь пользу из страдания, но и даже сохранить прежнее положение, т.е. не причинять нового вреда себе и другим. Однако при объектив-ном рассуждении всегда можно обнаружить, что причиной наших неприятностей являемся мы сами или в крайнем случае обстоятельства, но не другие люди. Однако нам что-то мешает думать подоб-ным образом. Что же мешает? Конечно, уже известные вам механизмы психологической защиты. В общем плане ответ на по-ставленный в заголовке вопрос звучит так: чтобы извлечь пользу из наших страданий, нужно понять их действительные объективные причины, как правило, кроющиеся в нас самих, а не в чем-то другом. Я с удивлением замечаю, что большинство курильщиков, пожелавших бросить курить, как прави-ло, получили жестокое предупреждение. Пережитые страдания или ожидание новых страданий, вы-званных разрушенным здоровьем, побуждают их на героизм борьбы с курением, которую они чаще всего ведут варварскими приемами глобального насилия над самими собой, а не только над «челове-ком привычки». Ожидание немедленного возмездия за пренебрежение какими-либо своими обязан-ностями по отношению к нашему телу или делу часто делает нас удивительно активными и способ-ными на значительные усилия: мы аккуратно посещаем зубного врача, делаем гимнастику, соблюда-ем диету, поддерживаем хорошие отношения с коллегами, которые «включены» в нашу жизнь и мо-гут на нас влиять отрицательно, и многое другое. Но в целом наши страдания могут оказаться бесполезными, если мы не в состоянии извлечь из них определенной коррекции нашего поведения. Жизненные неприятности всегда сигнал, что в нас что-то не так, как должно быть. Если мы понимаем эти сигналы и соответственно изменяемся, то страдания приносят нам пользу. Если же причины наших неприятностей мы ищем в ком-то другом, скажем, в родителях, учителях, товарищах или других людях, то в этом случае мы отделяем эти причины от себя и данное страдание теряет свой воспитательный заряд. Если же это отделение имеет изрядную долю враждебности к тем, кому мы приписываем причины неприятностей, то мы уподобляемся крысам, о которых я рассказал ранее. Ни один такой акт приписывания причин не проходит для нас бесследно. Если агрессивная ус-тановка к «носителям причин моих страданий» получает достаточно частое подкрепление, то форми-руется паранойяльная установка к окружению, в результате чего мы начинаем думать, что мир на-полнен злом и враждебными нам людьми. Такие мысли приводят каждого к состоянию постоянной вражды с другими, войны, в которой бывают только временные перемирия. Поскольку в человеке аг-рессия и враждебность принимают подчас утонченные и скрытые формы, то эта установка может длительно (218:) существовать тайно и скрыто от самого человека и других людей, что препятствует своевременному прекращению ее роста. Поэтому главный и столбовой путь извлечения пользы из наших страданий— это поиски их действительных причин, которые лежат в нас самих. Если меня укусила собака, то причиной этого может быть разгильдяйство ее хозяина, позволяющего своему злобному Полкану гулять без ошейника. Но для меня более правильным будет думать о себе: «Не шляйся там, где гуляют бродячие собаки!» Или: «Не веди себя по отношению к собакам, бегающим без намордника, агрессивно, так как они это чувствуют. Ведь Полкан мог бы укусить кого угодно, но он почему-то выбрал меня, и это нельзя объяснить только случайностью»; «В том, что эта рана долго болела после укуса, виноват я сам, так как слабо забочусь о своем здоровье». Я выбрал самый аб-сурдный пример для того, чтобы показать, что и в этом случае можно извлечь хоть маленькую пользу из неприятности, которая произошла с вами совершенно случайно. А о причинах, лежащих в основе ссоры с другом, гораздо легче правильно думать, так как они-то лежат именно в вас, а не в поведении других. «А как быть тогда с подлинными причинами, создающими неприятности? Ведь если мы будем от-носить их только на самих себя, то подлинные виновники будут действовать безнаказанно и зло в наших отношениях будет усугубляться,— возразил мне один из слушателей на лекции по самовоспи-танию.— Ваша установка невольно приводит к примирению со злом, и здесь что-то попахивает тол-стовством». Я ему ответил, что то, что я думаю о причинах страдания, может быть неизвестным но-сителям подлинных причин неприятностей. Я так думаю для себя, для самовоспитания. А действо-вать я должен в соответствии с установленным в коллективе порядком. Я могу испытать огорчения и понимать подлинную причину того, почему с моей лекции ушли студенты. Я знаю, что очень плохо прочитал лекцию и они в гневе ушли с нее. Если я буду думать подобным образом, то мне придется заняться собой, чтобы научиться читать лекцию хорошо. Я должен извлечь для себя пользу из этих неприятных переживаний. Однако я все же пишу докладную декану и настаиваю, чтобы эти студенты были наказаны за своеволие, так как согласно инструкциям они не должны таким образом выражать свое недовольство, нарушать порядок. Это необходимо для того, чтобы студенты поддерживали по-рядок в вузе, а не разрушали его. Однако если бы я стал считать, что студенты плохие и не смогли меня, такого умного, понять, то тем самым я своими руками уничтожил бы возможности своего са-мовоспитания и профессионального самосовершенствования. Аналогично обстоит дело и во многих случаях, которые дают нам повод для обнаружения нашей зрелости и способности извлечь пользу из неприятностей, случающихся и не по нашей вине. Наше рассуждение в этом параграфе можем завершить максимой: ищи причины своих неприятно-стей в себе, а не в других, (219:) постарайся понять их действительную причину, научи себя тому, чтобы эти неприятности не повторились. Чтобы свободно следовать этой простой максиме, нужно придерживаться ненасильственной пара-дигмы, так как насилие прежде всего поддерживается не насилием над самим собой, а насилием над другим. Если поведение другого не соответствует нашим ожиданиям, то первым импульсом совре-менного человека является стремление наказать этого другого. Поэтому поиски причин своих непри-ятностей и страданий в других полностью соответствуют идее первой, насильственной парадигмы. Это симптом вашего неблагополучия на пути индивидуации и самосовершенствования. Научившись извлекать пользу из наших радостей и неприятностей, мы в состоянии реализовать поставленную перед собой программу самовоспитания. Но каждый из нас не мыслит самосовершен-ствования без развития своих способностей. Но прежде чем перейти к разговору о способностях, мы обратим внимание читателя на одно ко-ренное свойство поведения, без знания которого трудно правильно судить о способностях.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как извлечь пользу из страданий?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»