Часто родители слышат от учителей следующую характеристику сына или дочери: «Мальчик (де-вочка) способен, но неусидчив, ленив, а мог бы учиться хорошо». Многие думают о себе подобным же образом: «Стоит мне захотеть, как я это сделаю. Но мне этого не хочется». Вера в то, что в нас есть возможности, которые проявятся, стоит нам этого только захотеть, держится долго, но потом ис-тощается, и мы перестаем думать подобным образом. Некоторые психологи говорят, что такой спо-соб мышления суть не что иное, как самооправдание своего нежелания или неспособности. Однако это не совсем так. Действительно, если мы сильно чего-то захотим, то своего добьемся. Когда гово-рят, что талант— это прежде всего труд, то часто забывают о том, что творческий труд имеет своей основой желание труда. Но как захотеть? Если мы не хотим этого делать, но сознательно заставляем себя делать это, то мы применяем на-сильственную парадигму управления, какими бы соображениями не прикрывали это принуждение. Люди выработали много слов для маскировки насилия: «ответственность», «необходимость», «долг» и многое другое. За долгом и ответственностью скрывается насильственная парадигма. Только подра-зумевается, что наказание будет не палочное, а угрызениями совести, чувством вины или стыдом. Но, как мы уже убедились раньше, от замены одних неприятных переживаний, возникающих вследствие недеяния, на другие, более респектабельные, суть не меняется. Я имею в виду суть парадигмы, хотя для нас большая разница: или меня за недеяние будут бить палками, как китайца в X веке, или будут штрафовать, или подвергнут остракизму, или от меня уйдет жена, или вынесут выговор. Надо хотеть, а не бояться недеяния. Хотеть делать. Поэтому важно понять, как порождается желание что-то де-лать. Наши переживания удовлетворенности или неудовлетворенности кроются в удовлетворении или неудовлетворении потребностей. Чем сильнее потребность, тем больше наслаждение от ее удовле-творения. Однако чем сильнее потребность, тем сильнее и страдание от ее неудовлетворенности. По-этому желание захотеть что-то может быть реализовано только в том случае, если это действие связа-но с удовлетворением какой-то потребности. Поэтому если мы знаем свои потребности, то нам не-трудно испытывать радость в деятельности, удовлетворяющей их или хотя бы как-то связанной с ни-ми. Мы знаем, что если дело (например, безразличное для вас) осуществляется в окружении людей, которые вам нравятся, то в нем начинает удовлетворяться определенная потребность (в данном слу-чае потребность в общении) и это дело само становится приятным. Поэтому можно вывести простое правило: если ты хочешь заняться чем-то, то подумай, какого рода удовольствия могут быть полу-чены в ситуации исполнения (199:) этого дела. По законам научения эти «приятности» постепенно распространяются и на дело, которое вначале не было привлекательным. И обратно: если ранее при-ятное занятие странным образом начинает сочетаться с неприятными переживаниями, то посте-пенно это занятие становится неприятным. Я часто имею дело со студентами и учащимися, жалующимися на то, что им очень неприятно за-ниматься каким-либо делом, которое они должны исполнять. При анализе этих жалоб не было ни од-ного исключения из сформулированных правил. Всегда я находил, что это дело, например учение, было связано с ситуациями, порождающими неприятные переживания. Накопление этих пережива-ний со временем образовало эмоциональный барьер, через который не так-то легко прорваться даже при желании. Учащийся, вставший на путь самовоспитания, должен ответить на вопросы: что же в этой ситуа-ции вызывает плохие переживания, которые переносятся на данное занятие? Что мне мешает наслаж-даться познанием? Каждый без труда найдет ответ на этот вопрос, если он действительно обусловлен ситуацией. Если же мы не можем найти ответа, то начинаем думать, что нам не нравится сама дея-тельность. Говорят: «Мне не нравится эта работа». А при ближайшем рассмотрении оказывается, что плохие переживания возникают вследствие общения с людьми, включенными в трудовую ситуацию, их отношения к тому, что я делаю. А может быть, начальник чем-то мне напоминает моего отца, ко-торого я боялся и ненавидел, что заставляет меня предполагать, что в основе отвращения к работе лежит не изжитый Эдипов комплекс. Может быть и что-то другое. Но если я не познаю причины мое-го отрицательного отношения к работе, то не смогу улучшить свое отношение к ней. Если же я опро-метчиво сменю ее, то где гарантия, что на новом месте не будет хуже и к моему комплексу не приба-вится еще кое-что, о чем я не имел представления. Я не могу из-за ограничений объема подробно разбираться в том, почему что-то «не нравится де-лать». Моя задача сейчас проще: нужно ответить на вопрос, как сделать так, чтобы мне это хотелось делать. И ответ этот состоит не в том только, чтобы избавиться от отрицательных переживаний, от-бросить свои комплексы и плохое отношение к делу. Это сделать почти невозможно без созидания радости, которая сопровождала бы дело. И эта радость зависит как от нас самих, так и от людей, с ко-торыми мы имеем дело. С возрастанием радости постепенно отпадают, разрушаются и эмоциональ-ные барьеры. Выше мы подробно описали сущность радости и удовольствия. Теперь имеет смысл применить эти знания к пониманию того, как сделать так, чтобы мое дело или отношение мне нрави-лись. Сначала поставим наш вопрос прагматически:
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как сделать так, чтобы это мне понравилось?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»