ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Сходження до індивідуальності

Мотивационное выражение потребностей
Мы уже знаем, что наши потребности выражаются в различных образах. Но образ образу рознь. Одно дело — образ дерева на лужайке, под которым мы после прогулки вкусно поели, и другое дело — образы пищевых объектов, обладающих необыкновенной притягательностью для голодного чело-века. Первый образ как будто нейтрален к нашим влечениям, он может только напомнить о том, что мы вкусно поели, и усилить пищевые импульсы, если мы хорошо помним об этой ситуации. Другое дело — образы, связанные с удовлетворением определенной потребности. Эти образы, побуж-дающие нас к определенному поведению и отражающие объекты удовлетворения потребности, получили в психологии название мотивов. Например, для пищевой потребности — это пищевые ситуации, для потребности в достижениях — образ успеха и обстоятельств, которые привели к нему, для потребности в престиже — результаты нашего поступка, вызвавшего похвалу или признание со стороны значимых для нас людей.
Откуда возникает побуждающий характер этих потребностных мотивов-образов? Можно ли в ка-честве побудителя нашего поведения рассматривать эмоции и чувства, которые мы переживаем в данный момент? Нет, нельзя. Если на минуту представить, что мы пережили все удовольствия, кото-рые связаны с удовлетворением какой-либо потребности, то она просто будет удовлетворена, и по-буждающий характер мотивов-образов, представляющих объекты данной потребности, исчезнет. По-этому психологи часто удивляют читателя, утверждая, что эмоции не могут быть мотивами пове-дения. Побуждающий характер образов состоит не в том, что они вызывают конкретное пережива-ние, а в том, что они вызывают предвидение определенных переживаний. Именно это ожидание переживаний удовлетворения, а не само по себе удовлетворение создает импульс к достижению цели.
Это предвосхищение переживания удовлетворения возможно только в том случае, если в нашем опыте уже было такое переживание. Чем сильнее оно было в прошлом, тем больше (64:) побуждения к действию создает его предвосхищение, или, как говорят психологи, тем сильнее мотивация поведе-ния. Поэтому чем больше удовольствия мы получили от удовлетворения конкретной потребности в прошлом, тем сильнее мотивация, которая создается предвосхищением этих переживаний. Поэтому сила желания зависит еще и от силы нашего воображения, прогностической способности нашего ума. В советской психологии это принято называть опережающим отражением.
Каждый из нас находится между Сциллой и Харибдой: чем в большей степени мы стремимся к определенным удовольствиям, тем в большей степени их предвосхищение вызывает побуждение ис-пытать их еще раз или пережить страдание неудовлетворения. Ничего не поделаешь, каждый из нас должен выработать оптимальную линию поведения. Если я стремлюсь получить как можно больше пищевых удовольствий от пищи, которая мне противопоказана врачами, то тем труднее мне будет соблюдать диету. При данной линии поведения попытки подавить свою потребность потребуют ге-роических усилий, которые в конце концов окажутся тщетными. Тот, кто это знает, не может не со-гласиться с тем, что, с одной стороны, бессмысленно управлять потребностями путем простого их подавления, а с другой — потворствовать им, повышая удовольствия от удовлетворения реально или в воображении.
Итак, наши потребности осознаются в виде конкретных побуждений-мотивов к определенным объектам, обстоятельствам и деятельностям, в которых они удовлетворяются. Эти мотивы образуют мотивационный синдром потребности, т.е. некоторое устойчивое множество моти-вов, которые черпают свою энергию из удовлетворения данной потребности и его предвосхищения. Когда я думаю, что стараюсь учиться лучше для того, чтобы стать компетентным, принести больше пользы Родине, конкретному делу, получить хорошую оценку, похвалиться своими успехами перед теми, кто мне нравится или чьим мнением дорожу, поступить в институт или приобрести хорошую специальность, то все эти мотивы моей учебы представляют одну фундаментальную мою потреб-ность, а именно потребность в достижениях.
Аналогично организованы другие наши потребности, но может получиться так, что один мотив может возбуждаться и от одной и вместе с тем от другой потребности. Например, мотив поступления в институт наряду с потребностью в достижениях выражает и потребность в повышении социального статуса. Поэтому самопознание должно научить нас видеть за нашими влечениями и мотивами те фундаментальные потребности, которые и создают активность поведения.
Фундаментальных потребностей немного, и всегда есть шанс овладеть каждой из них. Но по-скольку они входят в качестве составляющих в большое многообразие потребностей, то овладение фундаментальными потребностями повышает способности нашего Я контролировать любую потреб-ность. Йоги установили, что (65:) тот, кто начинает контролировать потребность в дыхании, приобре-тает силу и власть над другими потребностями, так как дыхание символически связано с ними, на-пример с потребностью жизни, безопасности, с потребностью быть бессмертным. Овладевший своей потребностью в достижениях устраняет страх неудачи, которая связана у современного человека с огромным числом желаний. Не зря автор Бхагавад-Гиты наделяет мудреца равнодушием к успеху и неудаче. В овладении потребностями важно правильно пользоваться ее идеей и словами. Не каждый из нас может похвастаться правильностью словоупотребления в психологическом смысле, а не толь-ко в грамматическом.
Поскольку мы пользуемся речью, то все психические образования отражаются в речевой форме. Поэтому большинство наших мотивов выражается в виде ответа на вопрос: ради чего я поступаю определенным образом? Любое наше поведение мы можем как-то объяснить: «Я стараюсь учиться или работать лучше для того, чтобы…» Вместо многоточия здесь можно подставить самые различ-ные мотивы нашего поведения.
Но так как наше поведение может побуждаться различными потребностями, то объяснение собст-венного поведения и поведения других представляет сложную проблему. Мы часто недостаточно хо-рошо понимаем внутренние пружины, которые движут нами. Поэтому после того как мы поняли уст-ройство мотивов, в которых нами потребность осознается, у нас есть возможность более основатель-но заниматься самоанализом.
Так как любое поведение «обрастает» мотивами, то возникает сложная система их взаимодейст-вия. Все дело в том, что не только мы сами пытаемся осознать свои мотивы, но и другие стремятся понять наши мотивы, чтобы лучше предвидеть наше поведение и корректировать в связи с ним свое поведение. Поэтому не только я сам приписываю себе определенные мотивы, но в то же самое время мне приписывает мотивы тот, кто в данный момент со мной имеет дело. Вполне может случиться так, что вы критикуете товарища на собрании, для того чтобы обратить его внимание на его недостатки, а сам товарищ думает, что вы делали это потому, что завидуете его успеху. Как видит читатель, когда дело касается мотивов, то сразу все, что было ясным, усложняется. А если подумать серьезно: почему все-таки вы стали его критиковать? Может быть, он прав? А может быть, ни он, ни вы не правы, а подлинный мотив иной, в котором вы не можете себе признаться. Женщина жаловалась на приступы гнева, который чаще всего направлялся против дочери. Этот гнев, по ее мнению, был направлен на то, чтобы освободить дочь, которую она любит, от недостатков и сделать ее более воспитанной. Пси-хоанализ же по казал, что она завидует дочери, и эта зависть вызывала приступы гнева в ситуациях, когда у дочери в чем-то было лучше, чем у матери. «Когда я была в ее возрасте, у меня не было таких благ и обо мне никто так не заботился!» Если принять во внимание также и то, что дочь была похожа на отца, который ушел из (66:) семьи, ненавидимый матерью этой девочки, то станут понятны под-линные мотивы приступов гнева. Осознание мотива всегда облегчает саморегуляцию поведения. Ко-гда эта женщина осознала свои подлинные мотивы, которые она сама набралась духу назвать «мерз-кими и низменными», «приняла» себя, ее поведение стало более упорядоченным, как она сама сооб-щила спустя некоторое время. Кажется противоречивым, как может человек признавать у себя нали-чие плохих черт и одновременно «принимать» себя. На самом же деле это противоречие возникает только в том случае, когда человек считает себя «только хорошим» и отрицает наличие плохих черт. Когда же он себя принимает хорошим и плохим, умным и глупым, в целостности положительных и отрицательных черт, он снимает это противоречие. Однако для этого требуется мужество. Поэтому чем вы честнее перед собой, тем глубже можете проникнуть в самого себя и правильно понять собст-венные мотивы. Правда, психологи говорят, что процесс осознания собственных мотивов очень силь-но искажается нашим бессознательным и результаты этой коррекции не всегда могут быть правильно осознаны.
Но как бы дело ни обстояло, мотивы придают смысл нашему поведению. В самом деле, если бы не было мотивов, то как я смог бы себе объяснить то, что критикую товарища, который на меня обидел-ся. Мысль о том, что, критикуя его, я работаю ему на пользу, оправдывает меня перед законом друж-бы и придает смысл моему в общем-то неприятному действию, в котором я, может быть, удовлетво-ряю свое чувство враждебности к нему, вызванное завистью. Такой ход мотивов, который встречает-ся достаточно часто, психологи называют рационализацией. Этим словом обозначается простое самооправдание. Отец, который решил выпороть своего сына за двойку и неприятное замечание учи-теля на родительском собрании, оправдывает себя: «Я из него человека сделаю! Меня пороли, и ни-чего плохого от этого не случилось. Вот какой я вырос. Уважаемый человек». Такое объяснение вполне его устраивает, так как ему было бы невыносимо признать, что выпорол сына потому, что ему надо было выместить на ком-то свою агрессивность, накопившуюся во время критики на родитель-ском собрании.
Этот процесс рационализации может происходить без умысла, непроизвольно. Психологи утвер-ждают, что рационализация — лишь один из механизмов психологической защиты Я, которые проте-кают большей частью бессознательно. Далее мы подробнее остановимся на этом. Но уже сейчас чи-татель может сделать вывод о том, что самопознание не может пройти мимо того, как мы сами объ-ясняем свое поведение, ради чего мы совершаем те или иные поступки.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Мотивационное выражение потребностей» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Аудит платежів за ресурси
Графіка
Банки в ролі андеррайтерів
Врахування матеріальних і нематеріальних грошових потоків
ВАРТІСТЬ ГРОШЕЙ


Категорія: Сходження до індивідуальності | Додав: koljan (19.02.2012)
Переглядів: 799 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП