Спросите любого из нас, какие качества мы хотели бы иметь, и мы не затруднимся с ответом. Лег-кость решения этой сложной задачи — кажущаяся. Она происходит от уверенности в значении того, что большей частью мы плохо знаем. Черты, которым мы придаем значение, при ближайшем рас-смотрении и анализе оказываются иными и вовсе не значимыми. Поэтому невозможно правильно оп-ределить цели самовоспитания, пока мы не будем ясно представлять, чего хотим от себя. Каждый занимающийся определенным делом должен ясно определить цели своей деятельности. Это нам помогает организовать все действия, необходимые для ее достижения, способствует вовле-чению других в достижение общей цели, позволяет контролировать работу по получению конечного результата. Это верно для любой деятельности. В работе по самовоспитанию важно знать, какие ре-зультаты должны быть получены в итоге. Каков я есть сейчас, каким я должен стать в результате работы (22:) самовоспитания — вот вопросы, на которые человек должен ответить. А для этого не-обходимо точно определить цели самовоспитания. Они же могут быть заданы в тех чертах, которые человек намерен выработать в себе, усилить или, напротив, ослабить, сгладить. Такие черты, как любовь к учению или к любому делу, которым человек занят, умение быстро входить в работу, умение отдыхать в перерывах между делом, сосредоточенность, концентрация внимания, спокойствие, быстрота принятия решения, хорошая память, способность мало спать и вы-сыпаться, физическая сила и выносливость, красивая осанка, худощавость, умение ладить с людьми, уверенность в себе, самоуважение, уважение к другим, необидчивость, отсутствие тщеславия, прин-ципиальность, любовь к близким, способность уступить слабому и противостоять силе,— эти черты, если они своевременно выработаны, могут оказать огромное влияние на судьбу человека, на его про-фессиональное и семейное самоопределение. Поэтому выработка этих черт может быть целью само-воспитания. Как видно, здесь перечислены разные черты: умственные, социальные, физические, кон-ституциональные. Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые можно было бы ослабить. Вместе с тем многие черты носят полярный характер. Например, борьба с трусостью есть выработка бесстрашия и мужества, устранение физической сла-бости достигается путем усиления здоровья, забывчивости — путем достижения уверенности, кото-рая улучшает нашу память и способность помнить то, что нужно. Однако при определении целей са-мовоспитания полезна консультация с компетентным психологом или педагогом, чтобы правильно их наметить. Мне вспоминается случай с человеком, который решил бороться со своей забывчивостью путем тренировки памяти. Он заучивал длинные списки слов, рисунков, названий различного рода объек-тов. Он работал добросовестно, но результаты оказались странными. Он помнил огромное количест-во слов и предметов, которые специально запоминал, а черта забывчивости в нем осталась. Он забы-вал как раз то, что ему важно было сделать. Это произошло потому, что он не понимал, что его черта забывчивости происходила не вообще от плохой памяти, а от того, что он забывал как раз те дела и ту информацию, которые для него были особо неприятны, и то, что ему не хотелось делать, хотя и было необходимо. В результате у него было много неприятностей на работе. А если бы он понимал проис-хождение своего недостатка, взялся бы за выработку любви к той работе, которую он делает, вместо того чтобы заниматься бесполезным делом (тренировкой памяти), его забывчивость исчезла бы с того момента, как ему стала нравиться его работа. Но чаще всего дело будет обстоять сложнее, если при-нять во внимание, что направленное забывание может происходить под влиянием более глубоких конфликтов в бессознательном. Может быть, его начальник на работе чем-то напоминает ему строго-го и беспощадного отца, (23:) которого он боялся? Может быть, этот страх — результат существова-ния неизжитого Эдипова комплекса,, как полагают психоаналитики? Может быть, ситуация, в кото-рой он находится на своей работе, обладает признаками тех обстоятельств, в которых ранее ему было очень стыдно и страшно, но он о них забыл, а его бессознательное помнит? Поэтому если есть воз-можность, то при определении программы самосовершенствования нужно обязательно проконсуль-тироваться с человеком, который в этом разбирается. Чтобы не допускать грубых ошибок в планировании работы над собой, важно знать, как устроены наши черты, которые мы стремимся у себя выработать, и как устранять привычки, которые стали плохими чертами характера.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Какие черты следует вырабатывать в себе?» з дисципліни «Сходження до індивідуальності»