Даже если мы предполагаем, что слушатели обла дают необходимыми базовыми знаниями, нам все равно следует работать над такими способами пред ставления новой информации, которые способству ют ее пониманию аудиторией. Чтобы изложить ма териал, который может показаться непонятным не
Глава 15 • Вербальная и визуальная адаптация
237
разнообразие в интона ции голоса. Кроме того, исследования Горем по казывают, что учителя могут устанавливать прямой контакт с помо щью таких видов вер бального поведения, как приведение примеров из собственной жизни, рас сказы о собственном опыте, юмор, использо вание личных местоиме ний, обращение к учени кам по имени, разговоры с учениками за предела ми класса, одобрение ра боты учеников и вопро сы об их впечатлениях и мнениях по поводу учеб ных заданий. Работы Горем показы вают, что поведение учи теля может повышать мотивацию, а в итоге и уровень знаний учени ков. Горем рассматрива ет также и другую сторо ну вопроса. Есть ли та кие виды поведения, связанные с «прямотой» контакта со стороны учителей, которые мож но назвать «демотивиру ющими», то есть такие виды поведения, кото рые снижают внимание
и интерес учеников? Хотя студенты коллед жей идентифицировали поведение учителя как фактор, мотивирующий их достигать наилучших результатов в учебе, Го рем обнаружила, что не гативное поведение учи теля воспринималось студентами как более су щественное для их «де мотивации», чем пози тивные факторы — для их мотивации. Вот неко торые из наиболее «де мотивирующих» видов поведения учителя, от меченных студентами: отсутствие чувства юмо ра, недостаточно дина мичное поведение, не способность взглянуть на вещи с точки зрения учащихся, недоступ ность для обращений за индивидуальной помо щью, «закрытое», некон тактное невербальное поведение и использова ние слишком большого числа историй и приме ров, — «перебор» в стрем лении заинтересовать. Могут ли преподава тели научиться повы шать свою способность к
прямому контакту и про являть меньше неконтак тного поведения перед классом? Исследования Горем показывают, что учителя способны внима тельно отслеживать ис пользование ими конк ретных видов поведения, обеспечивающих прямой контакт. Поэтому, если учителя осознают ту ре шающую роль, которую прямой контакт играет в мотивации учеников и научении, по мнению Го рем, они смогут изменять свое поведение и рабо тать, для того чтобы при менять методы, ведущие к установлению подходя щего уровня прямого контакта. Преподавате ли, хорошо умеющие устанавливать прямой контакт, расцениваются учениками как более эк стравертные, уравнове шенные, компетентные и имеющие лучший харак тер. Таких преподавате лей оценивают как более близких к своим учени кам в смысле отношения к жизни, но при этом лучше знающих дело, по сравнению с учителями, демонстрирующими не
контактное поведение. По сообщениям учени ков, они значительно чаще склонны делать то, что рекомендуют учите ля, поведение которых способствует прямому контакту. Таким образом, задача научиться уста навливать уместный уро вень прямого контакта с учениками становится важной целью в процессе преподавания. В дополнение к своей работе в качестве помощ ника декана по учебным вопросам, Горем также читает курсы по воздей ствию средств массовой информации, осведом ленности в области средств массовой инфор мации, невербальным и межкультурным комму никациям. В будущем Го рем собирается продол жать и расширять иссле дования по своей методике, но ей также интересно было бы за няться и более пролонги рованными исследовани ями на тему мотивации и контакта. Некоторые из ее научных публикаций имеются в списке лите ратуры в конце книги.
которым слушателям, ораторы могут использовать такие механизмы, как определение, описание, приве дение примеров и сравнение. Оратор всегда должен помнить, что аудитория состоит из отдельных людей, и поэтому, чтобы выступление было эффективным, нужно учитывать различные способы восприятия информации этими людьми. Планируя свою речь, задайте себе следующие вопросы: 1. Точно ли вы определили все основные термины? Например, если цель вашей речи сформулирована так: «Я хочу, чтобы моя аудитория узнала о четырех серьезных проблемах, с которыми сталкиваются люди, страдающие функциональной неграмотнос тью», — в начале речи вы можете дать такое опреде ление: Под «функциональной неграмотностью» я подра зумеваю то, что человек испытывает затруднения, когда пытается заниматься каким либо делом, свя занным с навыками чтения и письма.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Как представлять новую информацию» з дисципліни «Психологія спілкування»