Нормы — это ожидания относительно того, как члены группы будут себя вести, находясь в составе группы. Эффективные группы вырабатывают нормы, которые помогают достижению целей (Shimanoff, 1992) и укрепляют сплоченность (Shaw, 1981). Нор мы появляются с самого начала существования груп пы. Нормы возникают, изменяются и стабилизиру ются по мере того, как люди лучше узнают друг дру га. Члены группы обычно подчиняются ее нормам и подвергаются наказанию со стороны группы в слу чаях, когда они этого не делают. Нормы могут развиваться путем формальных об суждений и неформальных групповых процессов (Johnson & Johnson, 2000). Некоторые группы пред почитают формулировать основные правила, пред писанные нормы поведения, способствующие дости жению целей группы и организации общения ее чле нов. К таким правилам могут относиться требования придерживаться повестки дня, не перебивать и ак тивно слушать других, полноценно участвовать в ра боте группы, не переходить на личности в спорах и принимать решения совместно. В большинстве групп, однако, нормы возникают неформально. Когда мы становимся членами новой группы, мы пытаемся вести себя так, как вели себя, являясь членом других групп. Если остальные чле ны новой группы ведут себя соответственно нашему пониманию правил поведения, можно считать, что неформальная норма установилась. Предположим, например, что Дэниэл и два других члена группы опоздали на собрание. Если группа уже начала об суждение и опоздавших встречают холодными взгля дами, говорящими о том, что другие члены группы не хотят мириться с опозданиями, эта группа разо вьет норму, согласно которой на собрания надо при ходить вовремя. Группа может никогда не обсуждать свои неформальные нормы, но все старожилы груп пы понимают, каковы они, и ведут себя в соответ ствии с ожиданиями, вытекающими из этих нефор мально установившихся норм. Когда члены группы нарушают групповую норму, к ним обычно применяются санкции. Строгость санк ций зависит от важности нормы, которая была нару
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Нормы» з дисципліни «Психологія спілкування»