Возможен только как вре менный выход из ситуа ции или когда вопрос не имеет большого значения Применяется для получе ния социального уваже ния или когда вопрос не имеет большого значения В неотложных ситуаци ях; когда это главный вопрос благополучия од ного или многих людей; если кто то вас исполь зует в своих интересах Когда вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эф фективны Всегда
Отсутствует: ни одна из сторон не довольна про цессом Отсутствует: физичес кое и психологическое страдание проигравшего
Проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш: ни одна из сторон не по лучает полного удовле творения Выигрыш/выигрыш: обе стороны удовлетворены процессом
Нейтральное или пол ное: обе стороны получа ют, по крайней мере, ча стичное удовлетворение Позитивное: отношения укрепляются, потому что партнеры приобрета ют взаимные выгоды
Может помочь или при чинить боль, так как удовлетворение достиг нуто в результате комп ромисса Укрепляет отношения, потому что выслушаны обе стороны
142
Часть 2 • Межличностная коммуникация
4. Предложите разумное решение на основе об щих ценностей. Как только вас поняли, предложите ваше решение. Ваше решение, скорее всего, одобрят, если вы сможете связать это решение с общими цен ностями, интересами или общими ограничениями. В нашем примере вы могли бы сказать: «Я думаю, у нас у обоих бывает время, когда любая мелочь меша ет сосредоточиться. Так что, хотя я все понимаю, я прошу тебя об одолжении, я надеюсь, ты поможешь мне, если сделаешь музыку потише, пока я учу мате риал». Иными словами, чем правильнее вам удастся начать конфликт, тем вероятнее вы получите желан ный результат. 5. Продумайте, что сказать, прежде чем вы стол кнетесь с другим человеком, чтобы выразить просьбу коротко и ясно. Пожалуй, самая большая проблема для большинства из нас состоит в том, что мы имеем благие намерения держаться в рамках, но нас захлестывают эмоции, и мы или говорим то, чего не должны были говорить, или раздражаем другого человека. Прежде чем обрушиться на соседку, подумайте: «Что я должен сказать?». Потратьте минуту и отре петируйте. Скажите себе: «мне нужно признать на личие проблемы, а затем следовать формуле поведе ние — последствия — чувства». Затем переберите в уме несколько фраз, чтобы они были наготове, когда ваша соседка откроет дверь.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Когда нужно применять» з дисципліни «Психологія спілкування»