Древний суфийский поэт сказал: «Цените меньше кувшин, а боль- ше вино». Цените больше содержание и меньше форму, ибо аршин не сукно, а кувшин не вино. Верно, и все же не совсем. Форма — ничто, содержание — все, но все не существует вне формы. Самым перспек- тивным направлением в проведении оздоровительных мероприятий в стране является создание медико-психологической службы, которая осу- ществляла бы разработку и внедрение программ по охране и развитию психического и психосоматического здоровья населения. Возможно, такая служба будет создана на основе молодой, но активно развивающейся науки — валеологии, базой которой служит психология здоровья. К при- меру, в США тенденция организации профилактических мероприятий набирает силу: если в 1975 г. в стране было внедрено 200 программ по охране только психического здоровья, то в 1990 г. — уже более 5000, на сегодня последнюю величину следует увеличить втрое. Итоги реализа- ции программ показали, что мероприятия по улучшению психического здоровья дают значительный экономический эффект (1 доллар к 8). Предпосылками медико-психологической службы в нашей стране могут быть созданные и создаваемые психотерапевтические кабинеты и кабинеты «семейно-врачебно-психологического консультирования» при общесоматических поликлиниках, особую надежду нужно возложить на развивающуюся голландскую модель — психолого-педагогических меди- ко-социальных центров (ППМС-центров) или, проще говоря, систему медико-психологического сопровождения детей и подростков. Формами работы в области психологии здоровья в той или иной мере могут быть: центры психологического консультирования (социально-психологической помощи), кабинеты семьи и брака, кабинеты психологической разгрузки, эстетотерапии, арт-терапевтические клубы, клубы психического здоровья, центры здоровья и красоты, школы самосовершенствования, суици- дологические службы. Базой для них могут служить психиатрические, наркологические диспансеры, санатории-профилактории, соматические Формы и методы психологии здоровья 34 7 больницы, детские и взрослые поликлиники, дневные и ночные ста- ционары, научно-исследовательские и образовательные учреждения, факультеты психологии и др. Для нашей страны на современном этапе можно выделить ряд факторов, оказывающих негативное влияние на общую эффективность работы в утверждении психологии здоровья. Отсутствие комплексного подхода к проблеме формирования пси- хологической культуры и культуры здоровья в частности имеет ряд следствий: а) отсутствие координации между отдельными ведомствами, струк- турами снижает эффективность вложений; б) ведомственная разобщенность и информационная закрытость отде- льных проектов в условиях недостаточного финансирования при- водят к тому, что к работе привлекаются фирмы и специалисты, не обладающие достаточными возможностями и квалификацией для решения поставленных задач профилактики; в) отдельные направления — экопсихология, психологическая безо- пасность, компьютерная зависимость и некоторые другие — слабо разработаны, мало освещены в прессе и практически не финан- сируются государством; г) отсутствие достойной сертификации специалистов-психологов при низкой государственной оплате труда в государственных и муниципальных учреждениях приводит к тому, что работу вы- полняют люди без должной квалификации, чем дискредитируют психологию здоровья; д) практически все существующие центры психологической под- держки работают в условиях недостаточного финансирования, что объясняет низкие оклады психологов, большую текучесть кадров; е) в некоторой степени информационная закрытость ведомств и гран- товых проектов, отсутствие системного анализа имеющихся нара- боток в России и за рубежом препятствует развитию эффективного международного сотрудничества; з) отсутствие разъяснительных материалов и систематически на- правленного просвещения имеет следствием непонимание (недо- оценку) медиками, специалистами образования и чиновниками реального значения психологической составляющей их работы и, соответственно, невостребованность психологов.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»