ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ
В настоящее время в психологии можно выделить четыре смысловых
аспекта понятия «адаптация» и четыре направления изучения адаптации
человека. Адаптация рассматривается: 1)как жизнедеятельность чело-
века; 2) как приспособление к среде обитания; 3) как устойчивость к
воздействию внешних факторов; 4) как способ самореализации человека
в жизни.
В каждом из перечисленных направлений изучения адаптации су-
ществует свое понимание дезадаптации и ее критериев; дезадаптация при
этом не рассматривается как самостоятельное психологическое явление,
а находится «в тени» адаптации. В связи с этим остается не вполне
понятным, одинаковые или различные психологические механизмы
определяют развитие адаптационных и дезадаптационных процессов.
Исследование, проведенное под нашим руководством Ю. С. Про-
шутинским, ставило целью выявление и сравнение между собой пси-
хологических механизмов, способствующих адаптации человека к экс-
тремальным условиям существования, и механизмов, способствующих
дезадаптации человека в тех же условиях.
Наше практическое исследование проводилось на известном кон-
курсе «Робинзонада», который проходил в Карелии ежегодно в течение
девяти лет. Идея конкурса принадлежала журналу «Вокруг света», полу-
чившему ее, в свою очередь, от одного из своих читателей. Она была
поддержана Карельским клубом путешественников и исследователей
«Полярный Одиссей», который и выступил главным организатором этого
необычного эксперимента.
Прибывшие в Карелию робинзоны размещались в базовом лагере,
где в течение десяти дней проходили интенсивную подготовку, включав-
шую занятия и тесты по физической готовности; медико-физиологическое
и психологическое обследование; знакомство с флорой и фауной того
района, где предстоит пройти испытания; инструктаж по обеспечению
безопасности, средствам сигнализации. После успешного окончания под-
готовительного этапа участники, признанные оргкомитетом годными для
высадки на острова, вступали в «фазу готовности № 1». То есть каждый
знал, что он будет высажен на необитаемый остров того водоема, на
берегу которого расположился базовый лагерь, но непосредственный
момент высадки остается неизвестным. Он может произойти в любой
момент в течение трех суток, то есть робинзоны находятся в ситуации
постоянной готовности и ожидания днем и ночью. В любой момент
может прозвучать для кого-нибудь персонально команда, и названный308 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
робинзон или пара робинзонов через 15 минут после команды должны
отчалить от берега базового лагеря. Время фиксировалось по секундомеру,
в случае опоздания высадка откладывалась или, по усмотрению судейской
коллегии, могла быть отменена совсем. Таким образом, моделировался
фактор внезапного попадания в сложные условия существования.
По условиям конкурса на острова высаживались поодиночке или
парами — по желанию самих участников. Пары составлялись из лиц
одного пола. Но независимо от того, пара это или один человек, ко-
личество предметов жизнеобеспечения, разрешенных взять на остров,
оставался одним и тем же. Разрешалось взять пять предметов из восьми
на выбор. Стандартный набор предметов, как правило, не изменялся
в течение многих лет. Это нож, топор, лопата, котелок, коробок спи-
чек, рыболовная леска с тремя крючками, 2 метра веревки, туалетные
принадлежности (мыло, зубная паста, щетка). В зависимости от особен-
ностей местности и погодных условий этот список мог быть дополнен
обычным тонким байковым одеялом для женщин, если среднесуточная
температура воздуха была ниже +12° С и острова были преимущественно
скалистыми, или защитной сеткой от комаров, если конкурс проходил
в районе повышенной «комариной активности».
Кроме того, каждому робинзону выдавали дневник и ручку. Услови-
ями конкурса оговаривалось, что записи в дневниках должны делаться
каждый день. В них обязательно фиксируются особенности выполнения
деятельности, эмоциональное состояние и, по желанию, — все, о чем
хочется писать. В качестве разрешенных вещей могли быть фотоаппараты,
наборы для рисования — художникам.
Робинзоны могли иметь комплект обычной типовой гражданской одеж-
ды, который подбирался каждым по собственному усмотрению. Специальное
снаряжение, используемое в армии, частях МЧС например, плащ-палатки,
комплекты химической защиты, спецкомбинезоны исключались.
Перед посадкой в катер робинзонов досматривала судейская кол-
легия на предмет соответствия экипировки условиям, здесь же выдава-
лись средства сигнализации: красный и белый флаги, дымовые шаш-
ки, сигнальные ракеты. В качестве неприкосновенного запаса — банка
сгущенного молока. В таком виде робинзоны высаживались на острова,
которых они ранее не видели, где им предстояло провести в одиночку
или парами 14—15 дней. Где конкретно находится их остров относитель-
но базового лагеря и кто находится на соседних островах, участники
конкурса не знали.
Находясь на острове, робинзоны не должны были нарушать эко-
логию: рубить деревья, собирать мох, иметь более одного костра, поль-
зоваться рыбацкими избами, если таковые имелись, а также вступать в
контакты с рыбаками и туристами, если такие случаи имели место.
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 309
Два раза в день все острова осматривали наблюдатели из оргкоми-
тета — фиксировалось наличие белого флага — сигнала «Все в порядке»
и самого робинзона, без вступления в контакт. В случае решения робин-
зона сойти с острова вывешивался красный флаг, а в случае требования
экстренной помощи давалась ракета и зажигалась дымовая шашка.
Таким образом, каждый участник мог по собственному желанию
в любой момент прекратить участие в робинзонаде, и к концу уста-
новленного двухнедельного срока образовалось две группы: сошедших
добровольно или снятых с острова по инициативе оргкомитета, и побе-
дителей, выдержавших испытания, выполнив установленные правила.
Само собой разумеется, что ситуация, в которой оказываются ро-
бинзоны, является необычной, сложной и в процессе адаптации к ней
робинзонам необходимо справиться с целым рядом стрессовых факторов,
приложив для этого значительные как физические, так и психологические
усилия, и далеко не всем участникам это было под силу.
Через каждые три дня на остров прибывала смотровая группа в
составе врача, психолога, физиолога, представителя судейской бригады,
которая контролировала общее психическое и физическое состояние
участника, а также выполнение условий проживания.
Оказавшись на островах, участники попадали под воздействие целого
ряда стрессовых факторов, как внешней среды, так и внутренних субъ-
ективных, которые, несмотря на игровую ситуацию, действовали вполне
реально. По отчетам робинзонов, к ним относятся отсутствие привычной
пищи; острая нехватка еды, приводящая к голоду; постоянная забота и
деятельность по добыче пропитания: рыбалка, поиск съедобных растений,
ягод, грибов; постоянная тяжелая физическая работа, в основном голыми
руками, в виде строительства и ремонта убежищ, заготовки дров; отсутс-
твие полноценного сна как из-за необходимости поддерживать огонь, так
и из-за холода, ветра, сырости, комаров, белых карельских ночей; оди-
ночество, недовольство собой или раздражение на напарника; информа-
ционная депривация (смотровые группы во время контрольных осмотров
не давали никакой информации о прохождении конкурса, о событиях в
стране и т. д.). На средних и финишных сроках добавлялись хроническая
физическая усталость, боль и ломота в теле, монотония. скука, злость на
приезжающих исследователей, негативное отношение к проведению диа-
гностических процедур, медленное течение времени, томительное ожидание
момента снятия с острова, поскольку и время высадки, и время снятия
робинзоны знали примерно — в пределах трех дней.
Все перечисленные факторы действовали не изолированно, а сов-
местно, интегрируясь в целостный комплекс с одним или несколькими
наиболее значимыми для каждого конкретного участника ведущими
радикалами. Например, для одних наиболее значимым и тяжелым был310 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности
голод, для других — физическая усталость, для третьих — недостаток
сна, для четвертых— одиночество, скука. Все эти факторы, оказывая
воздействие на организм и психику, приводили к заметным изменениям
психофизического состояния, регистрируемым при обследованиях.
В беседах робинзоны отмечали у себя навязчивые мысли, приступы
непонятного страха, панические агарофобические, клаустрофобические и
сенестопатические реакции, кошмарные сновидения, кратковременные
слуховые и зрительные галлюцинаторные феномены, деперсонализацион-
ные и дереализационные явления. Многое из перечисленного с полным
правом можно отнести к псевдопсихопатологическим состояниям, воз-
никающим в ситуации острого напряжения адаптационных механизмов
(Лебедев, 1989). Разумеется, данные реакции наблюдались не у всех, и
степень выраженности и продолжительность их была различной у разных
испытуемых. Развитие подобных состояний чаще всего приводило к ре-
шению прекратить конкурс или к необдуманным импульсивным опасным
действиям, которые не могли объяснить сами робинзоны. Например, на
«Робинзонаде» 1995 г. одна участница в сильный ветер при температуре
воздуха, следовательно, и воды не выше +8 градусов Цельсия пустилась
вплавь за дрейфующей вдоль острова пустой лодкой. В 1996 г. участник
ночью покинул остров на самодельном малопригодном для этой цели
плоту, хотя мог дать сигнальную ракету для вызова спасателей. В 1997-м
робинзонка переплыла ночью на соседний остров в гости к робинзону. зная
о запрете правилами техники безопасности купания в глубоких местах.
Подобные состояния приводили некоторых участников к поте-
ре осторожности при обращении с колюще-режущим инструментом,
с огнем; при передвижениях по острову, что провоцировало травмы,
ожоги, повреждения одежды и жилища. При этом подобные состояния
возникали в обеих группах: у победителей и у сошедших с дистанции.
У победителей — даже чаще в силу их более долгого пребывания на
острове. Но первые находили в себе ресурсы преодолевать негативные
переживания, а вторые прерывали свое участие в конкурсе.
Мы проводили исследование на «Робинзонадах» 1995-1999 гг. В экс-
периментально-психологическом исследовании принимали участие 93 ро-
бинзона: лица обоего пола старше 15 лет, 62 мужчины и 31 женщина.
Для решения поставленных задач был отобран следующий банк
тестов и методов. Для диагностики индивидуально-типологических
особенностей использовали «Опросник структуры темперамента» (ОСТ).
Для диагностики личностных особенностей — Фрайбургский личностный
опросник (FPI).
Для исследования структуры приспособительного поведения исполь-
зовали опросник копинг-механизмов Н. Хайма, опросник механизмов
психологической защиты Р. Плутчека.
Влияние жизненных кризисов на развитие личности 311
В исследовании также была использована модифицированная проек-
тивная рисуночная методика, в основе ее лежали идеи Г. Рида, который
установил эмпирическое соотношение между психологическими типами,
предложенными К. Юнгом, и типами рисунков человека.
Для исследования мотивации робинзонам предлагали анкету с
инструкцией: «Перечислите не менее трех причин вашего участия в
робинзонаде».
Для диагностики актуальных эмоциональных состояний и дина-
мических психофизиологических характеристик человека использовали
опросник Ч. Спилбергера—Ю. Ханина, тест М. Люшера в интерпрета-
ции Ю. Филимонова и В. Тимофеева, для обработки цветового выбора
использовали математический метод, предложенный Г. А. Аминовым.
Для диагностики актуального состояния применяли методику Н. А. Кур-
ганского, представляющую собой модификацию известной методики САН.
Наше исследование проводилось совместно с группой физиологов
Карельского государственного педагогического университета под руководс-
твом кандидата биологических наук В. Шкулева. К совместно полученным
физиологическим данным относятся: динамика веса, частота сердечных
сокращений, показатели теппинг-теста, динамометрии кистей рук. проб
Генча—Штанге. Перечисленные физиологические параметры позволяют
констатировать степень выраженности стрессового состояния организма.
Кроме перечисленных методов использованы приемы клинической
беседы, неструктурированные интервью для выявления основных трудно-
стей в процессе прохождения конкурса, способов их преодоления, причин
выхода из конкурса, динамики мыслей, поведения, чувств, переживаний.
Математическая обработка данных осуществлена в лаборатории
математических методов исследования Карельского научного центра под
руководством к. ф.-м. н. В. П. Харина. Использовались методы много-
мерной статистики: факторный анализ по методу главных компонент;
регрессионный и дискриминационный анализ; коэффициент ранговой
корреляции Спирмена и критерий хи-квадрат.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Оцінювання ефективності інвестицій
Способи передачі повідомлення
Аудит касових операцій. Мета, завдання, джерела аудиту
МЕТОДИ ПРОГНОСТИКИ
Заходи щодо запобігання ризикам або їх зменшення


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (18.02.2012)
Переглядів: 1181 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП