ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ
В настоящее время в психологии можно выделить четыре смысловых аспекта понятия «адаптация» и четыре направления изучения адаптации человека. Адаптация рассматривается: 1)как жизнедеятельность чело- века; 2) как приспособление к среде обитания; 3) как устойчивость к воздействию внешних факторов; 4) как способ самореализации человека в жизни. В каждом из перечисленных направлений изучения адаптации су- ществует свое понимание дезадаптации и ее критериев; дезадаптация при этом не рассматривается как самостоятельное психологическое явление, а находится «в тени» адаптации. В связи с этим остается не вполне понятным, одинаковые или различные психологические механизмы определяют развитие адаптационных и дезадаптационных процессов. Исследование, проведенное под нашим руководством Ю. С. Про- шутинским, ставило целью выявление и сравнение между собой пси- хологических механизмов, способствующих адаптации человека к экс- тремальным условиям существования, и механизмов, способствующих дезадаптации человека в тех же условиях. Наше практическое исследование проводилось на известном кон- курсе «Робинзонада», который проходил в Карелии ежегодно в течение девяти лет. Идея конкурса принадлежала журналу «Вокруг света», полу- чившему ее, в свою очередь, от одного из своих читателей. Она была поддержана Карельским клубом путешественников и исследователей «Полярный Одиссей», который и выступил главным организатором этого необычного эксперимента. Прибывшие в Карелию робинзоны размещались в базовом лагере, где в течение десяти дней проходили интенсивную подготовку, включав- шую занятия и тесты по физической готовности; медико-физиологическое и психологическое обследование; знакомство с флорой и фауной того района, где предстоит пройти испытания; инструктаж по обеспечению безопасности, средствам сигнализации. После успешного окончания под- готовительного этапа участники, признанные оргкомитетом годными для высадки на острова, вступали в «фазу готовности № 1». То есть каждый знал, что он будет высажен на необитаемый остров того водоема, на берегу которого расположился базовый лагерь, но непосредственный момент высадки остается неизвестным. Он может произойти в любой момент в течение трех суток, то есть робинзоны находятся в ситуации постоянной готовности и ожидания днем и ночью. В любой момент может прозвучать для кого-нибудь персонально команда, и названный308 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности робинзон или пара робинзонов через 15 минут после команды должны отчалить от берега базового лагеря. Время фиксировалось по секундомеру, в случае опоздания высадка откладывалась или, по усмотрению судейской коллегии, могла быть отменена совсем. Таким образом, моделировался фактор внезапного попадания в сложные условия существования. По условиям конкурса на острова высаживались поодиночке или парами — по желанию самих участников. Пары составлялись из лиц одного пола. Но независимо от того, пара это или один человек, ко- личество предметов жизнеобеспечения, разрешенных взять на остров, оставался одним и тем же. Разрешалось взять пять предметов из восьми на выбор. Стандартный набор предметов, как правило, не изменялся в течение многих лет. Это нож, топор, лопата, котелок, коробок спи- чек, рыболовная леска с тремя крючками, 2 метра веревки, туалетные принадлежности (мыло, зубная паста, щетка). В зависимости от особен- ностей местности и погодных условий этот список мог быть дополнен обычным тонким байковым одеялом для женщин, если среднесуточная температура воздуха была ниже +12° С и острова были преимущественно скалистыми, или защитной сеткой от комаров, если конкурс проходил в районе повышенной «комариной активности». Кроме того, каждому робинзону выдавали дневник и ручку. Услови- ями конкурса оговаривалось, что записи в дневниках должны делаться каждый день. В них обязательно фиксируются особенности выполнения деятельности, эмоциональное состояние и, по желанию, — все, о чем хочется писать. В качестве разрешенных вещей могли быть фотоаппараты, наборы для рисования — художникам. Робинзоны могли иметь комплект обычной типовой гражданской одеж- ды, который подбирался каждым по собственному усмотрению. Специальное снаряжение, используемое в армии, частях МЧС например, плащ-палатки, комплекты химической защиты, спецкомбинезоны исключались. Перед посадкой в катер робинзонов досматривала судейская кол- легия на предмет соответствия экипировки условиям, здесь же выдава- лись средства сигнализации: красный и белый флаги, дымовые шаш- ки, сигнальные ракеты. В качестве неприкосновенного запаса — банка сгущенного молока. В таком виде робинзоны высаживались на острова, которых они ранее не видели, где им предстояло провести в одиночку или парами 14—15 дней. Где конкретно находится их остров относитель- но базового лагеря и кто находится на соседних островах, участники конкурса не знали. Находясь на острове, робинзоны не должны были нарушать эко- логию: рубить деревья, собирать мох, иметь более одного костра, поль- зоваться рыбацкими избами, если таковые имелись, а также вступать в контакты с рыбаками и туристами, если такие случаи имели место. Влияние жизненных кризисов на развитие личности 309 Два раза в день все острова осматривали наблюдатели из оргкоми- тета — фиксировалось наличие белого флага — сигнала «Все в порядке» и самого робинзона, без вступления в контакт. В случае решения робин- зона сойти с острова вывешивался красный флаг, а в случае требования экстренной помощи давалась ракета и зажигалась дымовая шашка. Таким образом, каждый участник мог по собственному желанию в любой момент прекратить участие в робинзонаде, и к концу уста- новленного двухнедельного срока образовалось две группы: сошедших добровольно или снятых с острова по инициативе оргкомитета, и побе- дителей, выдержавших испытания, выполнив установленные правила. Само собой разумеется, что ситуация, в которой оказываются ро- бинзоны, является необычной, сложной и в процессе адаптации к ней робинзонам необходимо справиться с целым рядом стрессовых факторов, приложив для этого значительные как физические, так и психологические усилия, и далеко не всем участникам это было под силу. Через каждые три дня на остров прибывала смотровая группа в составе врача, психолога, физиолога, представителя судейской бригады, которая контролировала общее психическое и физическое состояние участника, а также выполнение условий проживания. Оказавшись на островах, участники попадали под воздействие целого ряда стрессовых факторов, как внешней среды, так и внутренних субъ- ективных, которые, несмотря на игровую ситуацию, действовали вполне реально. По отчетам робинзонов, к ним относятся отсутствие привычной пищи; острая нехватка еды, приводящая к голоду; постоянная забота и деятельность по добыче пропитания: рыбалка, поиск съедобных растений, ягод, грибов; постоянная тяжелая физическая работа, в основном голыми руками, в виде строительства и ремонта убежищ, заготовки дров; отсутс- твие полноценного сна как из-за необходимости поддерживать огонь, так и из-за холода, ветра, сырости, комаров, белых карельских ночей; оди- ночество, недовольство собой или раздражение на напарника; информа- ционная депривация (смотровые группы во время контрольных осмотров не давали никакой информации о прохождении конкурса, о событиях в стране и т. д.). На средних и финишных сроках добавлялись хроническая физическая усталость, боль и ломота в теле, монотония. скука, злость на приезжающих исследователей, негативное отношение к проведению диа- гностических процедур, медленное течение времени, томительное ожидание момента снятия с острова, поскольку и время высадки, и время снятия робинзоны знали примерно — в пределах трех дней. Все перечисленные факторы действовали не изолированно, а сов- местно, интегрируясь в целостный комплекс с одним или несколькими наиболее значимыми для каждого конкретного участника ведущими радикалами. Например, для одних наиболее значимым и тяжелым был310 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности голод, для других — физическая усталость, для третьих — недостаток сна, для четвертых— одиночество, скука. Все эти факторы, оказывая воздействие на организм и психику, приводили к заметным изменениям психофизического состояния, регистрируемым при обследованиях. В беседах робинзоны отмечали у себя навязчивые мысли, приступы непонятного страха, панические агарофобические, клаустрофобические и сенестопатические реакции, кошмарные сновидения, кратковременные слуховые и зрительные галлюцинаторные феномены, деперсонализацион- ные и дереализационные явления. Многое из перечисленного с полным правом можно отнести к псевдопсихопатологическим состояниям, воз- никающим в ситуации острого напряжения адаптационных механизмов (Лебедев, 1989). Разумеется, данные реакции наблюдались не у всех, и степень выраженности и продолжительность их была различной у разных испытуемых. Развитие подобных состояний чаще всего приводило к ре- шению прекратить конкурс или к необдуманным импульсивным опасным действиям, которые не могли объяснить сами робинзоны. Например, на «Робинзонаде» 1995 г. одна участница в сильный ветер при температуре воздуха, следовательно, и воды не выше +8 градусов Цельсия пустилась вплавь за дрейфующей вдоль острова пустой лодкой. В 1996 г. участник ночью покинул остров на самодельном малопригодном для этой цели плоту, хотя мог дать сигнальную ракету для вызова спасателей. В 1997-м робинзонка переплыла ночью на соседний остров в гости к робинзону. зная о запрете правилами техники безопасности купания в глубоких местах. Подобные состояния приводили некоторых участников к поте- ре осторожности при обращении с колюще-режущим инструментом, с огнем; при передвижениях по острову, что провоцировало травмы, ожоги, повреждения одежды и жилища. При этом подобные состояния возникали в обеих группах: у победителей и у сошедших с дистанции. У победителей — даже чаще в силу их более долгого пребывания на острове. Но первые находили в себе ресурсы преодолевать негативные переживания, а вторые прерывали свое участие в конкурсе. Мы проводили исследование на «Робинзонадах» 1995-1999 гг. В экс- периментально-психологическом исследовании принимали участие 93 ро- бинзона: лица обоего пола старше 15 лет, 62 мужчины и 31 женщина. Для решения поставленных задач был отобран следующий банк тестов и методов. Для диагностики индивидуально-типологических особенностей использовали «Опросник структуры темперамента» (ОСТ). Для диагностики личностных особенностей — Фрайбургский личностный опросник (FPI). Для исследования структуры приспособительного поведения исполь- зовали опросник копинг-механизмов Н. Хайма, опросник механизмов психологической защиты Р. Плутчека. Влияние жизненных кризисов на развитие личности 311 В исследовании также была использована модифицированная проек- тивная рисуночная методика, в основе ее лежали идеи Г. Рида, который установил эмпирическое соотношение между психологическими типами, предложенными К. Юнгом, и типами рисунков человека. Для исследования мотивации робинзонам предлагали анкету с инструкцией: «Перечислите не менее трех причин вашего участия в робинзонаде». Для диагностики актуальных эмоциональных состояний и дина- мических психофизиологических характеристик человека использовали опросник Ч. Спилбергера—Ю. Ханина, тест М. Люшера в интерпрета- ции Ю. Филимонова и В. Тимофеева, для обработки цветового выбора использовали математический метод, предложенный Г. А. Аминовым. Для диагностики актуального состояния применяли методику Н. А. Кур- ганского, представляющую собой модификацию известной методики САН. Наше исследование проводилось совместно с группой физиологов Карельского государственного педагогического университета под руководс- твом кандидата биологических наук В. Шкулева. К совместно полученным физиологическим данным относятся: динамика веса, частота сердечных сокращений, показатели теппинг-теста, динамометрии кистей рук. проб Генча—Штанге. Перечисленные физиологические параметры позволяют констатировать степень выраженности стрессового состояния организма. Кроме перечисленных методов использованы приемы клинической беседы, неструктурированные интервью для выявления основных трудно- стей в процессе прохождения конкурса, способов их преодоления, причин выхода из конкурса, динамики мыслей, поведения, чувств, переживаний. Математическая обработка данных осуществлена в лаборатории математических методов исследования Карельского научного центра под руководством к. ф.-м. н. В. П. Харина. Использовались методы много- мерной статистики: факторный анализ по методу главных компонент; регрессионный и дискриминационный анализ; коэффициент ранговой корреляции Спирмена и критерий хи-квадрат.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ И ДЕЗАДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ СУЩЕСТВОВАНИЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»