Случай отрицательного последствия переживаемого «потрясения»
Лидия, 34 года. Домохозяйка, замужем, имеет двух детей. В качестве «потрясения» описывает падение дочери со второго этажа. «Переживание спровоцировал страх потерять ребенка, сильное чувство вины. Чувство- вала в тот момент ужас, страх бессильный, беспомощный. Переживание длится до сих пор. Раньше мне казалось, да и другие это замечают, я была жизнерадостная, спокойная, более счастливая. После этого события стала злая, нервная, окружающие тоже, по-моему, стали более жестокими в отношениях со мной. И мир вокруг стал иным, темным». Следует отметить, что в качестве примеров специально были взяты лица одного пола, одной возрастной категории, с высшим образованием, из одной нозологической группы. «Позитивная» — люди, которые считают, что после переживания «потрясения» их жизнь, мировоззрение изменились в лучшую сторону; «Отрицательная» — люди, которые считают, что после переживания «потрясения» их жизнь, мировоззрение изменились в худшую сторону; «Нейтральная» — люди, которые считают, что после переживания «потря- сения» их жизнь, мировоззрение не изменились; «Вытесненная» — люди, у которых были кризисные ситуации в жизни (из анамнеза), но они декларируют, что эти события не являются для них ни кризисными, ни «потрясающими». В дальнейшем группа «Вытесненная» из-за малого числа представителей (11 человек) в исследовании не анализируется. По этой классификации также были описаны представители каждой из групп: «Позитивная» группа: повышенные показатели шкалы соматизации свидетельствуют о том, что в данном случае ранг соматизации не вхо- дит в разряд ипохондрической патологии, находясь в пределах нормы, и отражает скорее ориентацию на знание своих телесных проявлений, то есть в данной группе лиц усилен телесный компонент интеллекта. Психотические проявления у лиц, составляющих указанную группу, выражаются в оригинальном, креативном мышлении, способности к рефлексии, тонкой чувствительности в межличностных отношениях. Они отдают предпочтение таким механизмам психологической защиты,302 ГЛАВА 8. Позитивная кризисная теория развития личности как рационализация, отрицание и реактивное образование. Это люди, живущие настоящим, способные наслаждаться актуальным моментом, разделяющие ценности самоактуализирующейся личности, стремящие- ся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с окружающими, творчески относящиеся к жизни, в то же время способные проявлять излишнюю озабоченность возникающими проблемами и повышенную требовательность к себе. У них умеренный уровень тревожности, отно- сительно адаптивные копинг-стратегии, то есть обычно они оценивают трудности, сравнивая себя с другими, придают особый смысл их пре- одолению, поведение их направлено на снятие напряжения, связано с эмоциональным отреагированием. Среди жизненных ценностей главное место отводят здоровью, любви и счастливой семейной жизни, для них важны чувство долга, умение держать слово, воспитанность и чувство юмора.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Случай отрицательного последствия переживаемого «потрясения»» з дисципліни «Основи психології здоров'я»