ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БОЛЕЗНЕЙ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОИ ПОПУЛЯЦИИ
В качестве наиболее репрезентативного исследования здоровья
школьников можно рассматривать проведенную в 2002 г. Министерством
здравоохранения диспансеризацию. По предварительным данным, около
60% учащихся страдают теми или иными хроническими заболеваниями,
часто несколькими, то есть почти 2/3 сидящих за партами детей наших
школ — больные, 30% школьников нуждаются в постоянном лечении.
На первом месте среди заболеваний находятся нарушения опорно-дви-
гательного аппарата, на втором — заболевания желудочно-кишечного66 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
тракта (из доклада министра здравоохранения РФ Ю. Шевченко, 1 июля
2003 г.). Но и оставшуюся треть школьников трудно отнести к категории
здоровых. Отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство
здоровья. Среди учащихся, у которых не выявлено хронических заболе-
ваний, более половины составляют те, кто находится «между здоровьем
и болезнью», в так называемом «третьем состоянии». Это разнообраз-
ные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но
свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма
(дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения
клинически выраженной патологии. Несоблюдение дополнительных тре-
бований к условиям и образу жизни, характеру нагрузки, определяемых
данной группой риска, неизбежно приводит к переходу человека из этой
группы в группу больных хроническими или острыми заболеваниями.
Таким образом, по усредненным данным, полученным разными
специалистами в последние годы, практически здоровыми можно при-
знать не более 10% нынешних школьников.
Оценка состояния здоровья детского населения, определение кри-
териев, характеризующих и обусловливающих его, строятся с учетом
так называемых «определяющих признаков здоровья», к которым от-
носятся:
• отсутствие в период обследования какой-либо болезни, гармонич-
ное и соответствующее возрасту развитие (физическое и психи-
ческое);
• нормальный уровень функций;
• отсутствие наклонности к заболеваниям.
Для градации здоровья детей используют его качественную ха-
рактеристику. Детей на основании результатов медицинских осмотров
распределяют на пять «групп здоровья»:
I — здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных
отклонений;
II — здоровые при наличии функциональных или небольших морфо-
логических отклонений;
III — больные в компенсированном состоянии;
IV — больные в субкомпенсированном состоянии;
V — больные в декомпенсированном состоянии.
I группа — дети и подростки, у которых отсутствуют хронические
заболевания; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и
имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-
психическое развитие (здоровые, без отклонений).
II группу составляют дети и подростки, не страдающие хроническими
заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологи-
ческие отклонения, а также часто (4 и более раз в год) или длительно
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 67
(более 25 дней по одному заболеванию) болеющие. Уточнение состава
этой группы особенно важно, поскольку функциональные отклонения
в той или иной мере препятствуют таким детям в осуществлении их
социальных функций.
III группа объединяет тех, кто имеет хронические заболевания
или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и
нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без
выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в
состоянии компенсации).
К IV группе относятся больные с хроническими заболеваниями,
врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с на-
рушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с
затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (в
состоянии субкомпенсации).
В V группу включаются больные с тяжелыми хроническими забо-
леваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными
функциональными возможностями (в состоянии декомпенсации). Как
правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения
общего профиля и наблюдаются по индивидуальным схемам.
В I группу попадают обычно 20-25% учащихся. Данный показа-
тель практически не изменился за последние 50 лет, но качественная
характеристика этого контингента стала другой. Значительную часть
современных «здоровых» детей составляют те, кому не поставили меди-
цинский диагноз, но состояние которых характеризуется сниженными
адаптационными возможностями и фактически относится к «третьему
состоянию» по классификации И. И. Брехмана.
С. М. Громбах (1981) предложил еще одну группировку популяции,
которая на основании состояния здоровья каждого индивида отражает
возможность осуществления им основных присущих ему социальных
функций. Она в большей степени учитывает специфику контингента
учащихся и также включает пять групп:
I — свободное, неограниченное осуществление социальных фун-
кций;
II — частичное, в узком направлении, ограниченное осуществление
социальных функций;
III — ограниченное осуществление социальных функций;
IV — резко ограниченное осуществление социальных функций;
V — невозможность осуществления присущих данному лицу соци-
альных функций.
По мнению С. М. Громбаха, основной социальной функцией детей
Школьного возраста является выполнение всех требований школьного
обучения, включая освоение общеобразовательных предметов, трудовое68 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
обучение, физическое воспитание. Поэтому дети и подростки, полностью
соответствующие этим требованиям, должны быть отнесены к I группе.
Что касается лиц, которые не могут по состоянию здоровья полностью
осуществлять свою социальную функцию и, следовательно, не попадают
в I группу, то отнесение их к одной из остальных групп основывается
на выраженности отклонений в состоянии здоровья и соответствующих
ограничениях выполнении социальных функций.
Принадлежность к той или иной социально-гигиенической группе
здоровья определяется не фактическим выполнением индивидом его со-
циальной функции, а состоянием здоровья, допускающим это выполнение
без чрезвычайного напряжения компенсаторных механизмов организма.
Таким образом, «цена» здоровья определяется осуществлением той или
иной деятельности. При этом данная группировка не отменяет классифи-
кацию детей по врачебным группам здоровья, а лишь дополняет ее.
Вышеизложенное можно наглядно проиллюстрировать выборками
статистических данных по основному медицинскому показателю состо-
яния здоровья населения — заболеваемости.
По данным Н. К. Смирнова (2003), в Москве за последние пять лет
первичная заболеваемость детей увеличилась на 12%, подростков— на
35%; частота онкологических заболеваний возросла на 14%; болезней
эндокринной системы— на 29,8%, болезней крови— на 36,2%, аст-
мы — на 43%, болезней органов пищеварения — на 22,6%. Впервые за
40 лет врачи столкнулись с проблемой гипотрофии юношей-подростков.
Дистрофия призывников вышла в число ведущих причин отсева на при-
зывных пунктах. Вместе с тем выросло и число подростков с избыточной
массой тела. Таким образом, значительно меньше стало тех призывников,
у кого вес тела в пределах нормы. У сегодняшних подростков показатели
в росте, окружности грудной клетки, динамометрии значительно хуже,
чем у их сверстников 10-15 лет назад. Сравнительный анализ параметров
физического развития старшеклассников, обучавшихся в 1996-1999 гг. и
1985—1987 гг., свидетельствует о снижении среднеполуляционного показате-
ля массы тела, возрастании на 10—13% числа лиц, имеющих астеническое
телосложение, об уменьшении роста на 0,5—1,5 см, окружности грудной
клетки — на 4,5—8,5 см. Установлен регресс силовых возможностей по
динамометрии правой кисти на 2,7—4,9 кг. Это отражает определенную
физическую деградацию юного поколения за последние несколько лет.
Очень быстрыми темпами ухудшается здоровье у школьниц. За
последние 10 лет число здоровых девушек-выпускниц уменьшилось с
28,3% до 6,3%, то есть более чем в 3 раза. С 40% до 75% возросло число
девушек с хроническими заболеваниями.
По данным Минздрава РФ, из 6 млн подростков 15—17 лет, про-
шедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 69
различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор
будущей профессии. Почти 40% юношей по медицинским показаниям не
годятся для службы в Вооруженных Силах, а те. кто признан годными,
редко отличаются хорошим здоровьем.
В Центре психического здоровья РАМН изучали нарушения нервно-
психической сферы в общей популяции подростков во время диспансе-
ризации при переводе их из детской во взрослую поликлинику одного
из районов г. Москвы. Из 377 обследованных подростков полностью
соматически здоровыми оказались только 36% (135 чел.), у остальных
(242 чел.) 64% были выявлены различные заболевания. Значительную
часть (40%) составили пациенты, имеющие психосоматические болезни
(ВСД, бронхиальная астма, дискинезии желчевыводяших путей и т. д.),
а также заболевания, сопряженные с возникновением пограничной
психической патологии. У 10% имели место органические поражения
центральной нервной системы разной степени выраженности. Тяжелые
психические заболевания (имбецильность, эндогенный процесс с выра-
женными деструктивными тенденциями, эпилепсия) были представлены
малым числом случаев и составляли 1,9% от общего числа обследован-
ных. 6,9% обнаружили субклинические нозологически неспецифические
психовегетативные кратковременные реакции и состояния, которые могли
развиться после различных нервно-психических нагрузок (экзаменов),
инфекций. У 7,4% психически здоровых подростков имели место лич-
ностные реакции, возникающие в ответ на тяжелые психотравмирующие
переживания (Кравченко, 2002).
Г. Г. Князев с соавт. (2003) провели скрининговое исследование
приспособленности и психического здоровья детей в трех школах г.
Новосибирска. Всего в исследовании участвовало 822 учащихся общеоб-
разовательных, коррекционных и гимназических классов (398 девочек и
424 мальчика) в возрасте от 7 до 17 лет. Более половины детей (52,3%)
имели какое-либо хроническое заболевание. Наиболее часто (12%)
встречались повышенное или пониженное артериальное давление (АД),
воспаление верхних дыхательных путей, включая хронический тонзиллит,
фарингит и синусит (12%), нарушения опорно-двигательного аппарата,
включая кифоз, лордоз, сколиоз и юношеский остеохондроз (11,5%).
Обращает на себя внимание преобладание в структуре заболеваемости
болезней психосоматического характера, в сумме составляющих 57% всех
зарегистрированных заболеваний. Болезни чаще встречались у девочек,
чем у мальчиков.
Состояние здоровья сельских школьников по ряду показателей луч-
ше, чем городских: меньше частота функциональных нарушений нервной
системы, повышенного АД, дискинезий желчевыводящих путей, ожирения,
кариеса зубов, плоскостопия и сколиозов. Однако в сравнении со средними70 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
данными по России у сельских школьников резко выше показатели по
травматизму (27% против 8%), по ЛОР-заболеваниям (15% против 3%),
близорукости (18% против 9%), аллергии (4% против 2%). Распределение
по группам здоровья также фиксирует различие между школьниками,
проживающими в городе и селе. Так, к I группе здоровья отнесены 24,3%
девушек и 33,7% юношей из города и 36,0% и 38,2% сельских школьни-
ков соответственно. Ко II группе здоровья — девушек из города — 49,7%,
юношей— 46,7%, а из села— 42,8% и 43,8% соответственно. К III группе
отнесены 25,7% городских девушек и 18,8% городских юношей (20,4%
сельских девушек и 17,5% сельских юношей).
Согласно исследованиям В. С. Лиходеда с соавт. (2000), практичес-
ки здоровыми оказались лишь 9,5% городских и 3% сельских учащихся.
Скрининг-тестирование выявило психоневрологические расстройства у
65,1% сельских школьников, пульмонологические, кардиоревматологиче-
ские, ЛОР-заболевания — у 7,8%, 4,8%, 5,8% соответственно. У городских
школьников аналогичные показатели составляют соответственно 58,3%,
12,3%, 14,3%, 0,7%.
И. П. Егорова и соавт. (2000) отметили ежегодную тенденцию к росту
хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,8%.
За период обучения число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число
близоруких детей увеличивается с 1-го класса к выпускным с 3,9 до 12,3%,
с нервно-психическими расстройствами— с 5,6 до 16,4%, с нарушениями
осанки— с 1,9 до 16,8%. За изученный период заболеваемость сердечно-
сосудистой системы возросла в 2,8 раза, а отсутствие организации питания
в школе привело к росту хронических заболеваний органов пищеварения
в 2,8 раза, заболеваний крови — в 3,3 раза: с 0,26% до 0,78%. Причинами
такого положения, по данным Министерства образования РФ, являются
факторы внутришкольной среды: переполненность классов, сниженный
уровень освещенности помещений, совместное обучение детей с разным
уровнем подготовки и разными психофизиологическими качествами, авто-
ритарный стиль работы учителя, недостаточная дифференциация учебных
предметов, отсутствие помещений для отдыха, плохая организация пита-
ния в школе, перегруженность учащихся основными и дополнительными
занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллек-
тивов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения
социально-экономической и экологической обстановки.
Комплексные медицинские обследования детей дошкольного возрас-
та, проведенные в различных регионах нашей страны, свидетельствуют
о высокой патологической пораженности (лишь 10% 5-летних детей
признаны здоровыми). Среди хронических заболеваний у дошкольников
наиболее часто встречаются нарушения опорно-двигательного аппарата
(63%), отклонения в работе сердечно-сосудистой системы (33%), болезни
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 71
желудочно-кишечного тракта (18%), причем частота этих и других забо-
леваний с возрастом только увеличивается.
Уже при поступлении в 1-й класс I группа здоровья отмечается
только у 12—15% учащихся; дети, имеющие хроническую патологию и
сниженную резистентность, в 1-м классе составляют 22—25%. В третьем
классе число практически здоровых детей резко снижается за счет на-
рушений в деятельности сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной,
дыхательной систем и органов зрения.
Одна из самых частых патологий у школьников — нарушение остроты
зрения, достигающее в ряде регионов России 30-40%. (В США средние
показатели— 18%; в Германии— 13%; в Польше— 21%.) По Москве
снижение остроты зрения в школе (23,3-25.5%) выше, чем в среднем по
городу (21,8%).В результате обучения в начальной школе количество детей
с патологией зрительной системы увеличивается в среднем до 35% (чаще
за счет миопии). Обучение в школе к 11-му классу завершается резким
уменьшением числа здоровых по зрению детей и ростом патологии в
52% случаев (близорукость, осложненная косоглазием и астигматизмом).
На 7 млн выпускников приходится 160 тыс. близоруких. Близорукость
занимает первое место среди причин, препятствующих выбору профессии.
С возрастом прогрессирует и степень близорукости. Так, высокие степени
близорукости (6,0 Д и выше) в среднем и старшем возрасте встречаются
в два раза чаще, чем в младшем школьном возрасте. Поэтому охрана
зрения школьника должна быть направлена не только на предупреждение
близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.
Основная медицинская группа для занятий физической культурой на-
значается при остроте зрения 0,5 и выше (с коррекцией и без коррекции)
и степени аномалии рефракции до ±3,0 Д; подготовительная группа— при
остроте зрения ниже 0,5 (с коррекцией) и степени аномалии рефракции до
±3,0 Д и независимо от остроты зрения — при степени аномалии рефракции
от 4,0 Д до 6,0 Д. Начиная с 7,0 Д, независимо от степени снижения остроты
зрения, целесообразны дыхательные упражнения. При наличии изменений
глазного дна, независимо от степени снижения остроты зрения, вопрос о
допуске к занятиям по физической культуре решает офтальмолог.
Патология опорно-двигательного аппарата (нарушения осанки и ис-
кривление позвоночника) чаще встречается у ослабленных детей, перенесших
болезни, особенно связанные с нарушением солевого обмена. Из сопутству-
ющих заболеваний, влияющих на формирование порочных осанок, развитие
Деформаций, отмечаются заболевания глаз, пороки развития позвоночника,
стоп, заболевания легких, сердца и др. Распространенность нарушений осанки
и сколиоза у московских школьников значительно выше, чем в среднем по
городу (10% против 4,9% и 6,5% против 0,4% соответственно).
Особое место в структуре детской патологии занимают заболевания
нервной системы и психической сферы. Около 7,5 млн детей России72 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
страдают заболеваниями нервно-психической сферы. Распространенность
психической патологии (на 100 тыс. населения) на 21% выше среди лиц
старшего подросткового возраста, чем среди детей до 14 лет. Структу-
ра патологии детей и подростков за последние годы не меняется. Так,
среди детей в 65,9% выявляются непсихотические психические расстрой-
ства, в 31%— умственная отсталость, в 3.1%— психозы (в том числе
0.5%— шизофрения). Среди подростков 1-е место занимает умственная
отсталость (50,3%, из них 80%— легкие формы). 2-е и 3-е— непсихоти-
ческие психические расстройства (43,9%) и психозы (5,84%, в том числе
шизофрения— 1,8%). Психические нарушения занимают ведущее место
среди причин инвалидности детей (18,6%). Данные представлены на
Конгрессе по детской психиатрии в Москве в 2002 г. (В. М. Волошин,
Б. А. Казаковцев, Ю. С. Шевченко, А. А. Северный).
При общей высокой распространенности этих заболеваний в по-
пуляции, дети с явными нарушениями психики не обучаются в школах
общего типа. Поэтому среди учащихся преобладают те, у кого нервно-
психические расстройства носят пограничный характер. Обычно это
астеноневротические и другие дезадаптационные состояния, а также
невротические и патохарактерологические отклонения. По данным ряда
исследователей (Смирнов, 1998; Громов, 1999; Кулеев, 2001; Кузнецова с
соавт., 2000) др.), дети и подростки с такими нарушениями составляют
до 80% учащихся общеобразовательных школ.
Наиболее широко распространенными расстройствами детей, вклю-
ченными в классификацию ВОЗ, являются эмоциональные расстройства,
отклонения в поведении и гиперактивность. Эмоциональные расстройс-
тва — это депрессивные состояния, тревожность, страхи, боли и неприят-
ные ощущения, не имеющие органической причины. Их называют также
внутренними проблемами и связывают с чрезмерным контролем поведения.
Отклонения в поведении, или внешние проблемы, связывают с недоста-
точным самоконтролем. Это нарушение социальных норм и прав других
людей — жестокость по отношению к людям и животным, организация
драк, в том числе с использованием оружия, воровство, насилие, поджоги,
взлом и порча чужого имущества, побеги из дома и прогулы. Отклонения в
поведении являются медицинской и социальной проблемой, а также одним
из основных факторов неблагоприятного развития. В развитых странах они
встречаются у 10—20% детей и подростков, статистика по другим странам
практически отсутствует (Князев и др., 2003). Это позволяет считать про-
блему психического здоровья подрастающего поколения крайне актуальной.
Данная группа является также и группой риска по развитию психосома-
тической патологии. Так, Л. П. Великанова (1998) отмечает повышенный
уровень тревожности учащихся как показатель предболезненного состояния,
предлагая использовать его в качестве маркера групп риска функциональных
и психосоматических расстройств при проведении скрининга.
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 73
По данным Н. О. Беляшиной и соавт., только 40—65% учащихся
справляются со школьной программой. О. М. Филькина и соавт. в том
же исследовании установили у подростков 15—17 лет с ухудшением
соматического здоровья неадекватную самооценку в 50% случаев, вы-
сокую тревожность— в 89%, раздражительность— в 78%, эмоциональ-
ную лабильность — в 67%, низкий самоконтроль — в 73%. У 87% этих
школьников повышен уровень нейротизма.
Неблагоприятное влияние учителей на здоровье школьников отме-
тили в своих работах И. С. Дронов и соавт. (1998). Подчеркивается, в
частности, фактор недостаточной опытности начинающих педагогов. Про-
фессиональная деятельность учителя в условиях современного образования
не способствует также сохранению его здоровья, о чем свидетельствуют
следующие данные: 60% учителей постоянно испытывают психологический
дискомфорт во время работы; 85% находятся в постоянном стрессовом
состоянии; для 85% женщин-педагогов их деятельность является фактором,
отрицательно влияющим на семейные отношения, вследствие чего 1/3 пе-
дагогов имеют заболевания нервной системы. В пределах функциональной
нормы находится только 10,4% учителей, а 2,9% характеризуются снижен-
ными и резко сниженными адаптационными возможностями организма.
Уже среди молодых педагогов велика доля учителей с хроническими
заболеваниями, причем ведущим фактором риска являются сердечно-
сосудистые заболевания. С возрастом у учителей I и II группы здоровья
практически исчезают, сменяясь III и IV группами здоровья.
На психику ребенка падает основная нагрузка в образовательных
учреждениях. Под влиянием суммарной школьной нагрузки у учеников
учащаются все функциональные отклонения, особенно астенические и
невротические проявления, артериальная гипотония, преданемия, пони-
жение иммунологической резистентности адаптационной функции надпо-
чечников, что часто связано с хроническим стрессом. Анализ взаимосвязи
нарушений психического и соматического здоровья учащихся показал,
что у первоклассников нарушения психического здоровья преобладают
над психосоматическими расстройствами, а в 5-м классе у школьников,
напротив, преобладают психосоматические расстройства. Рост патологии
У учащихся — характерная тенденция последнего десятилетия. Так, по
данным В. Р. Кучмы (2001), за 10 последних лет распространенность
функциональных расстройств и хронических заболеваний сердечно-со-
судистой системы среди старшеклассников возросла с 10,3% до 17,8%,
пищеварительной системы— с 6,6% до 12,5%, позвоночника— с 4,3%
до 15,7%, ЛОР-органов— с 6,7% до 10,5%, эндокринно-обменной сис-
темы — с 2,4% до 7,3%. При этом особо отмечен рост патологии среди
Учащихся школ нового типа. Создание этих образовательных учреждений
привело к тому, что заболеваемость детей в них в 2,5 раза выше, чем в74 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
обычных школах, вследствие чего 35% детей нуждаются в стационарном
лечении. Внедрение в практику образования различных инновационных
методов обучения, как правило, не подкреплено комплексными нейрофи-
зиологическими, медицинскими и социально-гигиеническими исследова-
ниями. Зачастую инновации носят характер эксперимента без должного
научного медицинского и психологического обоснования, что приводит
к ухудшению состояния здоровья учащихся.
Проведенные валеологические исследования позволяют к уже из-
вестным недостаткам традиционной российской школы (ориентация на
количество знаний, оторванность получаемых знаний от реальной жизни,
нивелирование индивидуальности обучающегося, его неспособность к
самостоятельному выбору жизненной позиции) присовокупить и ее нега-
тивное влияние практически на все компоненты здоровья детей. Особенно
следует отметить, что традиционная школа замедляет психосоматическое
развитие детей и, следовательно, препятствует естественному росту их
адаптивных возможностей.
Детство — период интенсивного и целенаправленного развития,
процесс формирования физического, интеллектуального, психического,
нравственного и социального в человеке. Напряженность процессов рос-
та и развития, определяющих сущность детского организма, делает его
наиболее уязвимым и чувствительным к минимальным неблагоприятным
воздействиям. У ребенка появляется еще один качественно иной тип пато-
логического эффекта, отличный от болезни, — альтерация индивидуального
развития, или альтерация онтогенеза. Этот эффект возникает всегда, при
любых заболеваниях и патологических состояниях, но не имеет никаких
непосредственных проявлений и может вылиться в ограничение тех или
иных способностей, функциональных резервов, границ адаптации через
годы после перенесенного воздействия, нередко уже во взрослом или
пожилом возрасте. Неблагоприятные средовые воздействия в критические
периоды последовательно, одно за другим, «срезают» ресурсы биологиче-
ского здоровья растущего ребенка, которые могут быть необходимы для
реализации талантов и одаренностей, для резистентности к болезням и
достижения долголетия. Наиболее вероятно при этом «срезание» потенци-
ала высших интеллектуальных и творческих возможностей. Последующими
мишенями могут быть системы нейроэндокринной регуляции иммунитета,
тонкая дифференцировка органных тканевых структур. Следствием всего
этого будет общий эффект — снижение качества конечных результатов
развития. Отсюда будут брать начало и неполное участие ребенка, его
неотзывчивость на процессы обучения, воспитания, то есть неполнота
формирования надбиологических этажей здоровья; отсюда же и ранняя
аккумуляция возрастных изменений метаболизма, сосудистой реактивности,
противоопухолевой резистентности (Казин, Блинова, Литвинова, 2000).
Эпидемиология нервно-психической и психосоматической заболеваемости 75
Подростковому возрасту принадлежит особое место в общих тен-
денциях роста заболеваемости, поскольку в биологическом отношении
он является одним из критических и характеризуется мощными эн-
докринными перестройками, делающими организм подростка особенно
чувствительным к воздействию вредных факторов. Между тем уровень
употребления алкоголя среди мальчиков в 11 регионах России составляет
от 72 до 92%, а среди девочек— от 60 до 84%. К 11-му классу курят
около половины юношей и 1/4 часть девушек, до 37% подростков в
возрасте 12—18 лет употребляют анаболики. В 1995 г. зарегистрировано
около 20 тыс. подростков, больных сифилисом (в 45 раз больше, чем
в 1989 г.), причем рост заболеваемости у подростков гораздо выше, чем
у взрослых. Отсутствие знаний по культуре здоровья ведет к тому, что
40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% не
занимаются физической культурой и спортом, около 50% (подростки и
старшеклассники) уже пробовали наркотики, 70% познали «животный
секс», на 45% возросла заболеваемость гонореей у юношей и девушек
14-16 лет (Вайнер, 1998).
В соответствии с международной классификацией, подростковый
возраст разделяют на три периода: 11—13 лет— негативная фаза, 14—18
лет— переходный этап (собственно кризис) и 19—21— позитивная фаза.
В результате проведенного нами скрининга состояния здоровья
подростков получены следующие результаты (табл. 2).
Таблица 2
Распределение обследованных подростков по состоянию здоровья
Состояние здоровья
Здоровые дети
Соматоформная вегетативная дисфункция
(нейроциркуляторная дистония)
Заболевания системы пищеварения (гастродуоде-
нит, гастрит, язва желудка, язвенный колит)
Заболевания нервной системы (энцефалопатия,
эписиндром, ДЦП, гидроцефалия)
Эндокринные, алиментарные и метаболические
заболевания (гиперплазия щитовидной железы
I, II степени)
Заболевания костно-мышечной системы и соеди-
нительной ткани (сколиоз, остеохондроз, артрит)
Заболевания глаз и прилежащих тканей (миопия,
гиперметропия, косоглазие, амблиопия)
Код МКБ-10
F45.30
К29.5; К29.9
К25; К51.9
С93.4; С40.5
С80; С91
Е01
М41; М40
М42 М08
Н44 Н53

87
51
56
17
17
63
40
%
26,28
15,41
16,97
5,14
5,14
19,03
12,0876 ГЛАВА 3. Человек и его болезни
Наиболее распространенными среди выпускников школы являют-
ся заболевания опорно-двигательного аппарата (19,03%), заболевания
системы пищеварения (16,94%), соматоформная вегетативная дисфун-
кция (нейроциркуляторная дистония — 15,41%) и нарушения зрения
(12,08%).
Из 244 больных 128 имеют несколько заболеваний, что составляет
52,46% от общего количества больных детей и отражает общую тенден-
цию в диагностике ее коморбидность (сочетанность симптоматики).
Полученные нами данные о распространенности заболеваний среди
школьников соответствуют результатам диспансеризации, проведенной
Министерством здравоохранения в 2002 г. (Смирнов, 2003).
На основании изложенного можно сформулировать некоторые
выводы:
1) ухудшение социально-бытовых, экологических, гигиенических,
психологических и других условий жизни в нашей стране особен-
но сильно сказывается на состоянии здоровья детского организма:
уменьшается численность I группы здоровья, растет количество
врожденных и приобретенных заболеваний у новорожденных,
растет число учащихся с отклонениями в психосоматическом
здоровье к моменту окончания школы (первое место занимают
психосоматические расстройства);
2) существующая система образования направлена скорее не на
сохранение и улучшение здоровья учащихся, а на его ухудшение.
Именно школьные проблемы, наряду с возрастными кризисами в
этот период, судя по научным и статистическим данным, способс-
твуют возникновению хронических заболеваний у каждого второго
ребенка, приводя к существенной утрате резерва здоровья;
3) необходима профилактика даже незначительных донозологических
нарушений психосоматического здоровья, своевременное устра-
нение возникающих отклонений;
4) особую актуальность приобретает разработка и реализация
комплексных оздоровительно-профилактических мероприятий,
направленных на снижение уровня заболеваемости; выделение
основных факторов риска; снижение уровня функциональной
напряженности детей и подростков, педагогов; обратимого вос-
становления резерва здоровья, особенно на этапах, переходных от
здоровья к болезни; регламентацию режимов жизнедеятельности
с учетом индивидуальных особенностей организма, «критических
периодов» индивидуального развития; оценку степени наследс-
твенно обусловленной адаптивности к экстремальным факторам
среды.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ БОЛЕЗНЕЙ АДАПТАЦИИ В ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВОИ ПОПУЛЯЦИИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ОСНОВНІ ПРИНЦИПИ ТА ЕТАПИ ТВОРЧОЇ ДІЯЛЬНОСТІ ЗІ СТВОРЕННЯ НОВОГО ...
ФОРМИ, ВИДИ ТА ФУНКЦІЇ КРЕДИТУ
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА ВИДИ ФІНАНСОВОГО ПОСЕРЕДНИЦТВА
СУТНІСТЬ, ПРИЗНАЧЕННЯ ТА СТРУКТУРА ГРОШОВОЇ СИСТЕМИ
Стандарти ISDN


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 1836 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП