ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

КАЧЕСТВА ЗРЕАОЙ АИЧНОСТИ
Приведем перечень качеств для оценки личностной зрелости, со-
ставленный на основе характеристик самоактуализированной личности,
предложенной А. Маслоу, программ «Моральных и духовных ценностей»,
разработанных для учебных заведений Лос-Анджелеса, а также на основе
отдельных представлений автора.
Зрелая личность:
• делает добрые дела и не ждет выгоды от этого;
• автоматически не возмущается критикой, так как понимает, что в
ней могут содержаться предложения для самосовершенствования;
• не перекладывает вину на других и не критикует, пока не раз-
берется в сути дела;
• несет ответственность за свои действия и решения и не обвиняет
других, когда что-то идет не так;
• проигрывает по-хорошему, принимая поражения и разочарования
без жалоб и злости;
• адекватно воспринимает реальность и относится к ней, избегает
иллюзий, предпочитает иметь дело с действительностью, пусть
неприятной;
• способна оставаться верной своей цели и перед лицом больших
трудностей (например, непопулярности, отвержения);
• не выходит из себя и не позволяет себе «биться головой о стену»
по пустякам;
• обладает более автономной системой ориентации, имеет собс-
твенное мнение;
• независима от культуры и среды, умеет «трансцендировать» лю-
бую частную культуру;
• не хвалится и ничего «не строит из себя», а когда ей делают комп-
лименты, принимает их красиво и без ложной скромности;52 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
• не беспокоится преждевременно о том, что от шее не зависит, и
примиряется с неизбежным;
• постоянно и четко видит различия между целью и средством ее
достижения, добром и злом;
• способна устанавливать тесные эмоциональные отношения, на-
пример, с друзьями или близкими людьми;
• обладает чувством этики и философским, невраждебным юмором;
• живет спонтанно, просто, естественно, синхрон:но с жизнью;
• имеет опыт переживания высших состояний;
• сфокусирована на проблемах вне себя;
• терпелива, потому что знает: «рана заживает постепенно»;
• обладает высокой степенью принятия себя, других, в том числе
различных сложностей человеческой натуры;
• обладает способностью постоянно по-новому видеть обычные
вещи; ее оценка отличается свежестью;
• демократична, способна учиться у кого угодно, если есть чему;
• обладает чувством принадлежности ко всему человечеству, хотя
видит его недостатки;
• креативна, изобретательна в своей области, а нее просто следует
установленному пути;
• черпает энергию, силу, вдохновение из жизни, природы, общения
с прекрасным;
• составляет разумный план и старается по порядку его реализо-
вать.
Стремление к воспитанию в себе приведенных выше качеств спо-
собствует росту личности, накоплению духовного потенциала человека.
Масштабность личности зависит от уровня реализации: ее зрелых черт.
Ниже представлен опросник, составленный на основе указанно-
го перечня качеств здоровой полностью функционирующей личности.
Предлагаемый личностный опросник служит не столько средством для
выявления количественного показателя зрелости, сколько поводом для
самоанализа и, следовательно, определяет пути для личностного роста.
Личность, которая не достигла высоких ступеней самоажтуализации, от-
части нуждается в психологической помощи. Многие и:з перечисленных
свойств можно выработать в себе самому или с чьей-то помощью при
определенной психологической и духовной работе. Однако есть качества,
развить которые произвольно не представляется возможным, хотя они чаще
всего упоминаются в различных проповедях. Это мудрость, достоинство,
доброта, мужество, смирение, любовь. Как пишет Лесли Г. Фарбер, обла-
дать ими можно лишь непроизвольно. «Мастерство, такт или способность
быть честным можно выработать непосредственно, знания о них и радость
обладания ими не противоречат их природе. Но только глупец заявляет о
Качества зрелой личности 53
своей мудрости, гордец — о своем смирении, а трус — о своем мужестве.
Эти добродетели ускользают от любых усилий достичь их, а возвестивший
об их достижении становится лжецом. Я могу стремиться к знанию, но
я не могу стремиться к мудрости. Этим добродетелям нельзя научиться,
их нельзя выработать. Их нужно заслужить, но наделить себя ими мы не
можем» (Шостром, 1992, с. 97).
Может показаться, что приведенные в перечне качества зрелой
личности обрисовывают больше портрет идеальной, малодостижимой
личности, что определенным образом напоминает штрихи лозунговой
пропаганды, суть которой метко сформулировал Козьма Прутков: «Де-
лай правильно — и не ошибешься». Тем не менее перечень сам по себе
может выполнять функцию вдохновителя, что немаловажно для даль-
нейших действий в изменении себя. Ведь совершенствование человека
в области психической, духовной культуры требует и определенно очер-
ченных целей: к чему стремиться, каково мое «Я идеальное»? Можно
призывать человека любить себе подобных, как себя самого, но если
человек переполнен ненавистью, сколько ни взывай к его доброму и
светлому началу, пока он не избавится от злобы, вряд ли появится лю-
бовь. Отсюда — несостоятельность клятвенных обещаний «быть добрым
с понедельника». Действительно, для того чтобы развить в себе те или
иные добродетели, необходимо потратить много энергии, но не менее
важно знать, куда именно направить эту энергию.
На основе качеств полностью функционирующей личности нами
был разработан аутоаналитический опросник зрелой личности (см. книгу
2). Полученные количественные результаты использования опросника на
различных выборках свидетельствуют, как правило, о наличии умерен-
ной личностной «зрелости», что вписывается в общую картину данных
и по другим тестам. Например, средний показатель при исследовании
студентов первого курса психологического факультета составил 76 баллов,
а студентов четвертого— 81 балл, 91 балл— у врачей, у учителей-гума-
нитариев сельских школ этот показатель равен 93 баллам.
Более детальный анализ зрелости личности учителей-гуманитариев
сельских школ Новгородской области был проведен нами при помощи
теста по самоактуализации А. Маслоу (POI — Personal Orientatation Inven-
tory) (адаптация и стандартизация Н. Ф. Калининой, 1994). Изучалась
динамика показателей зрелости личности при проведении тренингов
личностного роста.
Необходимо отметить, что профиль личности учителя имеет устой-
чиво средние и стабильные показатели, что свидетельствует о достаточно
высокой общей степени самоактуализации.
В каждом срезе отмечаются повышенные показатели по шкале
ориентации во времени, при этом наблюдается объективная тенденция54 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
к нарастанию последних данных во втором срезе (первый срез обследо-
вания — до проведения тренинга, второй срез — после проведения). Это
свидетельствует о том, что учителя-гуманитарии, прошедшие обучение в
группах, хорошо понимают экзистенциальную ценность жизни, основной
ее принцип «здесь и теперь». Все это говорит о развитии способности
к наслаждению актуальным моментом, без сравнения его с прошлыми
радостями, без обесценивания предвкушением грядущих успехов. Как
правило, учителя с низким уровнем по показателям шкалы ориентации
во времени отличались невротическим погружением в прошлые пере-
живания, мнительностью и неуверенностью в себе, имели завышенные
стремления к достижениям.
По шкале ценностей также отмечена тенденция к нарастанию
результатов в ходе реализации программ личностного роста. Можно
отметить, что обследованные учителя разделяют ценности самоактуали-
зирующейся личности, к числу которых А. Маслоу относил такие, как
истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизнен-
ность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок,
простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение
этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и
здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать
ими в своих интересах.
Анализ результатов шкалы «Взгляд на природу человека» демонстри-
рует выраженную позитивную динамику от первой сессии до последней.
Взгляд на природу человека может быть положительным (высокая оценка)
или негативным (низкая оценка). В нашем случае есть все основания гово-
рить о высокой оценке (из десяти вопросов десять «правильных» ответов
при повторном обследовании). Все это говорит о наличии у учителей веры
в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокие показатели
можно интерпретировать как устойчивое основание для искренних и
гармоничных межличностных отношений, как естественную симпатию и
доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность.
Небольшое снижение показателей по шкале «Потребность в позна-
нии», возможно, связано с укоренившимися педагогическими установ-
ками, которые искажают процесс познания за счет склонности судить,
оценивать и сравнивать. Если раньше учитель воспринимал все как
есть, то после переподготовки стал более взыскательным и только после
вдумчивого анализа начинает ценить имеющееся.
Результаты тестирования показали, что потенциал креативности у
учителей-гуманитариев еще далек от реализации. Показатели свидетельс-
твуют только о 50%-й силе стремления творчески строить свои отноше-
ния с жизнью. Репрезентативной динамики за время работы в группах
личностного роста по этому фактору, к сожалению, не наблюдается.
Качества зрелой личности 55
Еще более низкие показатели без особой динамики получены
по шкале «Автономность». Как известно, автономность, по мнению
большинства гуманистических психологов, является главным критери-
ем психического здоровья личности, ее целостности и полноты. Это
свойство тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка,
направляемость изнутри, зрелость. Результаты по указанной шкале (из
15 только 6) могут еще раз подтвердить наличие у учителей-гуманитариев
зависимости, отсутствия свободы в выражении самого себя. В терминах
Э. Фромма автономность — это позитивная «свобода для» в отличие от
негативной «свободы от».
Со шкалой автономности перекликается шкала спонтанности, низкие
показатели которой свидетельствуют о неуверенности в себе, строгом
контроле своих действий. Высокий самоконтроль блокирует выражение
истинных чувств. Способность к спонтанному поведению у учителей-гу-
манитариев фрустрируется культурными нормами, правилами стандартного
педагогического поведения. Высокий самоконтроль приводит учителей
к позиции «свидетелей собственной жизни», что является одним из ос-
новных источников развития нервно-психической и психосоматической
патологий.
В плане самопонимания учителя-гуманитарии имеют показатели чуть
выше средних, что может свидетельствовать об адекватной чувствительности
к своим желаниям и потребностям. Нередко наблюдается жесткая психоло-
гическая защита, которая выражается в отождествлении себя с социальной
ролью учителя, отделяющем личность от собственной сущности. Данный
феномен относится к категории «профессиональная личностная деформа-
ция», где, например, собственные вкусы и оценки подменяются внешними
социальными стандартами. Показатели по шкалам самопонимания, спон-
танности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой.
Умеренные показатели обнаруживаются при анализе шкалы аутосим-
патии. Следовательно, есть основания говорить о том, что данная выборка
учителей отличается хорошо осознаваемой позитивной Я-концепцией,
которая служит источником устойчивой адекватной самооценки. Ауто-
симпатия — это естественная основа психического здоровья и цельности
личности.
Также усредненные данные получены и по шкалам контактности и
гибкости в общении. Исходя из полученных результатов, можно утвер-
ждать, что у учителей-гуманитариев есть большой нереализованный
потенциал в общей предрасположенности ко взаимно полезным и при-
ятным контактам с другими людьми. Можно предположить, что работа,
связанная с ежедневным общением с учениками, отнимающая достаточно
много сил, требует сохранения энергии и снижения желания к общению
помимо школы.56 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием
социальных стереотипов, со способностью к адекватному самовыраже-
нию в общении. Здесь также наблюдается резерв развития личности
учителя-гуманитария. При нормальном, но не до конца аутентичном
взаимодействии с окружающими, ограниченной способности к саморас-
крытию, некоторой профессиональной ригидности сложно реализовывать
в школе идеи гуманизации через фасилитацию образования.
При изучении динамики личностных свойств в ходе тренинга лич-
ностного роста студентов специального психологического факультета с
помощью Калифорнийского психологического опросника (CPI) и ауто-
аналитического опросника здоровой личности удалось выявить рост
средних значений от начала исследования к его окончанию по шкалам
аутосимпатии, ожидания положительного отношения других, самоин-
тереса, самопонимания. Не изменились средние показатели по шкалам
самоуверенности, самопринятия. Снизились средние значения по шка-
ле самообвинения. Все изменения статистически значимые (р > 0,05).
(Психологическое наблюдение осуществлено Тяговой С. В., 1997).
При обработке данных аутоаналитического опросника здоровой
личности в состоянии уверенной зрелости до тренинга находилось 72%
психологов, после— 61%. Снижение данного интегративного показате-
ля отражает скорее приближение к более адекватной самооценке, чем
прежде, возможно завышенной.
По методике Дембо—Рубинштейн наблюдается динамика положи-
тельного роста по признакам «уверенность», «сдержанность», «довольство
собой»; уменьшаются значения по признакам «понимаю себя», «само-
стоятельность». Чтобы впечатления от тренинга могли быть уложены в
сознании, а изменения — трезво проанализированы, необходимо какое-то
время, поэтому был сделан еще один срез психологического тестирова-
ния в этой группе через один месяц. Сравнение результатов первичного
среза с показателями исследования через месяц показало, что значения
по шкалам «Самоуверенность», «Самопринятие», «Саморуководство» не
изменились. В то же время по шкалам «Самоуважение», «Самообвине-
ние» произошло снижение показателей, по шкалам «Аутосимпатия»,
«Ожидание положительного отношения других», «Самоинтерес», «Само-
понимание» средние значения возросли.
Таким образом, исследования продемонстрировали определенную
динамичность объективных показателей различных свойств личности,
составляющих портрет самоактуализированной, полностью функциони-
рующей личности.
К. Роджерс соглашался с А. Маслоу, полагая, что люди «в основном
стремятся вперед и, при подходящих условиях, полностью реализуют свой
врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье».
Качества зрелой личности 57
По его мнению, «полноценное функционирование» человека определяют
следующие личностные характеристики (остановимся лишь на тех из
них, о которых не упоминал А. Маслоу). Это открытость переживаниям,
которая предполагает глубокое и адекватное осознание своих мыслей и
чувств; отсутствие тенденции к выработке неадекватных психологических
защит от неприятных чувств; способность принимать свои чувства и
мысли как основу для выбора поведения. Именно открытость к пере-
живаниям и опора на собственные суждения в ситуациях выбора важны
для понимания зрелой личности, поскольку позволяют человеку принять
ответственность за свою жизнь, прежде всего за самого себя.
Отдельные качества обрисовывают портрет здоровой личности.
Это, прежде всего, человек, принимающий себя и окружающих. Значение
принятия окружающих очевидно для всех, а вот принятие себя самого
для многих оказывается проблемой. Однако именно уверенность в себе,
доверие к собственным душевным движениям, осознание своей самоцен-
ности лежит в основании гармоничных отношений человека с другими
людьми. Эта идея отражена еще в евангельской заповеди «Возлюби
ближнего, как самого себя». Действительно, можно ли любить людей, не
любя себя самого? Э. Фромм, отвечая на этот вопрос, утверждает, что
причина человеческого эгоизма коренится именно в недостатке любви
к себе. Кто недоволен собой, тот находится в постоянной тревоге за
себя, и потому при поверхностном взгляде может показаться, что он
любит себя до крайности. Однако при более тщательном рассмотрении
тревожного внимания человека к самому себе становится очевидным
хроническое глубокое недовольство собой, которое является причиной
нарушения гармоничного взаимодействия с миром и людьми. Итак, одна
из составляющих зрелой личности — это способность к приятию мира,
стремление к счастью и свободе для себя и для других людей.
Но этим портрет «психологически» здорового человека не ис-
черпывается. Дело не в том, что человек не страдает, не гневается,
не ошибается, не обижает других, — нет, это живой человек, разный
в своих проявлениях. Он может быть спонтанным и переменчивым,
он может печалиться и унывать, он опирается не только на разум и
расчет, во многом зависит от чувств и интуиции, но при всем этом
такой человек способен брать ответственность за свою жизнь. Он умеет
извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных
ошибок. Он может быть открыт, распахнут по отношению к миру и к
людям, но в нужные моменты он способен воспринимать мир как игру,
как театр, и обладает хорошим ролевым развитием— умеет принимать
роли, различные по статусу и содержанию, но не принимает патоло-
гических ролей, не позволяет манипулировать собой. Таким образом,
зрелая личность обладает ролевой универсальностью, гибкостью, умением58 ГЛАВА 2. Теоретические основы психологии здоровья
перевоплощаться из одной роли в другую. Эта мысль присутствует и в
работах Дж. Келли, который особо отмечал важность наличия у человека
высокой адаптивности и гибкости, а также хорошо развитого репертуа-
ра ролей. Последнее замечание кажется особо важным для понимания
психологического здоровья детей, поскольку именно в детском возрасте
осуществляется интенсивное ролевое развитие. Ряд авторов полагает, что
психическое развитие детей следует рассматривать как ролевое развитие,
и неумение ребенка принимать роли, различные по статусу и содержа-
нию, продуцировать новые роли свидетельствует о нарушении развития
личности (см. Бреслав, 1990).
Таким образом, психологически здоровый человек подвижен и
восприимчив к внешним изменениям, но обладает неким внутренним
стержнем, запасом прочности, владеет эффективными способами психо-
логической защиты, что позволяет ему противостоять разрушительным
факторам реальности и оптимизировать свою жизнедеятельность.
В общем виде, как отмечает Джон Пауэлл, полнокровной жизнью
живут те люди, кто использует все свои способности, силы и таланты.
Чувства их проявляются в полной мере: ориентированные вовне, на
восприятие окружающего мира, и направленные внутрь, связанные с
переживанием внешних впечатлений. Никакие человеческие эмоции не
чужды зрелой личности, она открыта любым формам их выражения.
Обостренное ощущение жизни пронизывает ум и сердце такого человека,
проявляясь в волевых решениях. Быть во всем живым — значит быть
открытым ко всей гамме, ко всему спектру человеческих переживаний:
удивлению, благоговению, доброте и сочувствию, восторгу и экстазу,
отчаянию и горю. Пять шагов ведут к зрелости личности: 1) принять
себя таким, каков ты есть; 2) быть собой, а не играть в себя; 3) забыть
себя в любви к другим; 4) верить в свою миссию, свое дело; 5) принад-
лежать семье, общине (Пауэлл, 1992).

Ви переглядаєте статтю (реферат): «КАЧЕСТВА ЗРЕАОЙ АИЧНОСТИ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Формування звітних фінансових документів
Довірчі (трастові) послуги
Збір за видачу дозволу на розміщення об’єктів торгівлі та сфери п...
Загальна характеристика стільникової мережі зв’язку
СУТЬ ТА ПРЕДМЕТ АУДИТУ, ЙОГО СФЕРА ДІЇ В ЗАРУБІЖНИХ КРАЇНАХ


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 897 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП