ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Основи психології здоров'я

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ
Психология здоровья представляет собой универсальное пространство
в широкой области современных традиций медицинской психологии и
психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для
слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических
подходов к развитию и обогащению личности, ибо, как ни прискорб-
но, но теоретические противоречия в подходах превращаются в борьбу
различных практик. Во многих отраслях науки на современном этапе
происходит поиск новых путей развития. Открываются и утвержда-
ются новые универсальные закономерности существования человека,
описывается новый порядок отношений человека с его окружением в
широком смысле слова. «Очевидно, что психология не может ограни-
чиваться изучением частностей, феноменов, но, как всякая настоящая
наука, должна стремиться к изучению ноуменов, всеобщих факторов и
закономерностей или, иначе говоря, должна стремиться к онтологизации
своего предмета» (Орлов, 1995). Психология здоровья также пытается
Универсальность положений психологии здоровья 17
уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели
изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными
проявлениями психической жизни реальность/сущность как таковую в
ее целостности. Изучение контактов с «сущностью» человека выводит
психологию здоровья на уровень исследования универсальных законо-
мерностей, ибо сущность человека исходно трансперсональна.
В свое время Павел Флоренский задавался вопросом: «Отчего в
христианстве, казалось бы, законченном мировоззрении — возникают
секты?» Он пришел к выводу, что корнем зла здесь является догматизм.
По сути дела сектант — это человек, уверовавший в одну, от силы в две
догмы, не способный из-за узости своего мышления понять универсаль-
ные принципы и законы. Ярким примером может служить христиан-
ский догмат Святой Троицы. Отцы церкви утверждали Святую Троицу
как единую и неслиянную, исповедуя «Единицу в Троице и Троицу в
Единице, разделяемую нераздельно и совокупляемую разделительно».
Ограниченному рассудку трудно осознать в единстве два взаимоисклю-
чающих тезиса, а все подобные попытки, по словам Флоренского, «не-
избежно вели к рационализированию догмата, к «сечению Несекомого»,
к так называемому тритеизму, или трехбожной ереси». Представить и
понять антиномическую картину возможно, только изменив привычное
восприятие и описание мира, то есть существенно изменив состояние
сознания. Именно этого требует современная психотерапия. Многие
специалисты отмечают выраженную тенденцию к интеграции различных
подходов, что само по себе свидетельствует о том, что такая необхо-
димость назрела, хотя немало еще «сектантов», твердо уверовавших в
«непогрешимость» своего направления, единственно верного и самодоста-
точного. Однако реальность такова, что единого теоретического, также
как и практического, поля для синтеза иногда прямо противоположных
школ пока предложено не было. Описать систему только средствами
самой системы невозможно. Чтобы произвести интегративные изме-
нения в системе, необходим выход за ее пределы. Выход за пределы
подразумевает построение новой метасистемы, такой, которая включала
бы любую данную в качестве составного звена. Безусловным является и
то, что описание метасистемы предполагает использование метаязыка.
Таким образом, общая система взглядов может быть построена лишь в
том случае, если разномыслящим специалистам удастся подняться на
универсальный уровень представлений.
Психология здоровья, опираясь на философские положения теории
сложных самоорганизующихся систем — синергетику (synergia (греч.) —
содействие, соучастие) (Хакен, 1980; Пригожин, 1986), современные и
древние знания, представляет собой отражение нового мировидения в
пространстве, в частности, медицинской психологии.18 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания
Традиционно каждое направление в психотерапии исходило из той
или иной теории личности. Опираясь на понимание нормы и патологии,
представители каждого из трех основных направлений (психоанализ, би-
хевиортерапия, гуманистическая психотерапия) разрабатывали технологии
приведения человека к стандарту, диктуемому той или иной теорией.
Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию
человека как многообразно активного динамического целого, однако,
принимая все существующие теории личности, выходит за границы
любой из них в поисках универсальности.
Как известно, исходно словосочетание «личностный рост» было
введено К. Роджерсом в совершенно определенном контексте, а именно
как биологическая метафора применительно к личностному развитию.
Основная идея Роджерса, которая с самого начала носила и носит весьма
спорный характер, состоит в том, что развитие личности происходит
по пути разворачивания, прорастания того, что уже в нее заложено.
Ничего принципиально нового извне личность в процессе своей жизни
не приобретает. Все позитивное, что есть в личности, уже заложено в
ней, надо только заботливо дать этому прорасти. В этом и заключается
смысл идеи личностного роста.
Возможно, К. Роджерс использовал идеи К. Юнга. По Юнгу, каж-
дый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или самораз-
витию. Индивидуация — это процесс «становления собой», напрямую
связанный с понятием личностного роста. Юнг считал, что личностный
рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной
осведомленности.
Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический
подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного
развития всех составляющих человека для достижения полного благополу-
чия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями
К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека».
Комплексная учебная программа развития человека «Цветок потен-
циалов» включает в себя основные задачи психологии здоровья. Данная
концепция интегрирует в себе как «феноменологический», так и «ноуме-
нологический» подходы. Феноменология комплекса потенциалов — это
измеряемость феноменов на чувственном уровне восприятия. «Ноуме-
нологический» аспект связывается с раскрытием ноуменов: креативности
и духовности, которые невозможно измерить с помощью доступных
науке инструментов, а только с помощью интуиции или субъективно-
спекулятивно.
Данная концепция интегрирует в себе также «метафизический» и
«феноменологический» пути развития человека. Первый стремится к
познанию бытия человека с его принципами, началами, причинными
Универсальность положений психологии здоровья 19
механизмами и т. д.; этот подход отвечает на вопрос «почему», второй
ограничивается только описательными задачами, но отвечает на вопрос
«как». Подобную интеграцию можно встретить в трудах Тейяра де Шар-
дена. В нашем случае есть конкретная задача — создать через концепцию
«Цветок потенциалов» антропологический идеал и разработать технологии
его достижения. Для этого необходима концептуально обоснованная ва-
леософия (психософия), а также валеометрия (психометрия). В последнем
случае необходим инструмент измерения как отдельных компетенций
холистического здоровья, так и интегративных его показателей. Кроме
этого, необходимы средства измерения, то есть умение пользоваться
определенным инструментом.
Данный конструкт относится к смешанным теоретическим моде-
лям, скорее к теории множественного интеллекта Г. Гарднера (Gardner,
1993) и включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие
черты, в общем виде — личностные и мотивационные, тесно связанны-
ми с адаптацией к реальной жизни и компенсацией дефицитарности в
удовлетворении потребностей.
Учебная программа «Цветок потенциалов» есть органично-целостная
система теоретико-практических представлений, связанных между собой
общим смыслом, идейными целями и технологиями.
Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном
смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие
«холистического здоровья», раскрытие же отдельных компетенций (потенциа-
лов личности) будет свидетельствовать о наличии «фрагментарного здоровья»
(гипертрофированное развитие одних и гипотрофированное существование
других). В основе холистического здоровья лежат процессы социального науче-
ния, основанные на самооценке (самоотношении) и саморегуляции. Таким
образом, данный конструкт в меньшей степени зависит от темперамента,
однако существенно зависит от образа Я-субъекта, который формируется
в ходе социального научения на разных этапах онтогенеза (Bandura, 1999).
Опираясь на концепцию К. Роджерса, надо все же заметить, что соци-
альное научение должно способствовать раскрытию потенциала личности,
но не противоречить ему. Роджерс считал, что ничего хорошего, нового в
процессе социализации личность приобрести не может; она может либо
получить поддержку того, что уже заложено, либо внешние влияния ока-
жутся вредоносными, исказив и извратив мудрость организма.
Программа символически представлена в виде цветка, семь лепест-
ков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отража-
ющих различные аспекты душевного, телесного и социального здоро-
вья человека. (Впервые подобная схема была предложена С. Шапиро
с соавт. в 1994 г., пропагандирующими принципы здорового образа
жизни, нами же программа была кардинально изменена и наполнена20 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания
новым смыслом.) Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на
все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек
стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практи-
ческой работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов
(компетенций личности).
Компетентность мы понимаем как совокупность способностей,
знаний, умений и навыков, в определенной степени соответствующую
понятию «интеллект».
Компетентность (лат. competentia) — надлежащий, способный.
Компетентный (competens, competensis) — знающий, сведущий в
определенной области.
Круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями и
опытом.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Етапи процесу кредитування
ІНФОРМАЦІЙНЕ ТА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ СТВОРЕННЯ НАУКОМІ...
Аудит резервного капіталу
Все про стандарт CDMA
Windows Debugging Tools: диагностика и исправление BSOD


Категорія: Основи психології здоров'я | Додав: koljan (17.02.2012)
Переглядів: 1153 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП