Психология здоровья представляет собой универсальное пространство в широкой области современных традиций медицинской психологии и психологии вообще. Это пространство создает уникальные условия для слияния воедино имеющихся на сегодняшний день психологических подходов к развитию и обогащению личности, ибо, как ни прискорб- но, но теоретические противоречия в подходах превращаются в борьбу различных практик. Во многих отраслях науки на современном этапе происходит поиск новых путей развития. Открываются и утвержда- ются новые универсальные закономерности существования человека, описывается новый порядок отношений человека с его окружением в широком смысле слова. «Очевидно, что психология не может ограни- чиваться изучением частностей, феноменов, но, как всякая настоящая наука, должна стремиться к изучению ноуменов, всеобщих факторов и закономерностей или, иначе говоря, должна стремиться к онтологизации своего предмета» (Орлов, 1995). Психология здоровья также пытается Универсальность положений психологии здоровья 17 уйти от старой модели изучения мира человека и приходит к модели изучения человека в единстве с миром, пытаясь увидеть за конкретными проявлениями психической жизни реальность/сущность как таковую в ее целостности. Изучение контактов с «сущностью» человека выводит психологию здоровья на уровень исследования универсальных законо- мерностей, ибо сущность человека исходно трансперсональна. В свое время Павел Флоренский задавался вопросом: «Отчего в христианстве, казалось бы, законченном мировоззрении — возникают секты?» Он пришел к выводу, что корнем зла здесь является догматизм. По сути дела сектант — это человек, уверовавший в одну, от силы в две догмы, не способный из-за узости своего мышления понять универсаль- ные принципы и законы. Ярким примером может служить христиан- ский догмат Святой Троицы. Отцы церкви утверждали Святую Троицу как единую и неслиянную, исповедуя «Единицу в Троице и Троицу в Единице, разделяемую нераздельно и совокупляемую разделительно». Ограниченному рассудку трудно осознать в единстве два взаимоисклю- чающих тезиса, а все подобные попытки, по словам Флоренского, «не- избежно вели к рационализированию догмата, к «сечению Несекомого», к так называемому тритеизму, или трехбожной ереси». Представить и понять антиномическую картину возможно, только изменив привычное восприятие и описание мира, то есть существенно изменив состояние сознания. Именно этого требует современная психотерапия. Многие специалисты отмечают выраженную тенденцию к интеграции различных подходов, что само по себе свидетельствует о том, что такая необхо- димость назрела, хотя немало еще «сектантов», твердо уверовавших в «непогрешимость» своего направления, единственно верного и самодоста- точного. Однако реальность такова, что единого теоретического, также как и практического, поля для синтеза иногда прямо противоположных школ пока предложено не было. Описать систему только средствами самой системы невозможно. Чтобы произвести интегративные изме- нения в системе, необходим выход за ее пределы. Выход за пределы подразумевает построение новой метасистемы, такой, которая включала бы любую данную в качестве составного звена. Безусловным является и то, что описание метасистемы предполагает использование метаязыка. Таким образом, общая система взглядов может быть построена лишь в том случае, если разномыслящим специалистам удастся подняться на универсальный уровень представлений. Психология здоровья, опираясь на философские положения теории сложных самоорганизующихся систем — синергетику (synergia (греч.) — содействие, соучастие) (Хакен, 1980; Пригожин, 1986), современные и древние знания, представляет собой отражение нового мировидения в пространстве, в частности, медицинской психологии.18 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания Традиционно каждое направление в психотерапии исходило из той или иной теории личности. Опираясь на понимание нормы и патологии, представители каждого из трех основных направлений (психоанализ, би- хевиортерапия, гуманистическая психотерапия) разрабатывали технологии приведения человека к стандарту, диктуемому той или иной теорией. Психология здоровья делает акцент на феноменальную организацию человека как многообразно активного динамического целого, однако, принимая все существующие теории личности, выходит за границы любой из них в поисках универсальности. Как известно, исходно словосочетание «личностный рост» было введено К. Роджерсом в совершенно определенном контексте, а именно как биологическая метафора применительно к личностному развитию. Основная идея Роджерса, которая с самого начала носила и носит весьма спорный характер, состоит в том, что развитие личности происходит по пути разворачивания, прорастания того, что уже в нее заложено. Ничего принципиально нового извне личность в процессе своей жизни не приобретает. Все позитивное, что есть в личности, уже заложено в ней, надо только заботливо дать этому прорасти. В этом и заключается смысл идеи личностного роста. Возможно, К. Роджерс использовал идеи К. Юнга. По Юнгу, каж- дый индивидуум обладает тенденцией к индивидуации, или самораз- витию. Индивидуация — это процесс «становления собой», напрямую связанный с понятием личностного роста. Юнг считал, что личностный рост — это расширение знаний о мире и о самом себе, сознательной осведомленности. Психология здоровья в своем развитии опирается на холистический подход в науке о человеке, чем подчеркивается важность гармоничного развития всех составляющих человека для достижения полного благополу- чия. Реализация такого подхода может, в соответствии с представлениями К. Роджерса, идти через раскрытие «Потенциала Человека». Комплексная учебная программа развития человека «Цветок потен- циалов» включает в себя основные задачи психологии здоровья. Данная концепция интегрирует в себе как «феноменологический», так и «ноуме- нологический» подходы. Феноменология комплекса потенциалов — это измеряемость феноменов на чувственном уровне восприятия. «Ноуме- нологический» аспект связывается с раскрытием ноуменов: креативности и духовности, которые невозможно измерить с помощью доступных науке инструментов, а только с помощью интуиции или субъективно- спекулятивно. Данная концепция интегрирует в себе также «метафизический» и «феноменологический» пути развития человека. Первый стремится к познанию бытия человека с его принципами, началами, причинными Универсальность положений психологии здоровья 19 механизмами и т. д.; этот подход отвечает на вопрос «почему», второй ограничивается только описательными задачами, но отвечает на вопрос «как». Подобную интеграцию можно встретить в трудах Тейяра де Шар- дена. В нашем случае есть конкретная задача — создать через концепцию «Цветок потенциалов» антропологический идеал и разработать технологии его достижения. Для этого необходима концептуально обоснованная ва- леософия (психософия), а также валеометрия (психометрия). В последнем случае необходим инструмент измерения как отдельных компетенций холистического здоровья, так и интегративных его показателей. Кроме этого, необходимы средства измерения, то есть умение пользоваться определенным инструментом. Данный конструкт относится к смешанным теоретическим моде- лям, скорее к теории множественного интеллекта Г. Гарднера (Gardner, 1993) и включает в себя когнитивные, эмоциональные и поведенческие черты, в общем виде — личностные и мотивационные, тесно связанны- ми с адаптацией к реальной жизни и компенсацией дефицитарности в удовлетворении потребностей. Учебная программа «Цветок потенциалов» есть органично-целостная система теоретико-практических представлений, связанных между собой общим смыслом, идейными целями и технологиями. Гармоничное раскрытие потенциалов, формирующих в определенном смысле структуру личности человека, может диагностироваться как наличие «холистического здоровья», раскрытие же отдельных компетенций (потенциа- лов личности) будет свидетельствовать о наличии «фрагментарного здоровья» (гипертрофированное развитие одних и гипотрофированное существование других). В основе холистического здоровья лежат процессы социального науче- ния, основанные на самооценке (самоотношении) и саморегуляции. Таким образом, данный конструкт в меньшей степени зависит от темперамента, однако существенно зависит от образа Я-субъекта, который формируется в ходе социального научения на разных этапах онтогенеза (Bandura, 1999). Опираясь на концепцию К. Роджерса, надо все же заметить, что соци- альное научение должно способствовать раскрытию потенциала личности, но не противоречить ему. Роджерс считал, что ничего хорошего, нового в процессе социализации личность приобрести не может; она может либо получить поддержку того, что уже заложено, либо внешние влияния ока- жутся вредоносными, исказив и извратив мудрость организма. Программа символически представлена в виде цветка, семь лепест- ков которого формируют узор взаимоувязанных потенциалов, отража- ющих различные аспекты душевного, телесного и социального здоро- вья человека. (Впервые подобная схема была предложена С. Шапиро с соавт. в 1994 г., пропагандирующими принципы здорового образа жизни, нами же программа была кардинально изменена и наполнена20 ГЛАВА 1. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания новым смыслом.) Каждый потенциал важен сам по себе и влияет на все остальные. Ни одним из них нельзя пренебрегать, если человек стремится к холистическому здоровью и благополучию. Цель практи- ческой работы — максимальное раскрытие каждого из этих потенциалов (компетенций личности). Компетентность мы понимаем как совокупность способностей, знаний, умений и навыков, в определенной степени соответствующую понятию «интеллект». Компетентность (лат. competentia) — надлежащий, способный. Компетентный (competens, competensis) — знающий, сведущий в определенной области. Круг вопросов, в котором данное лицо обладает познаниями и опытом.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПОЛОЖЕНИЙ ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ» з дисципліни «Основи психології здоров'я»