Отечественные психологи большое внимание уделяют рассмотрению вопроса социальной обусловленности процесса СР. Раскроем кратко его основные моменты. Отечественные авторы, в отличие от зарубежных, подчеркивают, что культура может оказывать на С А не просто позитивное влияние [119], общество - не просто условие СР человека, а ее объективная предпосылка, т.к. в пространстве общественных отношений человек распредмечивает предметные формы культуры, овладевая кристаллизованными в них силами и способностями, обретает на основе своих природных сил сущностные силы [22, 97, 156]. Именно в процессе социализации происходит развитие «потенций» человека (свернутая, сжатая в некоторых ограниченных рамках возможность) до уровня «потенциала» (развернутая, готовая к действию форма возможности), который затем в процессе СР переходит в «действительность» [78]. В качестве непременного, важнейшего условия CP рассматривается конструктивный диалог, общение с другим человеком [20, 35,194,195,210 и др.]. Социально обусловлены формы CP [162] (о них речь пойдет ниже), а также «индивидуальные смыслы личности» (по Е.Б.Весне) как источники ее самодетерминации и CP (они индивидуальны по форме, но социальны по содержанию) [42]. Культура как совокупность норм, ценностей, идеалов выступает «сферой образцов и возможностей для индивидуальной СР» [186, с.11]. Для успешного процесса CP необходима постоянная обратная связь с обществом, иначе результаты деятельности личности могут остаться невостребованными [78]. В связи с обществом CP обретает свой объективный смысл [118] (см. 1.З.З.). Однако, общество может не только способствовать, но и препятствовать процессу CP человека, когда общественные отношения вступают в противоречие с тенденциями свободного развития и реализации сущности человека [16]. В процессе CP можно выделить две взаимосвязанные стороны: 1) социально-родовая сторона - представлена рассмотрением CP «извне» и социальных детерминант [162], как «действие по отношению к обществу» [41], реализация универсальной родовой сущности человека [29, 118 и др.], самоосуществление «антикультуры» через преобразование норм культуры (нормотворчество) [17]; 2) индивидуально-психологическая сторона - рассматривается как «вопрос самодетерминации» [162], «сознательная реализация своей уникальности», индивидуального «Я», «действие по отношению к себе» [41, 194], реализация индивидуальности [68, 77, 118, 157, 207]. Очевидно, что эти две стороны процесса CP тесно взаимосвязаны. Н.И.Полубабкина по основанию активности выделяет внутреннюю и внешнюю стороны процесса СР. Внешняя сторона СА включает внешнюю активность человека (акты самодеятельности и творчества), внутренняя - охватывает внутриличностную активность (целе- и смыслообразование) [162]. На наш взгляд, следует различать широкое и узкое понимание процесса СР. В самом широком смысле «СР» - атрибут любого существования человека [136, 137], сторона его жизнедеятельности, т.к. любое проявление человека во вне является реализацией каких-либо его возможностей и целостной индивидуальности (в том числе психических функций, свойств, состояний). Большинство авторов употребляют понятие «СР» в узком смысле - только по отношению к личности, обладающей качеством субъекта своей жизни, или по отношению к индивидуальности, понимаемой как высокий уровень развития личности или «субъектной индивидуальности» (по Е.Б.Весне [41]) (см. 1.5.). Универсальный процесс СР отличается в этом случае особым качеством, которое может быть обозначено как «субъектность» процесса СР. Представляется, что одним из главных отличительных признаков субъектной СР является: вносимые человеком в этом процессе изменения в объекты и субъекты мира непротиворечиво согласуются с его потребностями, смыслами и ценностями. Н.И.Полубабкина приводит структуру самоактуализирующейся личности - ценности, потребности, способности [162]. Однако в любой психологической структуре личности, как правило, присутствуют данные компоненты. Специфика структуры именно самоактуализирующейся личности, на наш взгляд, заключается не только в ведущей роли ценностей [162], но и в непротиворечивом, и в этом смысле, гармоничном согласовании между собой трех основных компонентов. Человек в процессе субъектной СР (с субъектной индивидуальностью) через свои собственные усилия развивает и реализует те способности, которые отвечают его потребностям и которые не противоречат его ценностям и смыслам. Другими словами, человек делает то, что хочет, в чем действительно испытывает потребность (а не то, что навязано ему извне) и то, что для него личностно значимо и ценно. При этом через свою активность он осуществляет сознательно выбранные ценности, «служит» тем ценностям, которые действительно «исповедует» в своей душе. У человека, не достигшего уровня субъектности, в его жизнедеятельности также реализуются способности, качества, свойства, ценности и т.д., тогда возможно говорить о предсубъектной СР (аналогично предсубъектной индивидуальности, по Е.Б.Весне [41]). Особенностями предсубъектной СР являются: выявление возможностей, способностей человека также в проявлениях его целостной индивидуальности, однако, при слабом согласовании (или рассогласовании) с потребностями и/или ценностями, смыслами личности; а также стихийнал реализация способностей, возможностей человека - по требованию ситуации, под влиянием других людей и/или неосознанно. При этом в большей степени реализуется не индивидуальность человека, а его социальная функция. Итак, при рассмотрении СР со стороны человека как индивидуальности могут быть выделены следующие виды процесса СР: предсубъектная (ситуативная, стихийная) и субъектная (интегративная). В узком смысле СР относится к субъекту и является субъектным феноменом (см. 1.5.). Многие авторы подчеркивают сознательный, произвольный характер процесса СР, который проявляется в актах самосознания и самопознания, в уточнении ценностей-смыслов, развитии своих способностей, самоорганизации, самовозрастании, программировании своих проявлений в соответствии с жизненными планами, в «стыковке» между собой воли, намерений, ценностей, желаний [111], в напряженной работе внутреннего мира [10]. В литературе активно обсуждается вопрос о связи процесса СР с другими процессами, некоторые из которых обозначаются как условия процесса СР, имеют непрекращающийся характер в ходе СР [29]. Это процессы распредмечивания сущностных сил человека, самоопределения, социализации [78], индивидуализации [41], самопознания и формирования образа «Я» [2], самопроектирования [29], личностного самосозидания (самовоспитания, самообобщения, самопознания) [162], формирования функциональной системы «образ жизни» [91] и др. Особенно подчеркивается роль самопознания, способствующего выбору оптимальной для каждого человека стратегии жизни, что предполагает в первую очередь адекватное представление о своих возможностях, способностях, уникальности при ценностном отношении к ней [2, 29,41, 192]. Важным, на наш взгляд, является обобщение о процессе СР как о диалектическом единстве деятельной обращенности личности и к миру, и к самой себе, социального и индивидуального, внутреннего и внешнего, субъективного и объективного, потребностей человека слиться с социумом и выделиться из него, социализации и индивидуализации, адаптации и автомизации. Источник процесса СР, его принципиальная незавершаемость связываются с этими диалектическими противоречиями [162]. Процессы СА и самотрансценденции в литературе соотносятся по-разному. Известно, что В.Франкл их противопоставляет [210]. Однако, автор, по сути, объединяет эти процессы в один, объявив СР обязательным следствием самотрансценденции: «...Лишь в той мере, в какой мы восполняем задачи и требования, осуществляем смысл и реализуем ценности, мы осуществляем и реализуем также самих себя» [210, с. 119-120]. А.Маслоу, напротив, два этих процесса объединял под широким термином СР, поскольку СР, кроме всего прочего, предстает как служение высшим ценностям, что В.Франкл связывал с само-трансценденцией. Позднее Маслоу самотрансценденцию понимал как выход из собственных границ сознания и рассматривал как более высокий тип СР [132, 134]. И.Ялом, с одной стороны, противопоставляет СА как заботу о собственном «я» и самотрансценденцию как стремление человека превзойти самого себя, устремиться к чему-то или кому-то вовне или «выше» самого себя, но, с другой стороны, указывает, что рассуждения Маслоу о С А аналогичны идеям Франкла о самотрансценденции [245]. В последнее время в нашей стране накапливаются представления о СА и самотрансценденции как о едином процессе, основанном на эффекте дополнительности, и в этом видятся перспективы развития гуманистического подхода [169]. Так, самотрансценденцию связывают с выходом человека за пределы своего «Я», с его преимущественной ориентацией на окружающих, на свою социальную деятельность, на все, что так или иначе нельзя отождествить с ним самим. Самотрансценденция означает «направленность не на себя, а на что-то иное» (по В.Франклу), и что человек в первую очередь вступает в некое отношение с внеположной реальностью», а СР означает, что эти отношения определяются прежде всего истинными желаниями, ценностями, смыслами самого человека, а не навязаны ему кем-либо [там же]. О.В.Немеринский также отмечает, что не обязательно противопоставлять эти два понятия: СА вряд ли достижима в отрыве от самотрансценденции; «скорее эти два процесса являются двумя сторонами продуктивного развития личности» [149, с.90], они обеспечиваются любовью к себе и любовью к жизни «вне меня», образуют «добродетельный круг» (в противоположность невротическим «порочным кругам»); поддерживают и питают друг друга [там же, с.84]. В качестве форм (способов, средств) СР, являющихся ответом на вопрос -как осуществляется процесс СР, в литературе выделяются: деятельность [29, 96, 129, 250], самодеятельность [68], активность [2], социальная активность [162], жизнедеятельность [96, 162], жизнетворчество (или жизнь) [198], сотворчество, содеятельность с другими людьми, социумом, миром [62]. Творчество рассматривается многими авторами как особая - адекватная [78, 80], единственная (нет творчества - нет и СР) [41] форма СР, наиболее эффективное ее средство, способ [70], «наиболее чистый вариант СР» [162]. Творчество может быть рассмотрено как форма, характер или полюс СР [49]. Н.И.Полубабкина выделяет жизнетворчество как форму СР в смысложизненном ее аспекте [162]. Д.А.Леонтьев обозначает формами существования и СР человека свободу и ответственность, которые у других авторов рассматриваются как важнейшие условия процесса СР (см. 1.5.) [122]. Д.А.Леонтьев предлагает также рассматривать важные для психологического анализа способы (формы) СР: культурализация - созидание объектов материальной и духовной культуры; персонализация - полагание себя в форме личностных вкладов в других людях [118]. В характеристике СА как процесса выделяются внешние и внутренние его условия, «позволяющие данной личности продуктивно самореализоваться...» [118, с. 158]. Далее кратко проанализируем внешние условия С А (1.3.5.) и подробно рассмотрим внутренние ее условия в анализе характеристик С А (1.4.).
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Самоактуализация как процесс» з дисципліни «Самоактуалізація і її зв'язок інтегральною індивідуальністю»