Смелость как сила сплочения в рискованных ситуациях
Смелость умножает силы воодушевлением. Демонстрация коллективного бесстрашия перед лицом врага часто его деморализует, но может и воодушевить. Отважная боевая группа действует как «смелая личность», даже когда не все в этой группе обуреваемы отвагой. Может быть и лучше, если не храбрость, а расчетливая уверенность двигает бойцами «смелой группировки». Это возможно, когда ее лидер (командир) неоднократно доказал, что может тщательно планировать успех, когда у всех бойцов есть вера в удачу, в победу. Часто лишь после •победы или поражения видна четкая грань между оправданной смелостью и трагическим безрассудством. Перечислим шесть принципов того, как решительно развивать перед лицом опасности коллективную смелость, і Первый. В неожиданной опасной ситуации, когда неясно — бороться или спасаться, главным мотивом должна стать инициативность. Надо пытаться овладеть ситуацией: оценить возможность воздействовать на нее, а затем управлять ею (и собою). Опыт, приобретенный в реальных или тренировочных рискованных ситуациях, подскажет, как (активно или выжидая) ■вести себя. Второй. В морской пехоте США младших командиров обучают пользоваться правилом «80 процентов». В соответствии с ним задержка в принятия решения с целью получения более 80 % необходимой информации расценивается как нерешительность и наказывается [Сантамария Д.А., Мартино В., КлемонсЭ.К., 2005, с. 60]. Опыт встреч с опасностями тренирует и приучает находить оптимальные решения. Третий. Необходимо поощрять подчиненных критически высказываться во время подготовки рискованных операций и предлагать свои варианты действий. Это не только позволит получить более правильные решения от лиц менее высокого ранга, но более опытных, это укрепляет смелость, инициативу и право на собственную точку зрения у всех участников рискованной операции. Но среди них не должно быть сумасбродов. Четвертый. Нужно терпимо относиться к ошибкам инициативных людей, смело действовавших в условиях с недостаточной информацией об опасности и путях ее преодоления. Терпимость к ошибке инициативного человека, во-первых, активизирует его интеллект при анализе ее: он не стыдится и не старается забыть свой промах. Во-вторых, терпимость к ошибкам помогает накапливать позитивный опыт предотвращения их. Абсолютно нетерпимы должны быть нерешительность, нечестность и, более всего, слабость у тех, кто участвует (или учится участию) в рискованных действиях в опасных ситуациях. Пятый. В критических ситуациях приоритетны смелость и немедленность действий, однако при этом (или сразу после них) бывают вопиющие промахи. Еще Маргарита Бобнева, работая в 60-х гг. XX в. в военном Институте авиационной и космической медицины, выявила и описала возможность «глупейших» ошибочных действий, свершаемых опытнейшими профессионалами при стрессе и сразу после него [Бобнева М.И., 1964, с. 12-14]. По ее данным, они составляют 2 % от общего числа ошибок, совершенных тогда летчиками в советской военной авиации. Например, были случаи, когда опытные летчики-испытатели после опасного полета сажали самолет на взлетно-посадочную полосу «на брюхо», не выпустив шасси. Такие случаи чрезвычайно психологически травматичны для «виновников», и не целесообразно их детальное и тем более многократное обсуждение в разных служебных инстанциях. Нельзя заронить стыд и страх в душу профессионала, лучше отметить такой промах каким-либо шутливым «награждением» виновного. Шестой. Реальный боевой опыт формирует смелость «обстрелянного солдата», «бесстрашного ветерана». Чем заменить опыт участия в сражениях, когда их нет? Тренировками боевого мастерства, военными учениями в условиях, приближенных к боевым. И важнейшим принципом должна быть чрезмерность учебных и тренировочных нагрузок. Боевые навыки и умения, приобретенные во время запредельно трудных, изнурительных учений уменьшат вероятность испуга и страха в бою. Телесная память о преодоленных мучениях и опыт победившей воли блокируют ужас смертельной опасности. И еще, страх перед врагом «оттесняется» из актуального осознания уверенностью в совершенстве своих боевых умений и в надежности солдат-сослуживцев. Завершая рассуждения о смелости, напомним о важных ее основах. Это: профессиональная (боевая) подготовка к работе в экстремальных ситуациях (к боям), более трудная (более жестокая и опасная), чем та, с которой встретится профессионал-экстремальщик (солдат, офицер) в реальных условиях. «Тяжело в учении — легко в бою» [Суворов А.В., 1980]. Эта мысль хороша в устах Суворова, однако есть много примеров, когда несообразность тяжести ученья запросам реальности делала такое учение бессмысленным; непременно проверка в реальных экстремальных ситуациях умений и навыков, полученных при такой подготовке, хотя это далеко не всегда возможно; постоянное совершенствование этих навыков и умений или хотя бы поддержание их на должном уровне тренировками и реальными трудностями. И еще — необходимо знать и помнить об «иллюзии умения» и «иллюзии силы», которые поддерживают у бывшего профессионала-экстремалылика представления о сохранности своих навыков, умений и силы, даже когда их уже нет, когда они угасли из-за отсутствия тренажа или после болезни либо от возрастной инволюции (старения). Такие иллюзии разрушаются только проверками боевой готовности и оправданности бесстрашия. Далеко не всегда боевые операции, кажущиеся безрассудно смелыми, являются таковыми. За ними должен быть хладнокровный расчет. А восторги от такой «смелости» и образы «отважных героев» создаются для воодушевления людских масс: воюющих и мирных.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Смелость как сила сплочения в рискованных ситуациях» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»