ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу

«Предсмертный транс»
Состояние «шахидок» — предсмертный транс, характеризуется, во-первых, чувством приятнейшего экстаза, необычайной радости жизни. С точки зрения психоаналитика их человеческое «Я» освобождается от давления «Сверх-Я». Все составляющие его психологические силы: традиции, социальные и моральные нормы, обязательства перед семьей, даже перед самим собой становятся на пороге смерти малозначимыми, ничтожными. И человек вдруг раскрывается в своем природном, личном естестве, как цветок, пусть и некрасивый, но это он — какой уж есть. Смертельный мститель знает, что у него нет будущего, и поэтому он никому ничего не должен. Не нужно искать задачу для самореализации — она уже есть, это мщение. Когда смертница-«шахидка» идет по улице, еще за день, за два до теракта, ей приятно, что это она сама лично идет, а не та, кого всю жизнь родители, семья, общественное мнение загоняли в нормы горских обычаев.
В романе Ф.М. Достоевского «Идиот» есть рассказ приговоренного к смерти. Он описывает последние его минуты, секунды, какие они были яркие, радостные. В 1849 г. Федор Михайлович сам был приговорен к смертной казни, в последний момент замененной каторгой. Его описания предсмертного состояния автобиографично-подлинны. Цитирую их в полном объеме, предлагая читателю самостоятельно проанализировать сложнейшую нюансировку предсмертных мыслей и чувств.
«Этот человек был раз взведен, вместе с другими, на эшафот, и ему прочитан был приговор смертной казни расстрелянием, за политическое преступление. Минут через двадцать прочтено было и помилование и назначена другая степень наказания; но, однако же, в промежутке между двумя приговорами, двадцать минут, или, по крайней мере, четверть часа, он прожил под несомненным убеждением, что через несколько минут он вдруг умрет. Мне ужасно хотелось слушать, когда он иногда припоминал свои тогдашние впечатления, и я несколько раз начинал его вновь расспрашивать. Он помнил все с необыкновенною ясностью и говорил, что никогда ничего из этих минут не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял народ и солдаты, были врыты три столба, т. к. преступников было несколько человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые длинные балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, чтобы не видно было ружей; затем против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек солдат. Мой знакомый стоял восьмым по очереди, стало быть, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. Священник обошел всех с крестом. Выходило, что остается жить минут пять, не больше. Он говорил, что эти пять минут казались ему бесконечным сроком, огромным богатством; ему казалось, что в эти пять минут он проживет столько жизней, что еще сейчас нечего и думать о последнем мгновении, так что он еще распоряжения разные сделал: рассчитал время, чтобы проститься с товарищами, на это положил минуты две, потом две минуты еще положил, чтобы подумать в последний раз про себя, а потом, чтобы в последний раз кругом поглядеть. Он очень хорошо помнил, что сделал именно эти три распоряжения и именно так рассчитал. Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный; прощаясь с товарищами, он помнил, что одному из них задал довольно посторонний вопрос и даже очень заинтересовался ответом. Потом, когда он простился с товарищами, настали те две минуты, которые он отсчитал, чтобы думать про себя; он знал заранее, о чем он будет думать: ему все хотелось представить себе, как можно скорее и ярче, что вот как же это так: он теперь есть и живет, а через три минуты будет уже нечто, кто-то или что-то, — так кто же? Где же? Все это он думал в эти две минуты решить! Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей сверкала на ярком солнце. Он помнил, что ужасно упорно смотрел на эту крышу и на лучи, от нее сверкавшие; оторваться не мог от лучей: ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез три минуты как-нибудь сольется с ними... Неизвестность и отвращение от этого нового, которое будет и сейчас наступит, были ужасны; но он говорит, что ничего не было для него в это время тяжелее, как беспрерывная мысль: "Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь, — какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!" Он говорил, что эта мысль у него, наконец, в такую злобу переродилась, что ему уж хотелось, чтобы его поскорей застрелили» Достоевский Ф.М., 1998, с. 44-45].
Вторая особенность предсмертного транса «шахидки» в том, что для террористки-смертницы все вокруг становится необычайно ярким. Краски, детали предметов — все выпукло, приятно и красиво. Чем ближе смерть, тем ярче мир. И никакой «чеченской депрессии». И время (минуты, секунды) становятся необычайно емкими. В них вмещаются и становятся очень сочными и значимыми все мелкие случайности и предметы окружающего пространства. Возможно, течение времени изменяется, измеряясь психикой более мелкими, но более значимыми «квантами».
Остановить смертницу уже невозможно. Ей даже нельзя сказать, как обычному человеку: что ты делаешь, сохрани свою жизнь. Зачем ей она?
Третье, что свойственно чеченским и другим «шахидам», — упоение властью. Вот ходят вокруг беспечные люди, а они — во власти человека, обреченного на смерть и готового взорвать себя и их. И «шахидка» может даже с неким радостным переживанием дарить им еще и еще часы, минуты, секунды.
Четвертое — упоение местью за убитых, замученных родственников и соплеменников, за разоренные дома, родовые гнезда, за несправедливость и бесчеловечность.
И еще пятое — уже ласкающая вера в блаженство упокоения в райских кущах Аллаха. Есть и шестое, но о нем ниже.
Человек в предсмертном трансе может не нуждаться в наркотиках, стимуляторах, он и так эйфоризирован. Наркотики на Северном Кавказе не были и сейчас не являются элементом массовой культуры, опять же из-за суровой опасности гор. Наркотики в горах — это гибель. Однако в Центральной Азии и на Ближнем Востоке во время суфийских ритуалов с древнейших времен, еще до Пророка Мухаммеда, применяли и в мирное время и перед боями сложнейшие смеси трав и минералов для создания измененного сознания. При подготовке шахидов использовались вещества, концентрирующие внимание на внушенном задании. Есть и суфийские тренинги, один из них — «зикр» [Китаев-Смык Л.А., 2006, с. 75-80]. Его многократно показывали на экранах телевизоров, особенно часто в первую чеченскую войну. Мужские и женские хороводы, когда чеченцы кружатся с выкриками цитат из Корана — это своеобразная молитва суфийского ордена ка-дыритов, которых много не только на Кавказе, но и в Боснии и Герцеговине. Известно, что подобного рода техники использовали во французском иностранном легионе и немецких зондеркомандах для введения в состояние «боевого транса».
Когда говорят о трансе как о гипнотическом состоянии, то «кастрируют» действительность. Транс — сложное измененное состояние сознания. В нем происходит трансформация личности — человек становится как бы другим. На Северный Кавказ мистические тренинги и психотропные «коктейли» приходят с Ближнего Востока, где суфийская традиция жива и не прерывалась никогда.
Как готовили «шахидок» в России? В маленькой квартирке в городе Грозном или в небольшом домике в ингушском селе, или даже в неприметной московской, санкт-петербургской квартирах размещали женщин, потерявших родных, жертв «чеченской депрессии». С ними работали хорошие психологи, которые выясняли, чего им не хватало в детстве. Если они были обделены вниманием матери, к ним в качестве «наставницы» приставляют женщину — пожилую, властную, якобы добрую. Тем, которым не хватает сексуальной реализации, дают в «наставники» мужчину, который одновременно является их сожителем и учителем. Этот «наставник» сопровождает их на протяжении всего времени обучения, да и во время совершения теракта находится поблизости. Женщины идут на смерть, и чтобы ему доставить удовольствие. Это еще одно — шестое — сексуальное переживание во время предсмертного транса «шахидок».
У кого-то бывает и седьмое, эмоциональное наполнение предсмертного транса, подмеченное Ф.М. Достоевским, — это приступы злобы. Не сердитость, не озлобленность на что-то, на кого-то, а яростная злоба, накатывающая как волна. Наполняется ею каждая клеточка тела, руки сжимаются в кулаки, ноги каменеют злобой и голова, как в гневном огне. Приступ злобы захватывает разум, глаза сверкают, выкатываются из-под искаженных бровей. Для террориста-смертника становится неясным, размытым то, на что же он злится. В таком состоянии человек весьма отличается от всех окружающих, а потому может быть замечен и схвачен.
Можно видеть в самоубийственной жертвенности чеченских «шахидок» действенную реализацию истерического невроза этих несчастных женщин. Могут возразить: «Разве собственная гибель может быть истерически "приятной и желательной", "выгодной"? Ведь подорвать себя миной — это и больно, и страшно!» Такое возражение не состоятельно, если понимать чеченских женщин. Их состояние «чеченского стресса» настолько мучительно, что любая смерть, освобождающая от него, кажется желанной. Тем более что исламские обещания «райского блаженства» делают для них, как это ни странно, экстатически приятными предсмертные переживания.
В Чечне оказались возможны и иные массовые «уходы в болезнь» женщин (чаще девочек). Это возникшие в декабре 2005 г. и эпидемически распространявшиеся так называемые конверсионные (т. е. истерические) заболевания. (Об этом смотрите в разделе 5.5.3.)
Возможно ли убедить террористов не совершать теракт? На этот вопрос следует ответить утвердительно (см. подробнее в 4.1.1 -Г). В последнее время, в начале XXI в., произошла палести-низация чеченских боевиков, к чему бездумно приложили руку и некоторые структуры российской администрации и злонамеренно иностранные инструкторы боевиков. Но кавказская молодежь, которая пополняла ряды террористов, — не все религиозные фанатики. Их детство, отрочество пришлись на времена, когда еще помнились нормы межнационального общения, хотя и «советского», но единства народов. Молодые люди еще ощущают культурную связь с Россией, с ними можно и нужно разговаривать. Не случайно несостоявшаяся «шахидка» Зарема Мужахоева так и не совершила ни одного теракта. Сначала на Северном Кавказе она два часа просидела в автобусе и так и не привела в действие взрыватель. Потом с сумкой взрывчатки гуляла по Москве и, наконец, сдалась властям. Да и затем активно сотрудничала со спецслужбами, выдала им тайники со взрывчаткой, помогла задержать боевиков, предотвратила другие теракты.
Почему ей вынесли жестокий приговор? С нее надо было бы пылинки сдувать, чтобы другие «шахидки» поняли, что у них есть шанс на нормальную жизнь, и не торопились на тот свет. Неадекватные действия российских властей лишний раз убеждают их в том, что сотрудничать с российскими спецслужбами нельзя, рассчитывать на гражданское общество в лице суда присяжных не приходится, им остается одно — убивать.
Определить «шахидку» в толпе чрезвычайно трудно, потому что ее реакции обострены до предела. Интеллект «шахидки» направлен на одно: совершить заданное действие, не сбиться с заданного алгоритма. Других людей она воспринимает как чуждых ей существ, судьбами которых она владеет. Идя на теракт, она уже не думает о том, кто прав, кто виноват.
Предсмертный транс — это своего рода мания. Что такое мания, если отбросить моральные ярлыки? Это устремленность во что-то одно с игнорированием всего, что этому мешает. Даже глупый человек в маниакальном состоянии так концентрирует остатки своего ума, что делает подчас необычайно умные дела. А если он умный и маниакальный, то становится гением — добрым или злым. Терроризм смертников — это концентрированность мысли и воли на чрезвычайной цели — нести Смерть [Решетников М.М., 2004, с. 341-343 и др.].
Скорому прекращению «женского терроризма» чеченок способствовали не только решительные действия правоохранительных и антитеррористических органов, но и интенсивные напоминания (через средства массовой информации) населению Чечни о том, что «шахидизм» женщин традиционно чужд чеченскому этносу [Китаев-Смык Л.А., 2003, с. 38-39 и др.]. Главенствующую роль в информационном подавлении террористических тенденций у женщин сыграли интеллектуалы чеченской диаспоры.
4.2.11. О смелости

Ви переглядаєте статтю (реферат): ««Предсмертный транс»» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: ЕРГОНОМІЧНІ ВИМОГИ ДО ТОВАРУ
Формування і використання резерву для відшко-дування можливих втр...
МОНЕТИЗАЦІЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФІЦИТУ ТА ВАЛОВОГО ВНУТРІШНЬОГО ПРОДУКТУ...
Затвердження
Визначення вартості капіталу


Категорія: Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 723 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП