Подавляющее большинство взрослых людей не испытывает эустресс креативного озарения, т. к. они не способны к нему. Неспособность к истинному креативному мышлению многих психологов, плодотворно занимающихся научной и педагогической деятельностью, всегда создавала путаницу в понимании инсайтной креативности как высшего (третьего) уровня творчества. Наиболее порочным становится представление о якобы заведомой креативности «нестандартного» мышления, когда оно в действительности примитивно в своей сущности и лишь казуистически оперирует знаниями, не создавая новаций [Богоявленская Д.Б., 2005, с. 50-52]. Не случайно казуистическое мышление, эксплуатируемое во многих телевизионных ток-шоу (розыгрыши призов, юморины и пр.), называют «дебилизирующим», оглупляющим [Петровская И., 2005, с. 7]. Действительно, такие «шоу», обрушивая на праздных телезрителей лавину бессвязных фактов, лишенных системы, последовательности обучения, отучают людей мыслить, оглупляют их под прикрытием новизны псевдопознания. Но заметим, что познание всякой безопасной новизны — радостно. И эту эйфорию (эустресс) усиливает простота обретения на «телешоу» новых знаний, в огромном своем большинстве совершенно ненужных и бессвязных. Дебилизирующий эустресс выпускает «пар недовольства» из населения, потому удобен для властителей. Однако, приобретая обширнейшее влияние на людей через современные средства массовой информации, такая дебилизация всех слоев населения (и даже элит) в конечном итоге ведет современную европейскую цивилизацию к деградации и уничтожению под знаменами гедонизма (стремления к удовольствиям) как единственно стоящей цели проживания жизни. В последние десятилетия XX столетия возросла возможность удовлетворения гедонистических потребностей, но не для всех и не всегда. Потому возникли всяческого рода подделки удовольствий. Изучение креативного творчества с его экстазами стало модным, множатся и его подделки. Но как исследовать его ученым, лишенным инсайтной креативности, однако в совершенстве владеющим методами логических умозаключений. Расцвела «мифологизация креативного творчества и легенди-рование» предтворческих состояний: - якобы творческие личности неподвержены конформизму. Напротив, они часто подлаживаются под реальные обстоятельства, чтобы получить возможность творить; — якобы креативные творцы не заботятся о том, чтобы производить хорошее впечатление. Нет, это не так. Среди них немало бахвалов; якобы личности творческие испытывают дискомфорт в обыденной жизни. Опять же — нет. Многие креативные творцы стремятся к обыденному спокойствию и лишь внутренние побуждения мучают их (эндогенным дистрессом из-за нерожденных творений) и побуждают творить (маня брезжущим эустрессом озарений); якобы к истинному творчеству побуждает стремление к самореализации. Жажда не самореализации, а освобождения от мучений «беременности» творением; якобы творческой личности не важно, будут или нет оценены по достоинству плоды ее деятельности (ее мучений?!). Непризнание, втаптывание творца в грязь убивало (часто в зародыше) великое множество гениев; якобы при креативном творчестве отсутствуют алгоритмы поиска. Никак нет, они всегда есть в любой деятельности (в любой жизнедеятельности?), а при креативе эти алгоритмы на каких-то этапах ускользают из осознавания (в «подсознание», в «досознание», в «сверхсознание»?). Ниже об этом в воспоминаниях А. Эйнштейна. Несомненно лишь одно — инсайтно-креативное творчество всегда побуждается легким дистрессом (неубийственным, как коня пришпорить) и пробуждается, выманивается (как библейский осел морковкой) эндогенным эустрессом — предвестником счастья. Креативные педагоги нередко используют провокативные стимулы для пробуждения творческих потенций. Замечательный педагогический прием такого стимулирования демонстрирует В.В. Колпачев, у которого мной подчерпнут перечень провокативных мифов о предтворческих состояниях [Колпачев В.В., 2005, с. 67-70]. «Безудержная деятельность, как известно, обычно не бывает подлинно творческой... Регидность мышления — другая пограничная характеристика. Как видно на примере религиозного и научного догматизма, регидность помогает предстать перед опасностью во всеоружии... Вместо возможности открытия новых истин регидное мышление обеспечивает временную безопасность, тягу к преследованию новых учений и недоразвитие способностей адаптироваться к новым ситуациям... Тогда человек может перехитрить тревогу правда, ценой потери креативности» [Мэй Р., 2001, с. 303].
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Об эустрессе эрзац-творчества (псевдотворчества)» з дисципліни «Психологія стресу. Психологічна антропологія стресу»