В нашей работе сделана проба различения свойств человека как индивида, лично сти и субъекта деятельности, составляющих единую историческую природу челове ка. Понимание социальной детерминации всех этих свойств и единства их материаль ных механизмов позволяет объяснить генезис психических функций, процессов, со стояний, тенденций и потенциалов человека, исследовать его внутренний мир объективными средствами современной науки. Каждая из этих групп человеческих свойств является системой, открытой внеш нему миру (общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Все ленной). В постоянном и активном взаимодействии человека с миром — природой и обществом — осуществляется его индивидуальное развитие. Обмен веществ, энергии, информации и даже самих человеческих свойств в этом процессе взаимодействия име ет универсальный характер для бытия и сознания человека. Именно на этом постула те основано научное убеждение в объективной познаваемости субъективных явлений и в эффективной возможности управления процессом человеческого развития114. Бла годаря открытости системы «человек—мир» человек есть, как утверждала еще антич ная философия, микрокосм, отражающий и представляющий в себе макрокосм — об щество, природу, мир в целом. П. Тейяр де Шарден имел основания «предсказать, что если мы идем к человече ской эре науки, то эта эра будет в высшей степени эрой науки о человеке — познаю щий человек заметит наконец, что человек как "предмет познания" — это ключ ко всей науке о природе»115. Нельзя не поражаться удивительной мудрости предвидения де Шардена, который писал далее: «...человек как предмет познания имеет для науки уни кальное значение по двум причинам: 1) он представляет собой, индивидуально и соци ально, наиболее синтетическое строение, в котором нам доступна ткань универсума, и 2) соответственно в настоящее время мы находим здесь наиболее подвижную точку этой ткани, находящейся в ходе преобразований. В силу этих причин расшифровать человека — значит в сущности попытаться узнать, как образовался мир и как должен продолжать образовываться. Наука о человеке — теоретическая и практическая наука о гоминизации»116 (курсив-наш. — Б. А.). Действительно, современной наукой сделано очень много в познании происхож дения и функционирования человека как открытой системы, взаимодействующей с миром и им детерминированной. В центре такой открытой системы находится комп лекс, свойств личности с ее бесчисленным рядом социальных связей и свойств субъек та деятельности, преобразующего действительность.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Подступы к проблеме человеческой индивидуальности» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»