Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека
Современная наука изучает человека многими методами с применением сигнали зационной, регистрационной и вычислительной техники. Так, например, лишь в од ной психологической науке применяются многочисленные обсервационные, экспери ментальные, праксиметрические, диагностические и математические методы. Однако для изучения особенностей индивидуального развития нужна специальная организа ция комплекса этих методов путем сочетания метода так называемых возрастных «по перечных» срезов (Cross-Sectional) с методом «длинника» (Longitudinal). Обсуждение методологических проблем изучения психического развития челове ка стало предметом специального симпозиума на XVIII Международном психологи ческом конгрессе, организованного известным французским ученым Рене Заззо35, ко торый, в общем, охарактеризован состояние проблем и трудности их решения. При мечательно, что Р. Заззо в своем докладе о многообразии, действительной ценности и недостатках метода продольных срезов36 пришел к выводу о необходимости соче тать оба метода в изучении индивидуально-психического развития ребенка. Р. Заззо считает, что метод продольных срезов возник в связи с критикой серьезных недостать ков метода поперечных срезов в двадцатые годы нашего столетия, когда в центр всей 34
35
36
StootzelJ. La psychologie sociale. — P.: Flammarion, 1962; MilderM. Group Structure, Motivation and Group Performance. — Hague, 1963. См. мат-лы симпозиума «Изучение хода психического развития ребенка» // Тр. XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966. Zazzo R. Diversite realite fiction de la methode longitudinale // Там же.
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
психологии встала проблема генезиса психики и личности человека в реальном ходе его развития. На наш взгляд, причины возникновения лонгитюдинального метода ле жат гораздо глубже, они связаны с объективной логикой самой теории психической эволюции личности. Но сопоставления «продольного» метода с «поперечным» неиз бежны, и Р. Заззо прав, показывая их столкновения в последние десятилетия. Несмотря на крайнее многообразие вариантов продольного (лонгитюдинального) метода, он может быть охарактеризован общими чертами. Главнейшая из них, как под черкивает Р. Заззо, заключается в проведении исследований на одних и тех же испыту емых или группах в ходе их онтогенетического развития, т. е. в регулярном, многократ ном и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их эволюции. Метод поперечных срезов, напротив, всегда имеет дело с разными индивидами или популяциями одной и той же возрастной группы. Р. Заззо отмечает весьма существен ный позитивный момент исследований методом поперечных срезов: установление гра ниц нормы в пределах отдельных функций в целях последующего сравнения с ними характеристик отдельного ребенка. Мы можем сказать, что таким путем в психологии, как и в медицине, строится диагностика определенных состояний развития, в том чис ле и уровня умственного развития. При диагностике лонгитюдинальный метод обязательно сочетается с методом по перечных срезов (на массовом материале). Он является важным средством уточнения диагностики. Самостоятельная ценность лонгитюдинального метода заключена, как отмечает Р. Заззо, в возможностях решения двух проблем: 1) проблемы предсказаний дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза и 2) проблемы установления генетических связей между фазами психичес кого развития. С помощью этого метода более точно (причем в реальном ходе разви тия личности) определяется вес каждого из факторов, влияющих на различные сторо ны такого развития, а также на изменение взаимодействия факторов и самих сторон психического развития. Корреляционный и факторный анализы становятся математическим орудием ге нетического исследования в крупных масштабах, подчас охватывающих несколько десятилетий человеческой жизни. Лонгитюдинальный метод, как полагают его сторон ники, включая Р. Заззо и многих участников организованного им симпозиума, устраня ет такой серьезный недостаток «поперечного среза», как уравнение всех индивидов дан ного возраста и данной популяций, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Но дело, конечно, не только в недостатках или преиму ществах метода, а в объективном противоречии возрастных (и половых) свойств онто генетической эволюции с индивидуально-типическими, которое определяет различие в темпах и способах этой эволюции у разных индивидов в одни и те же возрастные от резки времени37. Вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик опре деляются не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, био генных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонгитюдинальным методом. Не в меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазо37
Новейшие данные об этом взаимодействии изложены в главе 5.
Человек как предмет
познания
ны в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической и теоретической деятель ности в обществе. Исследования взаимосвязей между возрастными и другими свойствами индиви дуального развития несомненно будут осуществляться в дальнейшем и обнаружат за висимость возрастной изменчивости от внутренних закономерностей развития. Гене тические связи между фазами жизненного цикла являются выражением этих законо мерностей. Поэтому, несмотря на ограниченность использования лонгитюдинального метода, следует ожидать важных открытий при применении его в общем комплексе объективных, особенно активных («формирующих»), методов исследования. Р. Заззо, упомянув кратко о своих лонгитюдинальных исследованиях во вступи тельном слове на симпозиуме, сослался на некоторых американских ученых (Кемпбелля, Кагана, Харриса и др.), которые применили этот метод для изучения развития в разные периоды роста и созревания (от младенчества до юности). Еще шире исполь зовали этот метод другие американские ученые — Л. Шонфельдт и В. Овенс. В своих исследованиях они охватили еще больший диапазон — юность и несколько фаз зрело сти, что имеет принципиальное методологическое значение для построения целост ной теории индивидуально-психологического развития. Интересны сопоставления данных, полученных на одних и тех же людях с помо щью лонгитюдинального метода и метода поперечных (возрастных срезов). Шон фельдт и Овенс38 произвели такие сопоставления сдвигов в интеллектуальном разви тии (посредством обоих методов) за период с 1919 по 1961 г. (в 1961 г. их испытуемым исполнилось 60 лет), а затем сравнили методом поперечного среза полученные харак теристики с характеристиками большой группы юношей, которым в 1961 г. исполни лось 18 лет, т. е. столько же, сколько испытуемым первого контингента было в 1919 г. По всем принятым в методике испытаний характеристикам (вербальной, числовой, смысловой, логической и общей характеристике интеллекта) данные, полученные «долготным» и «поперечным» методами, в общем, совпали, но «долготный» метод оказался несколько более чувствительным в определении возможностей развития. Наиболее интересные данные были получены по каждой из характеристик в отно шении возрастных изменений у одних и тех же людей на протяжении 42 лет их жизни/ о чем мы скажем дальше. Это интересное совместное исследование связано с предше ствующими ценными исследованиями В. Овенса39. В последнее время предпринима лись попытки применения в геронтологии лонгитюдинального метода, ранее сложив шегося в детской психологии40. Обсуждение психогенетических проблем приобрело более позитивный характер благодаря расширению диапазона изучаемых возрастных особенностей и сопоставле нию их с помощью обоих методов исследования. Наиболее трудным, но вместе с тем и
38
39 40
Schoenfeldt L., Owens W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Tp. XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М, 1966. Owens W. A. Age and Mental Abilities. Genet. Psychol. Monogr. - Vol. 48. - 1953. - P. 3-54. Jarvik L. F., Erlenmeyer-Kimling L. Mental Changes and Ageing: Design of Longitudinal Studies//Tp. XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966; Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — H.: Penguin Books, 1966.
Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека
интересным является вопрос о существовании связи между стартом и финишем жиз ненного пути человека. Зависит ли в какой-либо степени тип старения (преждевре менного, нормального, «отставленного» в более глубокие фазы старости) от типа юно сти и молодости, начала самостоятельной жизни и еще более раннего периода форми рования личности в детстве? Эти новые проблемы относятся к общей структуре развития и находятся в центре внимания современной возрастной психологии, как от мечает Н. Бейли41. Многочисленные исследования, проводимые посредством лонгитюдинального метода, посвящены возрастным изменениям комплексного характера, что позволяет находить корреляцию между отдельными сторонами развития и более точно опреде лять вес отдельных факторов индивидуально-психического развития. Среди этих ис следований выделяются работы западногерманского ученого X. Томае и его сотруд ников42, которые выявили преимущественное влияние социально-экономических (экономического статуса личности), а затем и других социальных факторов (правово го, культурного и т. д.) на возрастную изменчивость и индивидуальное своеобразие жизненного пути. Несомненно, что фактическое содержание всех этих исследований представляет научную ценность, хотя интерпретация содержания во многих отношениях представ ляется спорной. Важно отметить, что постановка и решение проблем генетических связей и вариабельности индивидуального развития являются в настоящее время предметом конкретных исследований, охватывающих почти весь целс-стный жизнен ный цикл человека. Что касается практических приложений, то они все более расши ряются, не ограничиваясь лишь областью образования и системой общественного вос питания. В областях здравоохранения и социального обеспечения, организации труда и обслуживания используются многие данные возрастной психологии. В отечественной психологии систематические генетико-психологические иссле дования начаты В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым. В основанной В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым клинике-лаборатории раннего детства впервые был разработан и применен комплексный метод длительного изуче ния одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим факти чески было положено начало методу, носящему в настоящее время название лонгитю динального. Обоснование и первые попытки его применения были изложены в 1928 г. В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым в совместной работе43. Этот же метод «длинника» применялся и применяется в советской детской и педагогической психологии разными исследователями"5. 41
42
43
44
Bayley N. The Life Span as a Frame of Reference in Psychological Research. — № 3. — Basel; N. Y.: Vita Humana, 1963. Thomae H., Uhr R. Variations in Personality Development // Tp. XVIII Междунар. психол. контр. Вып. 29. — М., 1966; Thomae H. Objective Socialization Variables and Personality Development. Fining from a Longitudinal Study // Human Development. — 1965. — № 8. — P. 87. Бехтерев В. М., Шелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексоло гии и физиологии нервной системы. — Т, 1. — М.: ГИЗ, 1928. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. — М.: Учпедгиз, 1960; Новая система начального обучения: Сб. / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Просвеще ние, 1966; Возрастные возможности усвоения знаний: Сб. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966.
Человек как предмет
познания
В современных условиях лонтитюдинальный метод возрастной психологии целе сообразно соединить с психографическим методом дифференциальной психологии. Один из зачинателей дифференциальной психологии — В. Штерн считал синтетиче ский характер психографии специфичным для изучения индивидуально-психических различий между людьми45. Однако психографическое описание личности составля лось преимущественно на основании данных наблюдения и эксперимента в опреде ленный момент жизни. Характеристика жизненного пути личности и анализ продук тов ее деятельности не считались обязательными для монографического изучения личности. Типичным примером подобного изучения является медико-психологиче ская монография Е. Тулуза об Эмиле Золя46, основанная на экспериментальных дан ных, но весьма далекая от анализа творческой деятельности великого французского писателя. Современная психология владеет методами такого анализа процесса и про дуктов деятельности (праксиметрическими), которые должны использоваться в пси хографических и лонгитюдинальных исследованиях. Надо иметь, однако, в виду, что) самостоятельное значение лонгитюдинальный ме тод приобретает лишь при специальном изучении генетических связей между фазами жизни, как ближними, так и более отдаленньши одна от другой. Поэтому на коротких отрезках (например, период начального обучения — 4 или 3 года) его ценность незна чительна. (По отношению к отдельному отрезку времени (возрастному статусу) этот метод может быть совместим с методом поперечных возрастных срезов, но в том и другом случае ^ребуются корреляция и факторный анализ: а) комплекса явлений, об разующих этот статус, и б) факторов, их определяющих. Однако в таком плане, на сколько нам известно, данные методы не применялись в психологических исследова ниях именно потому, что не придавалось основного значения собственно генетиче ским принципам. Наконец, что особенно важно, лонгитюдинальный метод позволяет определить диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизнен ного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития. Между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи, прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредо ванные. Судить о различных влияниях этих связей на небольшом отрезке времени почти невозможно, так как, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, существуют отсроченные и более обобщенные эффекты. Осо бенно важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фа зами развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным. «Наложение» данных «продольного» и «.поперечного» срезов на определенные картины развития безусловно целесообразно, так как позволяет более точно соотне сти оба параметра времени (длительность и временную последовательность смены фаз) в возрастных характеристиках развития человека.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»