ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека
Современная наука изучает человека многими методами с применением сигнали­ зационной, регистрационной и вычислительной техники. Так, например, лишь в од­ ной психологической науке применяются многочисленные обсервационные, экспери­ ментальные, праксиметрические, диагностические и математические методы. Однако для изучения особенностей индивидуального развития нужна специальная организа­ ция комплекса этих методов путем сочетания метода так называемых возрастных «по­ перечных» срезов (Cross-Sectional) с методом «длинника» (Longitudinal). Обсуждение методологических проблем изучения психического развития челове­ ка стало предметом специального симпозиума на XVIII Международном психологи­ ческом конгрессе, организованного известным французским ученым Рене Заззо35, ко­ торый, в общем, охарактеризован состояние проблем и трудности их решения. При­ мечательно, что Р. Заззо в своем докладе о многообразии, действительной ценности и недостатках метода продольных срезов36 пришел к выводу о необходимости соче­ тать оба метода в изучении индивидуально-психического развития ребенка. Р. Заззо считает, что метод продольных срезов возник в связи с критикой серьезных недостать ков метода поперечных срезов в двадцатые годы нашего столетия, когда в центр всей
34

35

36

StootzelJ. La psychologie sociale. — P.: Flammarion, 1962; MilderM. Group Structure, Motivation and Group Performance. — Hague, 1963. См. мат-лы симпозиума «Изучение хода психического развития ребенка» // Тр. XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966. Zazzo R. Diversite realite fiction de la methode longitudinale // Там же.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

психологии встала проблема генезиса психики и личности человека в реальном ходе его развития. На наш взгляд, причины возникновения лонгитюдинального метода ле­ жат гораздо глубже, они связаны с объективной логикой самой теории психической эволюции личности. Но сопоставления «продольного» метода с «поперечным» неиз­ бежны, и Р. Заззо прав, показывая их столкновения в последние десятилетия. Несмотря на крайнее многообразие вариантов продольного (лонгитюдинального) метода, он может быть охарактеризован общими чертами. Главнейшая из них, как под­ черкивает Р. Заззо, заключается в проведении исследований на одних и тех же испыту­ емых или группах в ходе их онтогенетического развития, т. е. в регулярном, многократ­ ном и систематическом изучении этих испытуемых или групп в процессе их эволюции. Метод поперечных срезов, напротив, всегда имеет дело с разными индивидами или популяциями одной и той же возрастной группы. Р. Заззо отмечает весьма существен­ ный позитивный момент исследований методом поперечных срезов: установление гра­ ниц нормы в пределах отдельных функций в целях последующего сравнения с ними характеристик отдельного ребенка. Мы можем сказать, что таким путем в психологии, как и в медицине, строится диагностика определенных состояний развития, в том чис­ ле и уровня умственного развития. При диагностике лонгитюдинальный метод обязательно сочетается с методом по­ перечных срезов (на массовом материале). Он является важным средством уточнения диагностики. Самостоятельная ценность лонгитюдинального метода заключена, как отмечает Р. Заззо, в возможностях решения двух проблем: 1) проблемы предсказаний дальнейшего хода психической эволюции, научного обоснования психологического прогноза и 2) проблемы установления генетических связей между фазами психичес­ кого развития. С помощью этого метода более точно (причем в реальном ходе разви­ тия личности) определяется вес каждого из факторов, влияющих на различные сторо­ ны такого развития, а также на изменение взаимодействия факторов и самих сторон психического развития. Корреляционный и факторный анализы становятся математическим орудием ге­ нетического исследования в крупных масштабах, подчас охватывающих несколько десятилетий человеческой жизни. Лонгитюдинальный метод, как полагают его сторон­ ники, включая Р. Заззо и многих участников организованного им симпозиума, устраня­ ет такой серьезный недостаток «поперечного среза», как уравнение всех индивидов дан­ ного возраста и данной популяций, которые на самом деле не могут оказываться в одной и той же точке онтогенетической эволюции, так как совершают свое развитие с разной скоростью и различным путем. Но дело, конечно, не только в недостатках или преиму­ ществах метода, а в объективном противоречии возрастных (и половых) свойств онто­ генетической эволюции с индивидуально-типическими, которое определяет различие в темпах и способах этой эволюции у разных индивидов в одни и те же возрастные от­ резки времени37. Вариативность и многозначность одних и тех же возрастных характеристик опре­ деляются не только влиянием на них различных внешних факторов (социальных, био­ генных, абиогенных), изучением которых заняты специалисты, пользующиеся лонгитюдинальным методом. Не в меньшей степени возрастная изменчивость и ее диапазо37

Новейшие данные об этом взаимодействии изложены в главе 5.

Человек как предмет

познания

ны в различные периоды жизни человека обусловлены внутренними свойствами его развития как индивида и личности, субъекта практической и теоретической деятель­ ности в обществе. Исследования взаимосвязей между возрастными и другими свойствами индиви­ дуального развития несомненно будут осуществляться в дальнейшем и обнаружат за­ висимость возрастной изменчивости от внутренних закономерностей развития. Гене­ тические связи между фазами жизненного цикла являются выражением этих законо­ мерностей. Поэтому, несмотря на ограниченность использования лонгитюдинального метода, следует ожидать важных открытий при применении его в общем комплексе объективных, особенно активных («формирующих»), методов исследования. Р. Заззо, упомянув кратко о своих лонгитюдинальных исследованиях во вступи­ тельном слове на симпозиуме, сослался на некоторых американских ученых (Кемпбелля, Кагана, Харриса и др.), которые применили этот метод для изучения развития в разные периоды роста и созревания (от младенчества до юности). Еще шире исполь­ зовали этот метод другие американские ученые — Л. Шонфельдт и В. Овенс. В своих исследованиях они охватили еще больший диапазон — юность и несколько фаз зрело­ сти, что имеет принципиальное методологическое значение для построения целост­ ной теории индивидуально-психологического развития. Интересны сопоставления данных, полученных на одних и тех же людях с помо­ щью лонгитюдинального метода и метода поперечных (возрастных срезов). Шон­ фельдт и Овенс38 произвели такие сопоставления сдвигов в интеллектуальном разви­ тии (посредством обоих методов) за период с 1919 по 1961 г. (в 1961 г. их испытуемым исполнилось 60 лет), а затем сравнили методом поперечного среза полученные харак­ теристики с характеристиками большой группы юношей, которым в 1961 г. исполни­ лось 18 лет, т. е. столько же, сколько испытуемым первого контингента было в 1919 г. По всем принятым в методике испытаний характеристикам (вербальной, числовой, смысловой, логической и общей характеристике интеллекта) данные, полученные «долготным» и «поперечным» методами, в общем, совпали, но «долготный» метод оказался несколько более чувствительным в определении возможностей развития. Наиболее интересные данные были получены по каждой из характеристик в отно­ шении возрастных изменений у одних и тех же людей на протяжении 42 лет их жизни/ о чем мы скажем дальше. Это интересное совместное исследование связано с предше­ ствующими ценными исследованиями В. Овенса39. В последнее время предпринима­ лись попытки применения в геронтологии лонгитюдинального метода, ранее сложив­ шегося в детской психологии40. Обсуждение психогенетических проблем приобрело более позитивный характер благодаря расширению диапазона изучаемых возрастных особенностей и сопоставле­ нию их с помощью обоих методов исследования. Наиболее трудным, но вместе с тем и

38

39 40

Schoenfeldt L., Owens W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View of Longitudinal Data // Tp. XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М, 1966. Owens W. A. Age and Mental Abilities. Genet. Psychol. Monogr. - Vol. 48. - 1953. - P. 3-54. Jarvik L. F., Erlenmeyer-Kimling L. Mental Changes and Ageing: Design of Longitudinal Studies//Tp. XVIII Междунар. психол. конгр. — Вып. 29. — М., 1966; Bromley D. В. The Psychology of Human Ageing. — H.: Penguin Books, 1966.

Глава 3. Онтогенез и жизненный путь человека

интересным является вопрос о существовании связи между стартом и финишем жиз­ ненного пути человека. Зависит ли в какой-либо степени тип старения (преждевре­ менного, нормального, «отставленного» в более глубокие фазы старости) от типа юно­ сти и молодости, начала самостоятельной жизни и еще более раннего периода форми­ рования личности в детстве? Эти новые проблемы относятся к общей структуре развития и находятся в центре внимания современной возрастной психологии, как от­ мечает Н. Бейли41. Многочисленные исследования, проводимые посредством лонгитюдинального метода, посвящены возрастным изменениям комплексного характера, что позволяет находить корреляцию между отдельными сторонами развития и более точно опреде­ лять вес отдельных факторов индивидуально-психического развития. Среди этих ис­ следований выделяются работы западногерманского ученого X. Томае и его сотруд­ ников42, которые выявили преимущественное влияние социально-экономических (экономического статуса личности), а затем и других социальных факторов (правово­ го, культурного и т. д.) на возрастную изменчивость и индивидуальное своеобразие жизненного пути. Несомненно, что фактическое содержание всех этих исследований представляет научную ценность, хотя интерпретация содержания во многих отношениях представ­ ляется спорной. Важно отметить, что постановка и решение проблем генетических связей и вариабельности индивидуального развития являются в настоящее время предметом конкретных исследований, охватывающих почти весь целс-стный жизнен­ ный цикл человека. Что касается практических приложений, то они все более расши­ ряются, не ограничиваясь лишь областью образования и системой общественного вос­ питания. В областях здравоохранения и социального обеспечения, организации труда и обслуживания используются многие данные возрастной психологии. В отечественной психологии систематические генетико-психологические иссле­ дования начаты В. М. Бехтеревым и его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым. В основанной В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым клинике-лаборатории раннего детства впервые был разработан и применен комплексный метод длительного изуче­ ния одних и тех же детей, охватывающий весь период раннего детства. Этим факти­ чески было положено начало методу, носящему в настоящее время название лонгитю­ динального. Обоснование и первые попытки его применения были изложены в 1928 г. В. М. Бехтеревым и Н. М. Щеловановым в совместной работе43. Этот же метод «длинника» применялся и применяется в советской детской и педагогической психологии разными исследователями"5.
41

42

43

44

Bayley N. The Life Span as a Frame of Reference in Psychological Research. — № 3. — Basel; N. Y.: Vita Humana, 1963. Thomae H., Uhr R. Variations in Personality Development // Tp. XVIII Междунар. психол. контр. Вып. 29. — М., 1966; Thomae H. Objective Socialization Variables and Personality Development. Fining from a Longitudinal Study // Human Development. — 1965. — № 8. — P. 87. Бехтерев В. М., Шелованов Н. М. К обоснованию генетической рефлексологии // Новое в рефлексоло­ гии и физиологии нервной системы. — Т, 1. — М.: ГИЗ, 1928. Проблемы обучения и воспитания в начальной школе: Сб. / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. — М.: Учпедгиз, 1960; Новая система начального обучения: Сб. / Под ред. Л. В. Занкова. — М.: Просвеще­ ние, 1966; Возрастные возможности усвоения знаний: Сб. / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1966.

Человек как предмет

познания

В современных условиях лонтитюдинальный метод возрастной психологии целе­ сообразно соединить с психографическим методом дифференциальной психологии. Один из зачинателей дифференциальной психологии — В. Штерн считал синтетиче­ ский характер психографии специфичным для изучения индивидуально-психических различий между людьми45. Однако психографическое описание личности составля­ лось преимущественно на основании данных наблюдения и эксперимента в опреде­ ленный момент жизни. Характеристика жизненного пути личности и анализ продук­ тов ее деятельности не считались обязательными для монографического изучения личности. Типичным примером подобного изучения является медико-психологиче­ ская монография Е. Тулуза об Эмиле Золя46, основанная на экспериментальных дан­ ных, но весьма далекая от анализа творческой деятельности великого французского писателя. Современная психология владеет методами такого анализа процесса и про­ дуктов деятельности (праксиметрическими), которые должны использоваться в пси­ хографических и лонгитюдинальных исследованиях. Надо иметь, однако, в виду, что) самостоятельное значение лонгитюдинальный ме­ тод приобретает лишь при специальном изучении генетических связей между фазами жизни, как ближними, так и более отдаленньши одна от другой. Поэтому на коротких отрезках (например, период начального обучения — 4 или 3 года) его ценность незна­ чительна. (По отношению к отдельному отрезку времени (возрастному статусу) этот метод может быть совместим с методом поперечных возрастных срезов, но в том и другом случае ^ребуются корреляция и факторный анализ: а) комплекса явлений, об­ разующих этот статус, и б) факторов, их определяющих. Однако в таком плане, на­ сколько нам известно, данные методы не применялись в психологических исследова­ ниях именно потому, что не придавалось основного значения собственно генетиче­ ским принципам. Наконец, что особенно важно, лонгитюдинальный метод позволяет определить диапазон возрастной изменчивости и индивидуальной вариабельности фаз жизнен­ ного цикла, что составляет основу дифференцированного управления процессом развития. Между всеми компонентами воспитания и развития существуют взаимосвязи, прямые и обратные, положительные и отрицательные, непосредственные и опосредо­ ванные. Судить о различных влияниях этих связей на небольшом отрезке времени почти невозможно, так как, кроме непосредственных эффектов, проявляющихся вслед за данным воздействием, существуют отсроченные и более обобщенные эффекты. Осо­ бенно важны наиболее отдаленные влияния, распространяющиеся в самую глубину структуры личности и ее жизненного цикла. Для определения таких опосредованных и отдаленных влияний, действующих в длинном ряду генетических связей между фа­ зами развития, лонгитюдинальный метод должен быть признан основным. «Наложение» данных «продольного» и «.поперечного» срезов на определенные картины развития безусловно целесообразно, так как позволяет более точно соотне­ сти оба параметра времени (длительность и временную последовательность смены фаз) в возрастных характеристиках развития человека.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Возрастные («поперечные») срезы и лонгитюдинальный метод изучения онтогенетической эволюции человека» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Где центр тяжести летящей ракеты?
Отдача огнестрельного оружия
ІНВЕСТОРСЬКІ КОШТОРИСИ
Кредитоспроможність позичальника та основні джерела інформації дл...
Аналіз використання основного та оборотного капіталів позичальник...


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (13.02.2012)
Переглядів: 2122 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП