ДИПЛОМНІ КУРСОВІ РЕФЕРАТИ


ИЦ OSVITA-PLAZA

Реферати статті публікації

Пошук по сайту

 

Пошук по сайту

Головна » Реферати та статті » Психологія » Людина як предмет пізнання

Становление системы человекознания
Начала научного изучения человека были зало­ жены в натурфилософии, естествознании и меди­ цине. Познание природы, окружающего человека материального мира и познание человека, выделя­ ющегося из природы и противостоящего ей, но вместе с тем являющегося одним из самых заме­ чательных феноменов ее, всегда развивались вза­ имосвязанно, хотя и весьма противоречиво. Ант­ ропоцентризм в такой же мере характеризовал натурфилософию и прошлую историю естество­ знания, как и геоцентризм, но сохранялся доль­ ше, так как торжество гелиоцентрической систе­ мы мира, в которой существует человек, еще не повлекло за собой преодоления антропоцентриз­ ма в изучении жизни на Земле. Антропоморфизм и разнообразные его моди­ фикации в биологии изживались постепенно, по мере накопления знаний о растительных и живот­ ных организмах, с одной стороны, и уяснения оп­ ределенного места самого человека в органиче­ ской природе — с другой. Выделение человека как вида Homo sapiens в отряде приматов Кар­ лом Линнеем, впервые определившим место че­ ловека в общей систематике живой природы, было важным поворотным пунктом в процессе преодоления антропоцентризма в натурфилосо­ фии и общей системе естествознания. Однако ан­ тропоморфизм в истолковании жизнедеятельно­ сти и поведения животных (и даже растений, как

Глава 2. Становление системы человекознания

указывал К. Тимирязев) сохранялся и после главнейшего поворота в развитии есте­ ствознания — возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина. Все же именно эта теория, генетически объяснив образование Homo sapiens в общем процессе эволюции жизни посредством естественного отбора, объединила различные естественные науки на изучении человека как продукта и высшего звена эволюционного процесса. Хотя антропология в широком смысле слова ведет свое начало с глубокой древности, стро­ го научный характер она приобрела на почве эволюционной теории. Вместе с тем ока­ залось, что для объяснения антропогенеза этой теории, как и естествознания в целом, еще недостаточно, поскольку происхождение человека как биологического вида не­ возможно объяснить без научного понимания происхождения общества с его произ­ водством материальной жизни людей. Именно такое объяснение было дано К. Марк­ сом и Ф. Энгельсом; марксистская теория антропогенеза и социогенеза завершила образование научной концепции человека как вида. Предыстория марксистской теории антропогенеза и социогенеза связана, конеч­ но, не с естествознанием, а с философией и историей, политической экономией и со­ циологией. Следовательно, значение этих областей для становления антропологии как специальной естественной науки о человеке нельзя игнорировать, особенно если учи­ тывать, что палеоантропология, исследующая антропогенез, связана не только с пале­ онтологией, но и с археологией — одной из основных исторических наук, палеолингвистикой, сравнительной этнологией и другими общественными дисциплинами. Роль этих наук в более точном определении своеобразного места человека как биологиче­ ского вида в системе живой природы весьма значительна. Поэтому есть основание по­ лагать, что постановка проблемы Homo sapiens в строго научном плане есть результат прогресса многих областей естествознания, общественно-исторических наук и фило­ софии. По мере прогресса научных знаний о человеке на основе познания общих законов природы и общества преодолевались антропоцентризм и антропоморфизм, пережит­ ки которых искусственно культивируются в современных условиях субъективно-иде­ алистическими концепциями. Примечательно, однако, что параллельно идет проти­ воположный процесс—антропологизации и гуманизации системы научного познания, превращения человека, как указывалось нами выше, в одну из самых общих проблем всей современной науки. Этот процесс идет в значительной мере стихийно и характе­ ризуется образованием ряда отдельных крупных очагов в общей структуре науки, в которые как бы стягиваются нити от многих наук в целях познания той или иной формы бытия и сознания человека. Одним из основных очагов является проблема человека как биологического вида Homo sapiens. На протяжении последнего столетия этот очаг, или центр, изучения че­ ловека становится все более обширным и междисциплинарным. Более молодым, но не менее разнообразным является второй центр, объединяющий научные дисципли­ ны, изучающие человечество. Уже в нашем столетии возникли два новых научных цен­ тра — онтогенетики человека как индивида и персоналистики, изучения человека как личности.

Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление системы человекознания» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»

Заказать диплом курсовую реферат
Реферати та публікації на інші теми: Частини мови
Оцінка умов розміщення об’єктів інвестування
Оцінка і управління процентним ризиком
РОБОЧІ ДОКУМЕНТИ АУДИТОРА
Використання стільникових мереж для передачі даних


Категорія: Людина як предмет пізнання | Додав: koljan (12.02.2012)
Переглядів: 776 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Онлайн замовлення

Заказать диплом курсовую реферат

Інші проекти




Діяльність здійснюється на основі свідоцтва про держреєстрацію ФОП