Начала научного изучения человека были зало жены в натурфилософии, естествознании и меди цине. Познание природы, окружающего человека материального мира и познание человека, выделя ющегося из природы и противостоящего ей, но вместе с тем являющегося одним из самых заме чательных феноменов ее, всегда развивались вза имосвязанно, хотя и весьма противоречиво. Ант ропоцентризм в такой же мере характеризовал натурфилософию и прошлую историю естество знания, как и геоцентризм, но сохранялся доль ше, так как торжество гелиоцентрической систе мы мира, в которой существует человек, еще не повлекло за собой преодоления антропоцентриз ма в изучении жизни на Земле. Антропоморфизм и разнообразные его моди фикации в биологии изживались постепенно, по мере накопления знаний о растительных и живот ных организмах, с одной стороны, и уяснения оп ределенного места самого человека в органиче ской природе — с другой. Выделение человека как вида Homo sapiens в отряде приматов Кар лом Линнеем, впервые определившим место че ловека в общей систематике живой природы, было важным поворотным пунктом в процессе преодоления антропоцентризма в натурфилосо фии и общей системе естествознания. Однако ан тропоморфизм в истолковании жизнедеятельно сти и поведения животных (и даже растений, как
Глава 2. Становление системы человекознания
указывал К. Тимирязев) сохранялся и после главнейшего поворота в развитии есте ствознания — возникновения эволюционной теории Ч. Дарвина. Все же именно эта теория, генетически объяснив образование Homo sapiens в общем процессе эволюции жизни посредством естественного отбора, объединила различные естественные науки на изучении человека как продукта и высшего звена эволюционного процесса. Хотя антропология в широком смысле слова ведет свое начало с глубокой древности, стро го научный характер она приобрела на почве эволюционной теории. Вместе с тем ока залось, что для объяснения антропогенеза этой теории, как и естествознания в целом, еще недостаточно, поскольку происхождение человека как биологического вида не возможно объяснить без научного понимания происхождения общества с его произ водством материальной жизни людей. Именно такое объяснение было дано К. Марк сом и Ф. Энгельсом; марксистская теория антропогенеза и социогенеза завершила образование научной концепции человека как вида. Предыстория марксистской теории антропогенеза и социогенеза связана, конеч но, не с естествознанием, а с философией и историей, политической экономией и со циологией. Следовательно, значение этих областей для становления антропологии как специальной естественной науки о человеке нельзя игнорировать, особенно если учи тывать, что палеоантропология, исследующая антропогенез, связана не только с пале онтологией, но и с археологией — одной из основных исторических наук, палеолингвистикой, сравнительной этнологией и другими общественными дисциплинами. Роль этих наук в более точном определении своеобразного места человека как биологиче ского вида в системе живой природы весьма значительна. Поэтому есть основание по лагать, что постановка проблемы Homo sapiens в строго научном плане есть результат прогресса многих областей естествознания, общественно-исторических наук и фило софии. По мере прогресса научных знаний о человеке на основе познания общих законов природы и общества преодолевались антропоцентризм и антропоморфизм, пережит ки которых искусственно культивируются в современных условиях субъективно-иде алистическими концепциями. Примечательно, однако, что параллельно идет проти воположный процесс—антропологизации и гуманизации системы научного познания, превращения человека, как указывалось нами выше, в одну из самых общих проблем всей современной науки. Этот процесс идет в значительной мере стихийно и характе ризуется образованием ряда отдельных крупных очагов в общей структуре науки, в которые как бы стягиваются нити от многих наук в целях познания той или иной формы бытия и сознания человека. Одним из основных очагов является проблема человека как биологического вида Homo sapiens. На протяжении последнего столетия этот очаг, или центр, изучения че ловека становится все более обширным и междисциплинарным. Более молодым, но не менее разнообразным является второй центр, объединяющий научные дисципли ны, изучающие человечество. Уже в нашем столетии возникли два новых научных цен тра — онтогенетики человека как индивида и персоналистики, изучения человека как личности.
Ви переглядаєте статтю (реферат): «Становление системы человекознания» з дисципліни «Людина як предмет пізнання»